31.10.2001 23:05 | От читателей | Администратор
ВОЙТИ ВО ВЛАСТЬ И НЕ ПРОПАСТЬ
Что же на самом деле заставило депутата, секретаря обкома КПРФ пойти на столь жесткий протест -- выход из руководящего состава городского Совета, отказ от довольно приличной заработной платы?
По правде сказать, меньше всего сам Николай Куторгин думал о спектакле и "спецэффектах" для власти и ее обслуживающей команды:
-- Разумеется, не так просто далось это решение. Обдумал все до мелочей сам, посоветовался с руководством обкома, членами бюро. Вспомнил, как пришли в горсовет командой от избирательного объединения КПРФ: восемь из семнадцати, как постепенно, но уверенно входили во власть, принявшую такое "пришествие" депутатов-коммунистов как инородное тело. На первых порах работали слаженно.
В городском Совете депутатам от избирательного объединения КПРФ удалось закрепиться прочно: коммунисты заняли два поста заместителей председателя городского Совета, возглавили основные постоянные комиссии. Примечательно, что впервые в России в миллионном городе удалось обеспечить такое представительство оппозиции во власти. Регион во второй раз вошел в "красный пояс". Команда депутатов от КПРФ успешно решила многие вопросы в интересах избирателей города. Главное -- долгое время удавалось сдерживать власть в действиях, когда она стремилась переложить решение всех экономических проблем на плечи населения. Благодаря этому почти два года в городе не повышались тарифы на транспорт, до недавнего времени -- на жилищно-коммунальные услуги.
Были обеспечены социально-направленная бюджетная политика, строгий контроль над сохранностью городского имущества.
Депутаты-коммунисты внесли принципиально важные поправки в Устав города: в частности, о выборах по партийным спискам, об утверждении городским Советом заместителей губернаторов и директоров департаментов. Было разработано положение о Счетной палате, главном контролирующем органе деятельности городской администрации и многое другое.
И это притом, что развитию деловых отношений депутатов фракции КПРФ и администрации города постоянно мешали явно затянувшиеся баталии между мэром В.Рощупкипым и губернатором Л.Полежаевым. Иметь самостоятельного, делового мэра под боком было выше сил губернатора, признающего только единоначалие в собственном лице. Была организована откровенная травля мэра на всех телеканалах, во всех прогубернаторских газетах. Правда, это плохо помогало: на очередных выборах вопреки воле губернатора проголосовали за В.Рощупкина с оглушительным перевесом.
Но даже коллективное мнение горожан, их оценка деятельности мэра не остановили губернатора, и дискредитация В.Рощупкина с каждым днем усиливалась. В условиях той вертикали власти, которая выстроена в нашей стране, региональной власти доказать несостоятельность любого руководителя муниципального образования -- дело несложное, ведь все финансовые потоки в руках у губернатора и Законодательного собрания области. К тому же фракция КПРФ в Законодательном собрании Омской области по численности составляет одну треть от общего числа депутатов, а потому по большому счету влиять на принятие принципиально важных решений не могла.
В этих условиях завязать гордиев узел на финансовых потоках города губернатору особого труда не составляло.
В отношении Омска в первую очередь была ужесточена бюджетная политика. За последние годы доля миллионного города в областном бюджете упала с 37 процентов до 28.
Но самое грандиозное наступление на права омичей началось тогда, когда формировался бюджет на 2001 год. Депутаты-коммунисты на всех уровнях пытались противостоять этому. Все члены фракции работали в жестком режиме.
Но привести губернатора в чувство не смогли даже акции протеста горожан. Послушное губернаторское большинство депутатов в Законодательном собрании исполнило его волю, определив бюджет миллионного города в 1,6 млрд. руб. Для сравнения достаточно сказать, что лет пять-шесть назад при более благоприятных экономических условиях он определялся суммой более чем 3 млрд. рублей. Теперь же, в условиях кризисной ситуации, городу на все его нужды давалось вдвое меньше. Причем, в бюджете не прописывались ни льготы ветеранам, ни исполнение государственных функций. Все финансовые проблемы, которые обострялись с каждым днем, горожанам предлагалось решить собственными усилиями. Но самое главное - в бюджет были заложены тарифы на жилищно-коммунальные услуги на уровне 70% от их себестоимости.
Проблему взаимоотношений между областью и городом не решили ни добровольная отставка мэра, ни приход к власти угодного градоначальника. Жизнь еще раз показала: власти нельзя верить. Бюджет города областным Законодательным собранием так и не был пересмотрен.
Тогда бюро обкома КПРФ приняло решение не голосовать за предлагаемый областной властью и городской администрацией проект бюджета и тем самым вынудить областную власть уступить здравому смыслу -- увеличить финансирование города, прописать в бюджете исполнение государственных функций, льготные выплаты и субсидии. Это был единственный способ помочь горожанам.
И тем невероятнее выглядело то, что члены фракции О.Соседов, С.Алексеев, М.Пенкин, Л.Коробейникова и беспартийная С.Зензина вопреки решению расширенного заседания бюро проголосовали за тот нищенский бюджет, который запрограммировала городу областная власть. По сути, эти депутаты проголосовали за дальнейшее ухудшение уровня жизни омичей. Свой поступок объяснили тем, что жить вообще без бюджета городу никак нельзя. Но не объяснили, как свести концы с концами при таком бюджете.
Естественно, остальные товарищи по фракции, а также другие члены организации расценили это как предательство интересов избирателей, как отступление от той программы, которую команда от КПРФ выдвигала на выборах.
Решение бюро широко обсуждалось на пленуме. Кстати, никто из поддержавших гиблый для города бюджет не счел нужным прийти на пленум и объясниться с товарищами. Трое: заместитель секретаря обкома О.Соседов, секретарь Октябрьского райкома М.Пенкин и С.Алексеев были исключены из партии. ЦКРК поддержала решение Омского обкома КПРФ.
Не было ли это слишком жестким решением? Ведь среди исключенных отнюдь не рядовые члены партии. Стоило ли таким образом наполовину урезать фракцию КПРФ в горсовете? Как стало возможным подобное? Не лучше ли было промолчать хотя бы до выборов? Эти вопросы в адрес обкома звучали из уст товарищей по партии и беспартийных. В их постановке есть резон.
Чтобы ответить на них, достаточно вспомнить, что на выборах люди отдавали голоса не за отдельных кандидатов персонально, а за КПРФ, единственную оппозиционную партию, которая последовательно отстаивает возможность большинства населения достойно жить. Если бы и на сей раз отступивших депутатов просто пожурили, избиратели просто бы не поняли такого к себе отношения. Без сомнения, не прибавило бы это авторитета ни организации, ни партии в целом.
При этом нельзя было сбрасывать со счетов то, что все случилось не вдруг. Личные амбиции уже не раз брали у этих депутатов верх над чувствами долга и ответственности. Всегда в пользу городской администрации, в основном проводящей теперь политику только в интересах губернатора. Но не избирателей. Товарищей пытались вразумить, даже наказывали, но тщетно. Обком был вынужден пойти на крайние меры -- исключить отступников из рядов КПРФ.
Подавляющее большинство членов партии и даже беспартийные правильно оценили позицию обкома. Однако были и такие, кто посчитал подобные меры жесточайшей репрессией. Дескать, с кем придете к выборам? Эти опасения напрасны. Время показало, что жесткие меры в отношении тех, кто не выполняет своих обязательств, избиратели оценили по достоинству, о чем свидетельствуют многочисленные письма в обком и его газету "Красный Путь".
Жаль, что соглашательская политика отдельных депутатов горсовета не была пресечена обкомом КПРФ в самом ее зародыше, не были преданы гласности первоначальные факты неоправданной соглашательской политики этих депутатов, и так называемый "воспитательный процесс" затянулся.
Коммунистов обвиняли в том, что они вносят в свою депутатскую работу много политики. Именно это поставили оппоненты и в вину Николаю Куторгину. Однако никто при этом не сказал, как можно выхолостить из депутатской работы политическую суть? Разве представители других партий и движений во власти не придерживаются позиции своей партии? Согласитесь, просто невозможно представить, что "медвежатница" Слиска в Госдуме вдруг проголосовала бы против принятия Земельного или Трудового кодексов. У ее партии проправительственная позиция -- такая же и у нее, ее коллег по фракции в Госдуме, а также у всех депутатов от "Единства" по всей вертикали власти.
Корни происшедшего гораздо глубже. Наверное, в нашем государстве вполне естественны подобного рода деяния отдельных избранников. Примечательно то, что сразу после исключения все провластные СМИ рьяно начали защищать "пострадавших". И не потому, что теперь они были их адепты -- партии власти было выгодно представить случившееся в своей тональности: как смятение в рядах КПРФ. Но отнюдь не как признак принципиальности и строгой дисциплины!
Николай Куторгин пошел в своем протесте до конца и предпочел работать депутатом на не освобожденной основе. Государственные СМИ обошли этот факт молчанием: пример, выбивающий последний козырь из их рук. Для них непонятно, что руководитель-коммунист может так определить свою меру ответственности перед избирателями - в ущерб своему благополучию.
Наверное, так сложилось исторически: власть сродни чахотке. Разница лишь в том, что чахотка разъедает тело, а власть -- душу. Не у всякого достаточно иммунитета противостоять ее "вирусологии". И если это происходит, то неизбежно рвется связь представителя власти с людьми, интересы которых совсем недавно он клятвенно обещал защищать.
Разорвали ее исключенные из рядов КПРФ депутаты Омского горсовета, и теперь последовательно голосуют за повышение тарифов на все услуги для населения. Умом такое не понять: среднемесячная зарплата в peгионе - 1843 рубля, а депутаты поддерживают повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до 70% oт себестоимости, или почти в два раза! Эти же депутаты проголосовали против предложения Н.Куторгина о включении в повестку дня вопроса об отмене непомерно высоких тарифов. К слову сказать, обоснованность этих тарифов до сих нор не подтверждена. Самое печальное, что наши бывшие товарищи ощущают какую-то свою особую исключительность. Личные чувства: обиды, какого-то особого предназначения перехлестнули все другие здравые чувства, которые помогают услышать тех, кто вручил им мандат депутата.
К сожалению, на всех уровнях представительной власти механизм ответственности и спроса с депутатов, нарушающих свои обязательства перед избирателями, также не выработан должным образом. Выдвигаем, доверяем, топаем по бездорожью, собирая подписи, ценой невероятных усилий боремся за каждый мандат, а вот спросить по большому счету -- забываем. Какая-то чрезмерная и неоправданная доверчивость царит в наших рядах. Может быть, поэтому иные наши товарищи, заняв пост на одной из вертикалей власти, утрачивают то главное, ради чего шли во власть. И идет это сверху.
Думаю, так и не поймут люди, для чего была создана спикером Госдумы Геннадием Селезневым партия "Россия". Разве мало сейчас дел в КПРФ? Разве не ясно, что "Россия" "отберет" у народно-патриотического блока часть голосов на очередных выборах?!
Или приостановка членства в партии нижегородского губернатора Ходырева. Можно было бы понять, если подобный ход предусматривался законом. А вот такая вольница, какими бы аргументами ни обставлялась, налицо - прогибания перед властью, которая все равно не забудет про его членство в КПРФ. Но нам-то важнее другое: почему так поступил этот коммунист, и его действия еще как-то оправдываются сверху. Почему представитель губернатора-коммуниста в Совете Федерации голосует за продажный Земельный кодекс? Разве это не отступничество от проводимой партией линии? Непонятно, почему руководство партии не дает должной оценки такого рода фактам и тем самым дискредитирует организацию а глазах тысяч людей. Строгий спрос с депутатов, идущих во власть от КПРФ, должен стать нормой для всех: от райкома до ЦК.
Вопрос о власти -- главный для любой партии. Тем более для такой крупной оппозиционной, как КПРФ. Как решить его без кадровых потерь? Как войти во власть и в ней не пропасть? В Омске меру ответственности за решение этого вопроса возложили, с одной стороны, на обком и партийную организацию, с другой стороны -- на каждого избранника. Спрос жесткий, но оправданный. Иначе просто нельзя: ведь за каждым депутатом -- люди, вручившие ему мандат.
Галина САПОЖНИКОВА.
Омск.
blog comments powered by Disqus