Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

26.09.2003 18:31 | Правда | Администратор

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС В ОМСКОМ ИСПОЛНЕНИИ

Выборы сибирского губернатора были тренировкой власти к выборам Госдумы

Совсем недавно объявлены итоги выборов главы администрации Омской области. На моей памяти это самые сложные, самые напряженные выборы, которые Омская областная партийная организация провела за десять лет своего существования. Сказать, что наши оппоненты нас удивили чем-то новым, никак нельзя, их методы и основные политтехнологические приемы нам были знакомы. Разве что невиданным стал размах грубейших попраний законодательства. Правда, он-то и заслуживает особого, самого пристального внимания в пору начавшейся кампании по выборам в Государственную думу.

НАЧНУ С ТОГО, ЧТО ПОРАЖАЛ ЦИНИЗМ, с которым себя вела Омская областная избирательная комиссия. Особенно это относится к ее председателю. Она закрывала глаза на грубейшие нарушения избирательного законодательства. Вероятно, этому очень способствовало и бездействие Центризбиркома, хотя в его адрес не раз обращались и наш кандидат, и его уполномоченные.

Такой объем черного пиара — а по-русски говоря, грязи и клеветы, — таких тиражей подметных газет, которые обрушились на голову избирателей, у нас еще никогда не было. Но особенно агрессивными были электронные СМИ. А в Омской области все они были под контролем областной администрации, и все они работали на одного кандидата. Наш кандидат депутат Госдумы Л.С. Маевский был просто-напросто лишен доступа к ним, несмотря ни на какие законодательные нормы. Это, кажется, был первый случай в стране, когда кандидата лишили законодательно прописанного предоставления ему бесплатного эфира.

А когда под угрозой перекрытия Транссиба нашими сторонниками нам все-таки дали эти законные минуты, эфир Маевскому был предоставлен в такое время, когда у телевизоров собирается минимум избирателей. Другое грубое нарушение закона: кандидат от КПРФ был лишен бесплатных площадей в СМИ, издаваемых государственными органами. Иначе говоря, целенаправленно осуществлялась полнейшая информационная блокада.

Одновременно против народно-патриотических сил были брошены все информационные ресурсы власти. При этом они строились по всем правилам черных технологий. Так, многомиллионным суммарным тиражом с грязной антикоммунистической пропагандой выходила газета... “Искра”. Эксплуатировалось святое для коммунистов имя. А надо иметь в виду, что наши противники ориентировались не только на губернаторские выборы, они работали с прицелом и на думские. Поэтому дискредитация и измышления касались не только нашего кандидата, но и практически всего руководства областного отделения партии, да и в целом КПРФ.

В самый канун выборов была выпущена огромным тиражом еще одна газета. Называлась она “Правда о выборах”. При этом слово “правда” повторяло всемирно знаменитый логотип главной коммунистической газеты. Все содержание этой газеты — грязные измышления о нашем кандидате.

Нельзя пройти мимо того, что в пропаганде против нашего кандидата участвовал лично председатель облизбиркома. Он на всю область дважды заявлял, что наш кандидат представил-де недостоверные данные о своем имуществе. Когда же было доказано, что это клевета, и областная избирательная комиссия подтвердила достоверность полученных данных, ни опровержений, ни извинений не последовало.

И уж совсем поражали масштабы использования административного ресурса. Особое внимание приходится обращать на использование сотрудников органов внутренних дел. На ноги была поставлена вся милиция. Руководители районных отделений внутренних дел были прямо поставлены своим областным руководством перед дилеммой — либо обеспечение победы действующего губернатора, либо увольнение с работы. Кстати, такую же установку получили руководители всех районных и городских административных структур. Работники и областной администрации, и УВД области были командированы комиссарами во все более-менее крупные населенные пункты. Они ежедневно проводили оперативки в административных органах районов и докладывали о своей деятельности “наверх”.

Был организован — особенно на селе — многократный обход всех дворов. Не стесняясь, брали на заметку всех, кто мог поддержать нашего кандидата. Им просто рекомендовали: “Если не хочешь очень больших неприятностей, не ходи голосовать”. Шло грубое запугивание. К исполнению этой работы были привлечены бюджетники — учителя, библиотекари, то есть те, кто живет на нищенскую зарплату. А эта работа, по нашей информации, делалась отнюдь не на общественных началах, не бесплатно. Премиальные за нее во много раз превышали размеры их месячных окладов.

Обрушив на население области лавину своих агитационных материалов, областные властные структуры всячески препятствовали распространению наших агитационных материалов. Они подключили к этому работников милиции, которые пытались просто конфисковывать законно издаваемые, зарегистрированные по всем правилам газеты, изымать листовки в поддержку кандидата от Компартии. Мало того, людей вызывали на “беседы” и запрещали им под страхом санкций распространять оппозиционные издания.

В ОБЛАСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ МНОГОЛЕТНЕЙ РАБОТЫ было открыто много киосков, в которых продавались наши газеты “Красный путь”, “Омское время” и др. Так вот владельцев этих киосков вызывали и заявляли: “Если ты продолжишь торговать такой литературой, твою точку закроем”. Что оставалось делать человеку, у которого единственное средство существования...

Телеэкран был заполнен пропагандой только одного кандидата. Минута эфирного времени в Омске стоила 45 тысяч рублей. Наши товарищи вели мониторинг телеагитации за действующего губернатора. Первые прикидки показывают, что затраты на нее превышают весь официальный предвыборный фонд этого кандидата. Только по одной программе за свою рекламу он должен был потратить более 1,5 миллиона рублей, а весь фонд не должен был превышать 5 миллионов.

В агитации за действующего губернатора участвовали госслужащие, которые по закону лишены такого права. Да ладно бы только местные чиновники, расхваливающие избирателям Полежаева в свое рабочее время. Но за него агитировал в последнюю пятницу перед выборами глава Кемеровской администрации г-н Тулеев. Приложились к этому делу и Лахова, и Карелин, грубо нарушавшие закон. И в день голосования шла активная агитация за все того же кандидата. Даже его супруга не постеснялась выйти на экран, предостерегая избирателей, чтобы они не ошиблись в выборе.

За время избирательной кампании “неизвестные лица” совершили три налета на Омский обком КПРФ. Делалось это в самое воровское время — с четырех до пяти утра. Чтобы проникнуть в наш штаб, сообщалось, что здание якобы заминировано. Его окружали и машины милиции, и пожарные машины... Правда, забывали вызывать “Скорую помощь” и устанавливать оцепление. От этих набегов спасали лишь мандаты депутатов Госдумы первого секретаря обкома А.А. Кравца и кандидата в губернаторы Л.С. Маевского.

Наши противники шли на откровенные провокации. Представьте себе, что в 4 часа утра (!) в одной точке собираются: человек, который пишет на заборе недозволенные вещи, а потом ссылается, будто делает это по заданию обкома КПРФ, сотрудник милиции и... телебригада. И все это потом идет на экран...

У нас есть документальные съемки, когда машина, пассажиры которой “по маршруту” срывали всю нашу наглядную агитацию, потом была зафиксирована во дворе Управления внутренних дел области.

МОЖНО ДОЛГО ОПИСЫВАТЬ ВСЕ БЕЗОБРАЗИЯ И БЕЗЗАКОНИЯ, которые творились перед губернаторскими выборами в Омской области. Но куда важнее уроки, которые мы из них извлекли и которые намерены учесть в будущем, в частности во время думской избирательной кампании.

Конечным результатом мы, безусловно, недовольны: Полежаев победил в первом туре. С другой стороны, мы устояли в условиях, когда против нас работала вся государственная машина, вся финансовая мощь “Сибнефти”, которая является фактической хозяйкой нашей области. И в этих условиях партийная организация добилась, что нашего кандидата нынче поддержала большая доля населения, чем на предыдущих губернаторских выборах: в 1999 году за кандидата от КПРФ в миллионном Омске голосовало 30%, а нынче — 35. Выросла, хотя и не так заметно, и наша поддержка на селе.

Первый вывод: региональному партийному отделению надо наращивать свою численность. “Закрыть” 2000 избирательных участков имеющимися силами пока трудно, а без этого невозможен реальный повсеместный контроль за выборами. Второй вывод: районные организации в избирательную кампанию работали неодинаково, есть такие, которые свою работу делали слабо. Третий вывод: стала бесспорной эффективность коммунистической и патриотической прессы. С этим связан, думается, наш больший успех в городе по сравнению с сельской местностью. В этой кампании мы впервые привлекли на свою сторону местную элиту. Об этом сужу по тому, как голосовал центр города: здесь почти повсеместно победу одерживал Л.С. Маевский. Наш анализ также показывает, что за нас голосовал малый и средний бизнес, чего раньше не было.

В то же время надо учитывать сложившееся в обществе недоверие к выборам. Явка избирателей на них падает год от года: избиратель не верит в честный подсчет голосов. Нынче на выборы — а выборы губернатора наиболее сильно задевают интересы населения — пришло менее 45%.

Что касается агитации, то у нас мало надежд на электронные СМИ. Зато надо делать упор на газеты и листовки, их эффективность очень высокая. Листовки становятся просто незаменимыми в период до 7 ноября, пока нельзя вести агитацию в СМИ. Надо только правильно оформлять проплату их изготовления. А еще надо быть готовыми к тому, что “в бой” наши оппоненты бросят силовые структуры, тем более что глава МВД является руководителем “партии власти”.

Андрей АЛЕХИН,

секретарь Омского обкома КПРФ, депутат 

Законодательного собрания.

Омская область.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList