Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

08.05.2001 05:03 | Правда | Администратор

ОПЯТЬ В БЕРЛИНЕ

Пятьдесят шесть лет спустя

В конце апреля -- начале мая делегация Совета ветеранов войны и труда города Москвы по приглашению посольства Российской Федерации посетила Берлин. В составе делегации были ветераны Великой Отечественной войны полковник запаса Марк Иванихин, бывший старший сержант Анатолий Власов, герой России, майор запаса Петр Лебежихнн и автор этих строк, а также руководитель Совета ветеранов г. Калининграда Виталий Шиндин. В их числе были участники Берлинской операции и штурма Рейхстага. Делегация, прежде всего, посетила Трептов парк и Тиргартен и возложила цветы у захоронений и памятников советским воинам, павшим в боях за Берлин. На следующий день мы посетили пригород столицы Карлхорст. В одном из особняков Карлхорста в ночь с 8 на 9 мая 1945 года генерал-фельдмаршал Кейтель и два других германских генерала подписали безоговорочную капитуляцию германских вооруженных сил. Капитуляцию приняли от имени советского командования Маршал Советского Союза Г.К. Жуков и от командования союзников -- маршал британских ВВС Теддер. В качестве свидетелей акт подписали американский генерал Спаатс и французский генерал Ляттр де Тассини. Мы входили в зал, где проходила эта церемония, с особым волнением. Ведь подписание акта капитуляции означало не только конец войны в Европе, но и разграничение двух эпох европейской и мировой истории 20-го столетия.

Марк Иванихин с гордостью показал нам начертанный на одной из стен зала перечень частей и соединений Советской Армии, получивших название "берлинских". Среди них и его часть -- 79-й гвардейский, минометный, Черновицкий Краснознаменный, Орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого полк. Ведь в залпах тысяч артиллерийских и минометных батарей, гремевших при штурме Берлина, были и залпы батареи "Катюш", 79-й Гвардейской и той батареи, что командовал старший лейтенант Иванихин. А во дворе особняка стояла установка гвардейского миномета, и Иванихин показал нам, как она наводилась на цель.

В здании, где подписывался акт о капитуляции, в конце апреля, во время боев за Берлин размещался штаб 5-й ударной армии, которой командовал генерал-полковник Н.Э. Берзарин. Затем здесь разместилась военная комендатура Берлина, а Берзарин стал первым военным комендантом города. П.Лебежихин был заместителем военного коменданта одного из 18 округов Берлина и поведал нам немало интересного о тех проблемах, которые возникали в первые дни работы комендатуры. Фронтовой разведчик Лебежихин был представлен к званию Героя Советского Союза еще в 1942 году, но после тяжелого ранения попал в госпиталь, а представление "застряло где-то в штабах". Звезда героя была вручена ему лишь в 1995 году.

Впоследствии, после победного мая, в здании находилась резиденция Советской военной администрации. Здесь же 10 октября 1949 года, через три дня после образования Германской Демократической Республики, Главнокомандующий Группой советских войск в Германии генерал армии В.И. Чуйков вручил прндставителю первого правительства ГДР права на государственное управление. С 1967 по 1994 год здесь располагался музей советских войск в Германии. Экспозиция музея рассказывала о штурме Берлина и подписании акта о капитуляции. Еще в 1990 году, после заключения печально известных германо-советских соглашений о выводе советских войск из Германии, обе стороны договорились о том, что они будут совместно сохранять память об историческом событии, положившем конец Второй мировой войне. Был создан единственный в своем роде германо-российский музей. В основу экспозиции легли экспонаты бывшего музея о капитуляции. Многочисленные материалы представили музеи и частные лица из обеих стран. Нам бросилось в глаза, что в ходе преобразования музея произошло значительное смещение акцентов в угоду навязываемым ельцинскими идеологами и германскими реваншистами представлениям о "равной ответственности" двух стран за развязывание войны. Именно в таком ракурсе подаются в экспозиции музея материал о "пакте Гитлера -- Сталина", о планировании войны, о судьбе советским военнопленных и советских граждан, угнанных в Германию в годы войны, и положении немецких военнопленных.

Бойцы вспоминают минувшие дни...

Делегация посетила также Потсдам, где в июле-августе 1945 года во дворце Цецилиенхоф проходила конференция руководителей СССР, США, Великобритании И.В. Сталина, Г.Трумена и У.Черчилля (28 июля его заменил К.Эттли). В документах, принятых на конференции, были заложены основы послевоенного устройства Европы. К сожалению, ввиду большого наплыва туристов, в сам зал заседаний конференции мы не попали.

Очень содержательной и интересной била поездка на Зееловские высоты, где в апреле 1945 года на подступах к Берлину развернулось ожесточенное сражение между войсками 1-го Белорусского фронта под командованием маршала Жукова и 9-й армией германских войск, которой командовал генерал Буссе. В ходе этого сражения, по данным музея, погибло 33 000 советских, 12 000 немецких и 5000 польских солдат. На высотах в настоящее время находятся мемориальный комплекс и музей. Там же находится одно из двух десятков захоронений советских солдат, расположенных в округе Мэркиш-Одерленд. Прежде чем посетить музей, мы возложили цветы к памятнику советскому солдату. Читаю фамилии на могильных плитах местного захоронения: сержанты Н.Черникив, Э. Песня, Проценко, В.Копорин. все они мои сверстники, 1925 года рождения. А вот могилы еще более молодых ребят - 1926 года рождения: гвардии рядовые Н.Варшавен, М.Томчук, С.Пономарчук, А.Верницкий. Надо сказать, что российское посольство в Берлине внимательно следит за состоянием захоронений советских солдат и требует, чтобы они охранялись и содержались в соответствии с имеющимися на этот счет соглашениями.

Музей-памятник "Зееловские высоты" чисто немецкий и принадлежит местным властям. Естественно, что вся его экспозиция направлена на то, чтобы показать, какое упорное сопротивление армия Буссе оказывала армиям Жукова. Основываясь лишь на немецких источниках, устроители музея утверждают, что войска Жукова в битве за Зееловские высоты в четыре с половиной раза превосходили противника в живой силе, в шесть раз -- по числу танков и самоходных орудий, в шесть с половиной раз -- по числу артиллерийских, минометных и зенитных орудий и в десять раз -- по числу самолетов. А потери советских и польских войск на Зееловских высотах будто бы были в четыре раза больше.

Вид с Зееловских высот на лежащую внизу равнину ничем не напоминает о развернувшемся здесь 56 лет назад ожесточенном сражении. Марк Иванихин вспоминает о начале наступления с Кюстринского плацдарма: "6 апреля сорок пятого 79-й гвардейский полк реактивной артиллерии занял боевые порядки. Огневые позиции батарей "катюш" расположились метрах в 800 от переднего края. Боевой техники на плацдарме к тому времени скопилось столько, что пришлось четко обозначать место для каждой боевой единицы. На километр фронта приходилось примерно 320 стволов. Моя батарея получила свой клочок земли с вбитым в нее колышком с дощечкой, на которой был обозначен номер батареи. Сразу же стали рыть аппарели для стрельбы. Справа и слева, чуть не касаясь нас плечами, этим же занимались солдаты других подразделений. 12 апреля мы уже были готовы дать залп. Свой НП я разместил метрах в двухстах впереди от огневых позиций, прямо в первой траншее пехоты. Готовность к артподготовке объявили в два часа ночи 16 апреля. Как только отработали "катюши", передний край осветился сотнями прожекторов, ослепив противника. Начался упорный бой за высоты.

Пройдя Зееловские высоты, -- продолжает Иванихин, -- моя батарея вместе с другими подразделениями 79-го полка устремилась к Берлину. Впереди шли танкисты 1-й гвардейской танковой армии генерала М.Е. Катукова. Вечером 22 апреля наш дивизион "катюш" расположился совсем близко от Берлина, в городке Уленхорст. На его улицах и площадях все еще шли бои. Всю ночь гвардейцы Катукова выкуривали немецких фаустников и автоматчиков из подвалов и чердаков. Утром 23 апреля командиров батарей вызвал командир дивизиона и приказал готовить данные для стрельбы по Берлину, конкретно по Силезскому вокзалу. Установки заняли боевые позиции, и через несколько минут реактивные снаряды огненным смерчем понеслись к столице рейха".

Заключительным аккордом поездки было посещение рейхстага. Но тут нас ждало полное разочарование. Мы напрасно искали признаков того, что советские войска брали штурмом Рейхстаг. Все надписи и автографы, оставленные нашими солдатами на колоннах и стенах Рейхстага, были тщательно закрашены.

 

"Первомайский подарок" президента Буша

Заявление президента Буша по вопросу о национальной противоракетной обороне, сделанное им 1 мая в Университете национальной обороны, застало нашу делегацию в Берлине. Сразу же обратило на себя внимание различие в трактовках заявления Буша западными и российскими СМИ. Западные комментаторы делали упор на то, что Буш стремится, прежде всего, разрушить Договор по ПРО от 1972 года и сломать сложившуюся в мире стратегическую стабильность. "Буш рвет на клочки договор по ракетам". Так озаглавила комментарий своего вашингтонского корреспондента Бена Фентона лондонская "Дейли телеграф" 2 мая. По его словам, президент Буш "раскрыл свое видение мира в XXI веке, обязавшись создать глобальную систему защиты от ракет, которая возвестит конец Договора по ПРО 1972года". Фентон справедливо отмечает, что этот договор в течение 30 лет был краеугольным камнем всех переговоров по вопросам ракетно-ядерных вооружений. Поэтому перспектива изменения американской позиции по нему вызывает глубокую озабоченность. Правда, столкнувшись недавно с серьезными осложнениями на мировой арене, Буш стремится смягчить негативную реакцию на свое намерение сломать Договор по ПРО, предлагая союзникам по НАТО, России и Китаю провести консультации по этому вопросу. Его советники также намекают на то, что США могут пойти на существенное сокращение своего ядерного арсенала - вплоть до 1500 ядерных боеголовок. Однако это предложение встречает сильное сопротивление в военных кругах и в Конгрессе США. Таким образом, все эти обещания Буша могут оказаться лишь попытками подсластить горькую пилюлю нового варианта рейгановской идеи "звездных войн".

В Германии первая официальная реакция официальных кругов сводилась к тому, что заявление Буша принимается к сведению и его содержание будет анализироваться. Министр иностранных дел Германии Йошка Фишер находился 1 мая в Вашингтоне. После встречи с Госсекретарем Колином Пауэллом Фишер сказал, что для предотвращения глобальной или региональной гонок вооружений необходимы совместные усилия и консультации с партнерами в Европе. Германия, по его словам, также заинтересована в том, чтобы Россия и Китай не были изолированы.

На Западе обратили внимание на то, что реакция официальных кругов России на заявление Буша была менее резкой, чем ожидалось. Некоторые наблюдатели даже считают, что реакция Москвы была примирительной. Ссылаются при этом на заявления министра иностранных дел И.Иванова. "Советская Россия" уже комментировала некоторые из его высказываний (04.05.2001). Невразумительная позиция российского руководства по вопросу о ПРО была осуждена и в заявлении председателя ЦК КПРФ Г. Зюганова. К сожалению, И.Иванов принимает на веру посулы Буша консультироваться с Россией по проблеме ПРО и сократить ядерные арсеналы США. Вместе с тем, он подчеркнул, что Договор по ПРО от 1972 года по-прежнему остается одной из основных конструкций в современной системе безопасности. "Тронуть его, -- сказал он, -- и могут обесцениться договоры СНВ-2, о нераспространении ядерного оружия, об обычных вооружениях". Министр также сказал, что договор 1972 года нельзя рассматривать в отрыве от общей архитектуры соглашений о разоружении, которая сформировалась в последние 30 лет и является основой международной безопасности. Если эту позицию, высказанную И. Ивановым, взять за основу переговоров с США, если твердо отстаивать ее, то есть надежда на достижение взаимоприемлемых договоренностей по сохранению и укреплению стратегической стабильности. Это тем более реально, что такого же подхода придерживаются многие страны Европы, Китай и Индия. Было бы неразумно отказываться от всяких переговоров с США лишь потому, что их предложения нам не подходят. Вспомним, что даже во времена острейшего Карибского кризиса советская дипломатия находила лазейки в позиции Вашингтона и умело использовала их, чтобы выйти из этого кризиса и спасти мир от термоядерной катастрофы.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList