Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

05.07.2001 01:38 | От читателей | Администратор

ЛАСТОЧКИНО ГНЕЗДО

Два дня назад весь Рыбинск хоронил своего любимого гражданина - бывшего бессменного директора "Рыбинских моторов", Героя Социалистического Труда Павла Федоровича Дергунова. Горькая и невосполнимая потеря. Это при нем завод набирал мощность, становился флагманом отечественной индустрии, для рабочих строилось жилье и прекрасные дворцы спорта, дома культуры, пионерские лагеря и дома отдыха. Постоянные читатели "Советской России" помнят целый ряд публикаций об этом уникальном предприятии, о семье Дерунова и выступления самого Павла Федоровича. Тысячи человек, пришедшие проститься со своим последним социалистическим директором, стояли понуро и молча. Речи говорили другие люди. Едва ли - все, но многие наверняка понимали: хоронят не просто заслуженного человека, хоронят эпоху, хоронят "Рыбинские моторы"... Такие предприятия, как этот завод, задумывались, создавались будто специально под людей особого качества: с кристальной совестью, с мощным интеллектом, с патриотизмом. Именно таким и был Дергунов. А теперь пришла эпоха пигмеев...

С заученной траурной речью выступал на прощальном митинге нынешний гендиректор завода Юрий Ласточкин. Слушать его было и тягостно, и неприятно, хотя он хотел выглядеть искренним, рассказывали жители Рыбинска. Наверное, их горе было бы менее острым, если бы видели: вот - преемник, продолжатель дела Дергунова. Да только какая тут преемственность, если дела говорят как раз об обратном, если сегодня великое предприятие находится фактически в руках человека, которому Дергунов, будь он по-прежнему, директором, едва ли доверил бы хоть мало-мальски ответственный участок работы. Сам Дергунов едва получал в годы наивысшего расцвета предприятия в два-три раза больше рабочего, а вот Ласточкин не стесняется - не менее чем в 25 раз превысил "рабочий" уровень, только по официальным сведениям, сообщает местная пресса.

Нынешний генеральный директор - типичный "новый" русский: сытый сверх меры, матерится даже по "мобильнику", в ярком пиджаке и на "шестисотом", разумеется. Да бог с ней, с внешностью. Каковы дела и поступки, каков путь его на этот пост - вот что важно. Ведь сам стиль, каким человек идет наверх, очень красноречиво говорит и о цели, и о человеке.

Что ж, судите сами, какой этот путь. По институтскому распределению попал на Волжский машиностроительный завод, где начал трудиться скромным бухгалтером. Не успел как следует освоиться с профессией - грянула перестройка, и вчерашний студент быстренько сообразил, где деньги лежат. Он уволился и основал свое дельце, которое как раз к началу первого этапа приватизации принесло ему капиталец. Его он употребил на скупку акций именно того завода, на котором начинал свой трудовой путь - Волжского машиностроительного. Но это было только начало. Кто-то из старых приятелей предложил скупать акции авиационного гиганта - АО "Рыбинские моторы". И хозяин скромной ярославской фирмы ЗАО "Техноком" Юрий Ласточкин принял это предложение. Ему не было тогда и тридцати... Кто бы мог подумать, что через какие-то три-четыре года он по всем правилам первоначального накопления капитала обойдет партнеров и встанет во главе этого предприятия. Он сделался генеральным директором ОАО "Рыбинские моторы" в сентябре 1997 года. Не имея ни малейшего опыта работы не только в авиационной промышленности, но и в производстве вообще...

В 1995 году бывший тогда недолгое время генеральным директором ОАО "Рыбинские моторы" Валерий Шелгунов совместно с генеральным конструктором ОАО "Рыбинское конструкторское бюро моторостроения" (РКБМ) Александром Новиковым и директором ЗАО "Техноком" мало кому известным Юрием Ласточкиным с целью создания консолидированного пакета акций приняли решение образовать закрытое акционерное общество "ТДИ". Договорились о размерах вкладов. Ласточкину его партнеры полностью доверяли. Он же повел собственную игру. Вместо ЗАО он зарегистрировал ОАО, что позволило ему в дальнейшем бесконтрольно распоряжаться акциями и продавать их сторонним организациям - а фактически подконтрольным ему фирмам, во главе которых , естественно, стояли не чужие ему люди.

В феврале 1997 года Ласточкин становится директором по экономике и финансам ОАО "Рыбинские моторы". А в августе Шелгунов, почуяв недоброе, забеспокоился и потребовал у исполнительного директора ОАО "ТДИ" Зайнулина (друга Ласточкина) предоставить сведения о деятельности ОАО "ТДИ. Но Шелгунову так и не суждено было узнать финансовое состояние ОАО "ТДИ". 2 сентября 1997 года он по решению уже прирученного Ласточкиным совета директоров был снят с должности. Генеральным директором становится Ласточкин, а директором по экономике и финансам его друг Валерий Жигалов. Постепенно на все руководящие должности ОАО "Рыбинские моторы" приходят бывшие работники "Текнокома" и "ТДИ" - приятели Ласточкина.

Сегодня положение в Рыбинске тревожное. Местная пресса бьет тревогу по поводу предстоящих увольнений с завода. Город замер в ожидании массовой безработицы. Уже около тысячи человек уволены, а всего предполагается уволить более трех тысяч.. Как раз, когда режим пытается протащить через Госдуму новый КЗоТ, увольнения особенно страшны. По новому закону и защитить рабочих будет некому, потому что хозяин - барин. Но это, видимо, и нужно Ласточкину. На днях он имел "честь" быть принятым в руководство "Союза правых сил", а уж за какой КЗоТ эти "силы" будут голосовать в Думе, всем ясно...

Если армия безработных надеется на то, что им помогут из городского бюджета, и таким образом не дадут умереть с голоду, то это надежда, похоже, призрачная. Сегодня пока еще завод дает почти четверть поступлений в местный бюджет. Но это - пока.

Ласточкин вынашивает идею слить свое предприятие с московским КБ - ОАО "А. Люлька - Сатурн". Однако давайте попробуем представить, что ожидает Рыбинск в случае этого объединения. Ведь уже была череда слияний.

В 1997 году к "Рыбинским моторам" было по желанию Ласточкина присоединено ОАО "РКБМ". В результате, дескать, появился новый перспективный двигатель РД -600В для вертолетов фирмы "Камов"". Но ведь этот двигатель - старая разработка, такие изделия готовятся к выпуску по 7-8 лет. Если Ласточкин не понимает даже того, что ясно любому работяге в Рыбинске, то о чем говорить? "Заслуга" же Ласточкина состоит разве что только в том, что при нем с завода уволилось большинство опытных управленцев и конструкторов. Новые, естественно, не пришли.

Еще одно "слияние" было произведено в 1999 году - "Рыбинскими моторами" приобретены производственные мощности Волжского машиностроительного завода. Раньше это был гигант военно-промышленного комплекса. Последние годы предприятие, лишенное государственной подпитки, разорялось. Но ведь и к этому предприятию Ласточкин приложил руку, как мы помним. И туда были внедрены люди его круга, так сказать. Рабочие ВМЗ сегодня получают чуть не в два раза меньше, чем на основном предприятии, хотя и там уже довольно невысокую зарплату задерживают на месяц и более. И жилой поселок, лучший когда-то в Рыбинске, месяцами сидит без воды и тепла...

Какие же цели преследовал и преследует Ласточкин, объединившись с местными предприятиями и стремясь к объединению с московским КБ "Люлька-Сатурн"? Все просто. Во-первых, объединение - это повышение бухгалтерских активов предприятия, а значит, одно из условий непотопляемости. Ведь по нынешним "реформаторским" законам неважно, что бедствуют и остаются без работы люди, что предприятие не выпускает профильной продукции, главное, чтобы "финансовые потоки" можно было регулировать и направлять. И во-вторых, все проблемы можно списать на бывшее руководство.

На самом же деле, местная пресса прогнозирует: налоги пойдут в Москву, не зря же Ласточкина называют то в числе друзей сына Лужкова, то сына Черномырдина. Рыбинск останется вообще на голодном пайке. Вот это и есть основная цель слияния - перекачка денежных потоков подальше от завода и города. По принципу - подальше положишь, поближе возьмешь. У журналистов есть все основания строить такие догадки, потому что приближаются выборы губернатора области, а это дело крайне затратное. По крайней мере, до сих пор никто не опроверг и в то же время не подтвердил такой информации. Она гуляет по области, да еще приобретает "выборный" оттенок.

В области обильно цитируется Ласточкин, всегда в высшей мере заинтересованно относящийся к любым выборам. Журналисты ссылаются на его слова о том, что любые выборы - от мэра города до губернатора области - решаются у него в кабинете. Вот так!

При таком подходе к делу чего же ждать от производства? Нужно ли оно вообще Ласточкину, превратившемуся, судя по публикациям, в нечто вроде держателя "пиаровского агентства"? Производство нужно в таком случае только для того, чтобы хватало денег на выборы.

Начнем хотя бы со снегохода "Тайга". Эту безнадежно стареющую модель практически никто не покупает (за последний год продано лишь около десятка). По газотурбинным установкам рыбинцы отстали от пермяков уже, наверно, навсегда. Рыбинские установки имеют ресурс около 3 тысяч часов, пермские - до 40 тысяч часов.

Что касается ремонта двигателей, то и здесь "Рыбинские моторы", увы, далеко не впереди. С численностью около восьми тысяч работающих они осуществляют лишь 26 ремонтов двигателей в месяц. Внуковский авиаремонтный завод, где ремонтом занимаются лишь пятьсот человек, делает до 12 ремонтов в месяц. Комментарии, конечно, излишни.

В одной из благорасположенных к Ласточкину газет написано, что на "Рыбинских моторах" положительная динамика зафиксирована по всем основным технико-экономическим показателям. Объем производства по сравнению с прошлым годом увеличился на 17,5 процентов, а зарплата выросла в 1,8 раза. Чистой воды манипуляция! Объем производства падает, цифра же дана в ценовом выражении. Естественно, когда цены на услуги и товары моторостроителей выросли, объем в ценах тоже выглядит выросшим. А зарплата, как мы знаем, может и расти ...на бумаге. Уже два месяца зарплату на "Рыбинских моторах" просто не платят. Должны же "Рыбинские моторы" в бюджеты, по данным налоговой инспекции, 140 миллионов рублей.

Ласточкин хвалится участием предприятия в международной кооперации, ссылаясь на заказы американской корпорации "Дженерал электрик" и французской "Снекма", собирающихся будто бы разместить на "РМ" производство узлов и деталей для авиадвигателей. Ну, во-первых, в сотрудничестве с названными фирмами заслуг его нет, все это наработано бывшим директорским составом. А во-вторых, хвастаться-то нечем! Работа по производству этих узлов практически не ведется. Но даже не в этом суть. Еще бывший директор Шелгунов и предбывший Аникин пытались купить у Канады и Японии лицензии на производство подобных узлов. Им, естественно, не продали. Какая крупная иностранная фирма отдаст прибыльный заказ в Россию? Единственное, в чем преуспел этот директор, так это в скупке акций предприятия. Можно себе представить, что будет с заводом, если государство не вмешается в ближайшее время!

Как-то один эмигрировавший из Риги русский инженер (тоже, между прочим, из авиации) сказал мне, что бывшие гиганты советской индустрии, в том числе и военные, превращаются в Риге с помощью "новых русских" директоров в ...коптильни для кур. Вот что значит - нет ока государева! Будем надеяться, что с "Рыбинскими моторами" такого не произойдет... Не успеет произойти.

Валентин ГЕРАСИМЕНКО



blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList