Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

05.06.2001 03:00 | Правда | Администратор

ПРЕЗИДЕНТ И ОЛИГАРХИ

28-я встреча в верхах

31 мая -- 1 июня в Минске прошла 28 встреча глав государств -- членов СНГ. В ней приняли участие 11 из 12 президентов стран Содружества. Воздержался от участия лишь президент Туркменистана Сапармурат Ниязов, который не первый раз уклоняется от личного участия в такого рода встречах. Туркменбаши посчитал, что среди вопросов, обсуждавшихся на встрече, не было таких, которые представляют интерес для Туркмении. Надо сказать, что с каждой новой встречей президентов стран СНГ становится все более очевидным воздействие групповых и региональных интересов на развитие содружества. Чисто практические результаты саммитов СНГ становятся все менее значимыми, а групповые и двухсторонние интересы все более очевидными.

Факт банкротства изначальной идеи СНГ был вынужден признать и В.Путин. На последней встрече в Минске он пытался уверять, что Содружество за 10 лет своего существования доказало свою жизнеспособность, и его потенциал пока не исчерпал себя. Вместе с тем Путин утверждал, что народы бывшего Советского Союза питали надежду, что СНГ станет заменой СССР. Когда эти надежды не оправдались, они, по его словам, разочаровались в содружестве. Президент явно грешит против истины и задним числом пытается оправдать позорные дела разрушителей Советского Союза. Народы никогда не думали, что СНГ может стать заменой СССР и никогда не питали каких-либо иллюзий на этот счет. Они на референдуме высказались за сохранение СССР. Народы бывших советских республик на своей собственной шкуре испытывают губительные последствия его расчленения в угоду буржуазно-националистическим амбициям горбачевых, ельциных, назарбаевых и им подобных: кровавые междоусобные войны, экономические лишения, вызванные развалом единого хозяйственного механизма, низведение России до положения второразрядной державы.

Что касается СНГ, то в лучшем случае, оно мыслилось его инициаторами лишь, как форма "цивилизованного развода" бывших советских республик, как фиговый листок, призванный прикрыть их позорное деяние. А в последние годы содружество превратилось в своего рода "крышу" для двухсторонних встреч. В рамках СНГ возникло несколько объединений с участием и без участия России: Союз России и Белоруссии, Таможенный союз, Совет коллективной безопасности, ГУУАМ, "кавказская четверка" и другие.

Во время минской встречи было объявлено о создании очередной группировки -- Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Это объединение возникло на базе созданного ранее Таможенного союза, в который входили пять государств: Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Армения. Его инициатором стал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Созданы руководящие органы ЕврАзЭС: Межгоссовет, председатель, генеральный секретарь и глава интеграционного комитета. Председателем "пятерки", как и ожидалось, стал Назарбаев, а столицей объявлена Астана. Право голоса в сообществе будет прямо пропорционально финансовому участию государств -- членов в его бюджете: Россия получает 40 процентов голосов, Казахстан и Белоруссия -- по 20 процентов, Киргизия и Таджикистан - по 10 процентов. Решения будут приниматься двумя третями голосов, что дает возможность Москве блокировать любые неприемлемые для нее решения.

Для чего нужен ЕврАзЭС?

На первом заседании Межгоссовета обсуждались, в основном, экономические вопросы: проблемы предоставления торговых субсидий, правила введения и применения антидемпинговых мер и другие. Наблюдатели полагают, что создание ЕврАзЭС является своего рода противовесом другой региональной группировки в рамках СНГ -- ГУУАМ. Эта группировка вначале состояла из четырех государств: Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии (ГУАМ). Одной из ее целей была разработка и осуществление проекта экспорта азербайджанской нефти через территорию Грузии, Украины и Молдавии. Потом к ней примкнул Узбекистан, и она стала называться ГУУАМ. Однако сейчас возникла перспектива выхода Молдавии из ГУУАМ, поскольку Кишинев на встрече в Минске дал понять, что заинтересован в присоединении к ЕврАзЭС. Правда, Молдавия не имеет общей границы с государствами этого объединения, что делает ее участие в нем проблематичным.

Что касается собственно саммита СНГ, то в его повестке дня числилось 20 вопросов, из них 10 обсуждалось на уровне глав государств. Половина этих вопросов была посвящена торгово-экономическим проблемам, а другая половина -- различным аспектам борьбы с терроризмом. Обсуждался, в частности, ход выполнения принятого еще в прошлом году решения о создании антитеррористического центра СНГ. Было подписано соглашение о создании на внешней границе сообщества 39 пропускных пунктов.

Но главной экономической темой встречи был вопрос о формировании на территории содружества зоны свободной торговли (ЗСТ). Основным препятствием на этом пути является несогласованность законодательства в вопросах налогообложения и таможенного контроля. Так, возникли сложности между Россией и Белоруссией в связи с введением налога на добавленную стоимость по принципу "страны назначения". Главы государств СНГ продлили на очередной срок мандат миротворческих сил в Абхазии, приняли обращение к народам мира в связи с 60-летием начала Великой Отечественной войны и заявление в связи с 15-й годовщиной чернобыльской катастрофы.

Как и раньше, главы государств СНГ уделили большое внимание двухсторонним встречам. В.Путин встретился с президентами Армении и Азербайджана и продолжил обсуждение с ними путей урегулирования карабахского конфликта. Эта же тема обсуждалась и в рамках т.н. "кавказской четверки": Россия, Грузия, Азербайджан и Армения. Очевидно, что Путина явно беспокоит, что Вашингтон пытается перехватить у Москвы роль миротворца на постсоветском пространстве -- в Нагорном Карабахе, в Абхазии и в Приднестровье. Ему важно добиться хоть какого-то продвижения на этих направлениях до встречи с Бушем в Любляне, чтобы добиться хотя бы видимости успеха. Однако, как стало ясным и на сей раз, Москва не готова идти дальше заявленной ею ранее позиции: оказывать заинтересованным сторонам -- Армении и Азербайджану поддержку в достижении мира, но без какого-либо принуждения, оставляя решение вопроса за ними самими. Не ясно: в чем же в таком случае состоит помощь России? Такой подход заранее исключает Нагорный Карабах из числа непосредственно заинтересованных сторон и исходит из того, что конфликт между Баку и Ереваном является чисто территориальным конфликтом. Между тем, советская конституция признавала право народа Нагорного Карабаха на самоопределение в рамках автономной области. При таком подходе Москвы вряд ли можно рассчитывать на скорое решение карабахского конфликта.

Путин консолидирует власть олигархов

31 мая состоялась третья встреча президента Путина с 23 крупнейшими российскими олигархами, объединенными в Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). 9 из них представляли топливно-энергетический комплекс, 6 -- металлургию и машиностроение, 5 -- банковскую сферу, один -- компанию высоких технологий. Напомним, что первая встреча Путина с олигархами состоялась сразу же после его избрания президентом. На ней были определены условия взаимодействия Кремля с крупным бизнесом. На второй встрече, в январе этого года, олигархи высказали президенту свои пожелания по основным направлениям развития экономики страны и выразили готовность разработать конкретные предложения.

В повестке дня третьей встречи были вопросы налогообложения, либерализации валютного законодательства, вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Особую требовательность олигархи проявили в вопросах валютного законодательства. Их явно не устраивают существующие ограничения на вывоз капитала. Глава промышленной группы "Интеррос", в которую входит компания "Норильский никель", В.Потанин прямо заявил, что "бизнесмены хотят вкладывать капиталы туда, куда они хотят, во что они хотят и как они хотят".

Между тем даже при существующих ограничениях нелегальный вывоз капитала составил в прошлом году 28 млрд. долларов, а за пять месяцев этого года - 6,5 млрд. долларов. По мнению экспертов, отмена существующих явно недостаточных мер контроля над сделками с валютой может вызвать катастрофическое бегство капитала за границу. Судя по сообщениям печати, Путин обещал олигархам дать задание правительству и Центробанку ускорить разработку законодательных актов, направленных на либерализацию валютных операций.

Делая очередной подарок олигархам, правительство затевает жилищно-коммунальную реформу и намерено возложить на народ связанные с ней колоссальные расходы. Между тем, жилищно-коммунальная сфера народного хозяйства страны создана и поддерживается трудом народа и является уже оплаченной им социальной услугой. А олигархи на нелегально вывезенные из страны средства, то есть, по сути, на украденные у народа деньги, будут приобретать себе виллы на Лазурном Берегу Франции и вести роскошную жизнь на проценты от ценных бумаг.

На встрече 31 мая обсуждалась тема повышения доходности сырьевых отраслей. Хозяин нефтяной компании "Юкос" М.Ходорковский предложил определить суммарный уровень налогов на нефтяные компании, выше которого они не должны подниматься. А гендиректор компании "Северсталь" А.Мордашев высказал рекомендации по условиям вступления России в ВТО. Создана специальная рабочая группа, которой поручено сформулировать требования всех групп российского бизнеса по этому вопросу.

Встрече Путина с олигархами предшествовала смена руководства в крупнейшей естественной монополии России РАО "Газпром". Вместо Р.Вяхирева председателем правления "Газпрома" назначен зам. министра энергетики А.Миллер. Российские и иностранные СМИ обратили внимание на то, что Миллер является давним знакомым В.Путина. Они вместе работали в мэрии Петербурга. Назначение Миллера однозначно расценивается как установление полного контроля президента над этой крупнейшей компанией России крупнейшим газовым монополистом мира. Достаточно сказать, что на долю "Газпрома" приходится 10 процентов промышленного производства России, он обеспечивает поступление 25 процентов доходов бюджета.

Объем реализации продукции концерна в прошлом году составил 500 млрд. рублей, из них половина составила прибыль компании. Капиталовложения "Газпрома" в 2000 году составили около 100 млрд. рублей. Компания осуществляет одновременно ряд крупномасштабных проектов: прокладывает газопровод Ямал -- Западная Европа, проект "Голубой поток" -- трубопровод в Турцию, стоимость морского и сухопутного участка которого составляет два с половиной миллиарда долларов. Естественно, что для осуществления столь крупных проектов собственных средств "Газпрому" не хватает, и он влезает в долги иностранным компаниям -- подрядчикам и банкам. В финансировании проекта "Голубой поток" участвуют немецкие, итальянские и японские банки.

Тем не менее новость о смене руководства концерна была положительно оценена западными биржами, и его акции за несколько дней выросли на 10 процентов. Чтобы успокоить иностранных акционеров и кредиторов "Газпрома" Вяхирева прочат на пост председателя Совета директоров газовой компании. Между тем с именем Вяхирева связывают коррупцию в рамках концерна, непродуманное кредитование медиа-империи Гусинского, передачу крупных пакетов акций "Газпрома" родственникам руководителей компании и другие неблаговидные дела. Однако во встрече олигархов с Путиным наряду с Миллером участвовал и Вяхирев. Более того, Вяхирев был удостоен высокой государственной награды. Итак, мы видим, как Путин создает себе нечто вроде "пленума ЦК" в лице РСПП и олигархов. А функцию послушного ему "Политбюро" играет Совет безопасности. Соответственно Госдуме, Совету Федерации и Госсовету отводится при этом чисто декоративная роль.

По иронии судьбы встреча олигархов с президентом совпала с вызовом в Генеральную прокуратуру Романа Абрамовича и бывшего зам. министра финансов А.Вавилова. Как сообщалось, Абрамовича вызывали в связи уклонением контролируемой им нефтяной компании "Сибнефть" от уплаты налогов. А Вавилов попал с поля зрения в связи с хищением 450 миллионов долларов, которые были перечислены со счетов Минобороны России одной английской фирме якобы за стройматериалы, которые так и не были поставлены. А деньги пошли на погашение части долга Украины России за газ. Основные обвинения по этому делу, как известно, были предъявлены главному финансисту Минобороны генералу Г.Олейнику. На основании совпадения во времени встречи Абрамовича и Вавилова с работниками Генпрокуратуры и встречи Путина с олигархами газета "Известия приходит к выводу, что вопрос о равноудаленности олигархов от власти, о которой когда-то говорил Путин, вновь поставлен в повестку дня (01.06.2001). Этот вывод нам представляется явно преждевременным. Пока что олигархи явно срастаются с властью.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList