Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

10.12.2002 09:51 | Правда | Администратор

КОНТУРЫ ТРЕУГОЛЬНИКА

Углубление сотрудничества между Россией и Китаем

Неделю назад мы уже касались некоторых аспектов визита президента Путина в Китай 2—3 декабря. Этот визит, естественно, вызвал большой интерес в мире, тем более на Западе. Ведь там, особенно в Соединенных Штатах, с большой озабоченностью воспринимают любые сигналы о сближении двух великих держав Евразии. Но западные аналитики пока что успокаивают себя надеждой на то, что как для Китая, так и для России лношения с Западом являются более важными, нем отношения друг с другом. Они усердно пытались найти подтверждение этой тенденции и в ходе нынешнего визита президента России в Китай. Поэтому так скрупулезно анализировались подписанные В Пекине документы и так внимательно вслушивались в западных столицах в каждое слово, сказанное Путиным и китайскими лидерами — как прежнего, так и нового поколения.

Со своей стороны Путин в своих заявлениях в Пекине стремился поднять свой вес в глазах Запада, и прежде всего в глазах США, подкрепить голос России голосом Китая, продемонстрировать общность позиций Москвы и Пекина по ключевым международным проблемам. Но, как видно из итогов визита, из подписанных документов, ничего принципиально нового в отношения между нашими странами внесено не было. Идея стратегического партнерства и концепция многополюсного мира были введены в ткань российско-китайских отношений уже давно. Они были подтверждены в совместной декларации Путина и Цзян Цзэминя во время визита Путина в Пекин в июле 2000 года и закреплены в Договоре о дружбе и сотрудничестве, заключенном в июле 2001 года в Москве Путиным и Цзян Цзэминем. Те же идеи лежат и в основе Совместной декларации, подписанной в ходе нынешнего визита. Однако даже за сравнительно короткий срок правления Путина произошло заметное смещение акцентов в том, что касается сотрудничества между Россией и Китаем на международной арене. Если в ходе встреч российского и китайского лидеров в 2000—2001 годах отчетливо звучал мотив борьбы против американской гегемонии в мире и одностороннего военного преимущества США, то в декларации, подписанной 2 декабря этого года, этот мотив практически отсутствовал. Если раньше Москва и Пекин решительно выступали против американских планов отказа от Договора по ПРО 1972 года и создания американской национальной ПРО, то сейчас, по понятным причинам, эта тема вообще отсутствует.

Центр тяжести в своих заявлениях в Пекине Путин стремился перенести на борьбу с мифическим международным терроризмом. Между тем китайское руководство меньше всего озабочено этой угрозой. Оно понимает, что жупел международного терроризма нацелен своим острием против стран «третьего мира», с которыми Пекин никак не хотел бы ссориться. Китай больше озабочен угрозой сепаратизма, исходящей от Тайваня, Тибета и Восточного Туркестана. Поэтому в Совместной декларации, названной «Россия и Китай в современном мире», вместо мифических угроз обозначены совершенно конкретные угрозы экстремизма в этих районах. В свою очередь, Россия получила от Пекина полную поддержку своих действий в Чечне. В декларации подчеркивается, что Тибет и Тайвань являются неотъемлемой частью территории КНР, а сепаратисты Чечни и Восточного Туркестана характеризуются как террористы. Пекин поддержал требование Москвы о том, чтобы бандформирования, действующие на территории Чечни, были включены в списки террористических организаций и рассматривались как таковые.

Стороны также категорически отвергли обвинения Запада в свой адрес в нарушении прав человека. Они указали на недопустимость политики двойных стандартов и высказались против использования правозащитной тематики в качестве средства давления в международных отношениях. Президент России и председатель КНР подтвердили близость позиций по основным международным проблемам. Они, в частности, высказались за решение проблемы Ирака исключительно политико-Дипломатическими средствами. Было затронуто и положение на Корейском полуострове. Москва и Пекин высказались за нормализацию отношений между КНДР, США и Южной Кореей и за деатомизацию Северной Кореи. «У нас практически не осталось ни одного раздражающего в наших отношениях вопроса»,— заявил Путин по завершении визита. Принципиально важным, на наШ взгляд, является следующее положение Совместной декларации: «Как бы ни менялась международная обстановка, какие бы изменения ни происходили внутри России и Китая, они преисполнены намерения постоянно продвигать вперед отношения стратегического партнерства».

Однако это и другие положения декларации в значительной степени ослабляются теми реверансами, которые делал Путин в сторону США и НАТО. Выступая в Пекинском университете, он, в частности, назвал США «крупнейшим партнером России по антитеррористической коалиции». Путин также заявил о том, что не исключает «углубления сотрудничества с НАТО, если это будет в интересах России».

Новый этап в отношениям России с Индией

Отправляясь с визитом в Дели, Путин не мог не затронуть такого чувствительного вопроса, как поставки Китаю вооружений и военной техники.Ведь ежегодный объем таких поставок, по оценкам экспертов, достигает 2—2,5 млрд. долларов. Правда, объем военно-технического сотрудничества России с Индией оценивается в 1,3—1,7 млрд. долл. В интервью индийским журналистам накануне визита Путин по этому поводу сказал следующее! «Это рынок высоких технологий, и здесь идет Острая конкурентная борьба. Вместе с тем Россия не поставляет оружие в зоны конфликтов. Между Индией и Китаем, слава Богу, нет никаких конфликтов,и, я надеюсь, никогда не будет. И чем больше мы будем работать над укреплением отношений в том треугольнике, о котором мы с вами сказали,- Россия — Индия — Китай,— тем быстрее мы добьемся этого позитивного результата». Итак, президент России возвращается к идее треугольника, которую выдвинул в свое время еще Е. Примаков. Но для реализации этой идеи с ней должны согласиться Пекин и Дели. Между тем в ближайшей перспективе такое согласие не просматривается. Более того, Китай и Индия до сих пор не урегулировали пограничный конфликт. Не решен до сих пор и вопрос о Далай-ламе, который нашел убежище на территории Индии.

Нынешний государственный визит Путина в Дели — второй за время его пребывания на посту президента России. Первый свой визит в эту страну он совершил в октябре 2000 года. Тогда юн подписал с премьер-министром Индии Атал Бихари Ваджпаи Декларацию о стратегическом партнерстве между Россией и Индией. Именно в то время на Западе начали нервничать по поводу возможного политического треугольника: Москва. — Пекин — Дели. Во время визита премьер-миниотра Индии Атала Бихари Ваджпаи в Москву в ноябре 2001 года! были подписаны Заявление о стратегическом партнерстве и Декларация о борьбе с международным терроризмом. Было также подписано пять межведомственных соглашений, в том числе об оказании содействия Индии в строительстве АЭС в Куданку-ламе стоимостью свыше 2 млрд. долларов.

Нынешний видит Путина в Индию, несмотря на его краткость, был не менее продуктивен. Путин встретился и провел переговоры с премьер-министром Ваджпаи, министром обороны Джорджем Фернандесом, главой МИДа Яшвантом Синхом, президентом Абдулом Кадамом. В соответствии с установившейся практикой Путин встречался с каждым из высоких индийских должностных лиц по отдельности. Кроме того, он встречался с лидером оппозиции Соней Ганди. Было подписано два важных политических документа: Декларация о дальнейшем упрочений стратегического партнерства и Декларация об укреплении и наращивании экономического и научно-технического сотрудничества. Наблюдатели отметили, что российско-индийская Декларация о стратегическом партнерстве во многих местах почти дословно повторяет аналогичную российско-китайскую декларацию, особенно в тех местах, где речь идет о формировании многополярного мира, укреплении роли ООН и недопустимости двойных стандартов в борьбе с международным терроризмом и т. п.

Комментаторы также подметили, что в отличие от первых двух встреч с индийскими лидерами Путин на сей раз занял более проиндийскую позицию в индо-пакистанском конфликте по кашмирскому вопросу. По его словам чрезвычайно важно, чтобы Пакистан не только принял меры для перекрытия путей проникновения кашмирских боевиков через линию контроля в Кашмире, но и серьезно усилил работу по ликвидации всей террористической инфраструктуры в этом районе. Полагают, что он в этом вопросе пошел дальше навстречу индийской позиции, чем от него ожидали политики в Дели. Вместе с тем эксперты полагают, что столь резкий крен России в сторону Индии в кашмирском вопросе может в дальнейшем лишить Москву посреднической роли в случае нового обострения отношений между Дели и Исламабадом. Исламабад проявляет явную нервозность в связи с расширением российско-индийского военно-технического сотрудничества. Объем этого сотрудничества впечатляет. В сфере ВТС насчитывается около 300 проектов соглашений, в том числе на покупку авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» и двух атомных подводных лодок, контрактов на поставку и производство по лицензиям самолетов Су-ЗОМКИ, танков Т-90, вертолетов Ка-31 и другой самой современной военной техники. О некоторых видах вооружений, поставляемых Индии, Российская армия может только мечтать.

Как и в Пекине, Путин старался убедить Индию присоединиться к антитеррористической коалиции. Но индийские политики дали понять, что их больше беспокоит трансграничный, а не мифический международный терроризм. Это беспокойство зафиксировано и в меморандуме о взаимопонимании и сотрудничестве в борьбе с терроризмом, подписанном министрами иностранных дел. Там, например, есть такие слова: «Будучи жертвами терроризма, исходящего из соседних с нашими странами регионов, мы сугубо заинтересованы в том, чтобы покончить с этой общей угрозой путем превентивных и сдерживающих мер». Что это, как не намек на Грузию и Пакистан!

Стоит отметить, что встречи Путина с лидерами Китая и Индии и переговоры с ними заканчиваются, как правило, подписанием важных межгосударственных соглашений и заявлений. В ходе таких переговоров обычно отмечается совпадение позиций наших стран по наиболее важным международным роблемам. Наоборот, гораздо "более частые, встречи с лидерами США, Англии, Франции, Германии и других западных стран, как правило, заканчивались ничем: поговорили, приятно провели время и разъехались с пустыми руками.

Бишкек - последнее колено азиатского турне Путина

Из Дели президент России поспешил на выручку президенту Киргизии Аскару Акаеву. Надо сказать, что Акаев действительно сидит, как на вулкане. Еще свежи у всех в памяти события двухлетней давности, когда произошли вторжение в Киргизию и попытка захватить власть. Попытка была пресечена только с помощью России. А недавно по стране прокатилась волна акций протеста, которую лишь с большим трудом удалось остановить. Оппозиция требует досрочной отставки президента и уже назвала имена потенциальных кандидатов в президенты. Поэтому в центре переговоров Путина с Акаевым были вопросы безопасности и было подписано закрытое соглашение на этот счет. Путин выразил надежду, что оно создаст правовую базу, которая сделает сотрудничество в этой области «абсолютно прозрачным и понятным всем — нашей общественности и нашим партнерам во всем мире». (Любят «демократы» поговорить о «прозрачности» закрытых соглашений). Путин заверил, что это сотрудничество не направлено против третьих стран и будет осуществляться в рамках Договора о коллективной безопасности (ДКБ).

Кроме того, президенты подписали т. н. Бишкекскую декларацию, в которой стороны подтвердили свою приверженность многополярному миру, основанному на верховенстве международного права. Они также заявили о готовности развивать партнерские связи между Россией и Киргизией.

Перед приездом в Бишкек Путина там побывал министр обороны С. Иванов. Он знакомился с ходом подготовки военно-воздушной базы сил быстрого реагирования, которые создаются в Киргизии в рамках ДКБ (СВР ДКБ). Эта база создается на основе аэродрома «Кант», расположенного недалеко от Бишкека и всего в 30 км от американской базы в «Манасе». Как выяснилось, С. Иванова такое соседство нисколько не смущает. Между тем использование американцами базы в «Манасе» оформлено ооновским мандатом по афганскому урегулированию и соответствующим соглашением между США и Киргизией. А базирование российских самолетов, из которых и будет состоять военно-воздушная составляющая СБР ДКБ, на базе «Кант» пока никак не оформлено. С. Иванов сообщил, что он проверил пригодность базы для российских самолетов Су-25 и Су-27 базы «Кант» и представит необходимые документы главам государств — участников ДКБ, которые на своей встрече в мае будущего года должны принять решение на этот счет. Предполагается, что Москва будет расплачиваться за базу путем списания части киргизского долга России.

Между тем Соединенные Штаты продолжают наращивать свое военное присутствие в Средней Азии. Государственный департамент США приветствовал выраженную недавно Таджикистаном готовность укреплять военное сотрудничество с Америкой. В частности, идет речь о том, чтобы реконструировать с американской помощью взлетно-посадочную полосу в международном аэропорту в Душанбе, чтобы сделать ее пригодной для использования военно-транспортными самолетами НАТО и США. На этой неделе Имомали Рахмонов прибывает в Вашингтон, чтобы обсудить с администрацией США все аспекты военного сотрудничества. Для Вашингтона такое сотрудничество представляет особый интерес в связи с подготовкой военной операции против Ирака. Итак, Москва выступает против такой операции, а Душанбе готова предоставить свою базу для нее. Неплохая иллюстрация к «сотрудничеству» между странами — членами ДКБ!


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList