30.04.2003 05:20 | Правда | Администратор
Рейтинг представленности региональных отделений КПРФ в федеральном информационном пространстве
Центром исследований политической культуры России проведен очередной анализ электронных банков публикаций средств массовой информации с целью оценки активности агитационно-пропагандистской деятельности региональных отделений КПРФ, умения партийных комитетов использовать всевозможные информационные поводы, привлекать внимание СМИ к деятельности парторганизаций.
Как и по итогам 2002 года, был проведен контент-анализа всего массива публикаций, содержащихся в банке данных агентства «Интегрум-техно» (версия Национальной электронной библиотеки). По ключевым словам, которыми были название региона и аббревиатура КПРФ, определялось соответствующее количество публикаций. На этой основе и высчитывался рейтинг представленности региональных отделений КПРФ в федеральном информационном пространстве.
Рейтинг определялся как отношение количества материалов в СМИ с упоминанием
данного региона - в контексте деятельности КПРФ - к общему количеству
публикаций с упоминанием компартии.
За 2001 год просканировано 2, 465 млн. публикаций, за 2002- 2,096 млн.
публикаций, а за 1 квартал 2003 года – 0,866 млн. материалов СМИ.
При контент-анализе не учитывались публикации районных газет, а также
нерегулярно выходящих, не имеющих подписки, региональных газет КПРФ, которые,
как правило, не вводятся в банк данных «НЭБ-«Интегрум-Техно».
Еще раз следует подчеркнуть, что позиции различных региональных отделений
КПРФ в рейтинге зависят от развитости информационной инфраструктуры региона,
насыщенности его средствами массовой информации, а также – ходом политического
процесса и его напряженностью (создающей информационные поводы) в данный
момент. Наверняка, часть публикаций оказалась не учтена в банке данных.
Но, в целом, накопленный массив сведений позволяет судить о соотношении
величин, объективно оценить общие тенденции.
Как видно из данных табл.1, самое большое внимание в 1 квартале 2003 года привлекла деятельность коммунистов Санкт-Петербурга. Понятно, что это было внимание кризисное. Конфликт в городской парторганизации, вокруг проблем дисциплины, и деятельности фракции КПРФ-НПСР в законодательном собрании города активно привлекал внимание СМИ, которые старались широк тиражировать «жаренные» факты.
Табл.1
Рейтинг представленности региональных отделений КПРФ
в федеральном информационно пространстве
Отделения
КПРФ в субъектах РФ |
Рейтинг
представленности в СМИ региональных отделений КПРФ |
Для
справки: |
|||
2001 |
2002 |
I кв. 2003 |
+, - I кв. 2003 к 2002 г. |
||
1. Город Санкт–Петербург | 2,16 (17) | 4,25 (5) | 12,5 | 8,25 | 17,3 |
2. Красноярский
край |
6,97 (1) | 9,51 (1) | 6,5 | –3,01 | 10,7 |
3. Новосибирская
область |
4,62 (4) | 4,54 (3) | 5 | 0,46 | 10 |
4. Самарская
область |
3,03 (7) | 2,04 (19) | 5 | 2,96 | 9 |
5. Свердловская
область |
2,47 (10) | 5,38 (2) | 4,8 | –0,58 | 8,8 |
6. Тульская область |
2,44 (11) | 1,81 (24) | 3,6 | 1,79 | 6,3 |
7. Волгоградская
область |
2,27 (13) | 1,96 (20) | 3,6 | 1,64 | 2,3 |
8. Иркутская
область |
4,68 (3) | 3,03 (7) | 3,5 | 0,47 | 6,9 |
9. Новгородская
область |
1,68 (25) | 2,61 (12) | 3,5 | 0,89 | 6,9 |
10. Ростовская область | 3,28 (6) | 1,56 (33) | 3,4 | 1,84 | 6,5 |
11. Курская область |
1,55 (31) | 1,20 (46) | 3,3 | 2,1 | 2 |
12. Тюменская
область |
2,02 (18) | 2,14 (17) | 3 | 0,86 | 7,9 |
13. Пермская
область |
1,32 (41) | 1,73 (26) | 2,9 | 1,17 | 6,5 |
14. Республика
Мордовия |
0,88 (57) | 0,69 (65) | 2,9 | 2,21 | 1,8 |
15. Челябинская
область |
2,18 (16) | 2,91 (8) | 2,7 | –0,21 | 3 |
16. Омская область |
1,65 (26) | 2,21 (15) | 2,7 | 0,49 | 5 |
17. Ленинградская
область |
2,19 (15) | 2,87 (9) | 2,6 | –0,27 | 2,7 |
18. Калининградская
область |
1,71 (24) | 2,62 (11) | 2,6 | –0,02 | 5,9 |
19. Республика
Татарстан |
2,79 (8) | 2,24 (14) | 2,5 | 0,26 | 5,9 |
20. Краснодарский край | 2,56 (9) | 3,93 (6) | 2,5 | –1,43 | 4,6 |
21. Саратовская
область |
1,88 (21) | 2,12 (18) | 2,5 | 0,38 | 6,2 |
22. Воронежская
область |
1,27 (43) | 1,42 (35) | 2,3 | 0,58 | 2,5 |
23. Астраханская
область |
0,69 (63) | 1,03 (53) | 2,3 | 1,27 | 4 |
24. Смоленская
область |
1,42 (37) | 2,16 (16) | 2,2 | 0,04 | 1 |
25. Псковская
область |
1,02 (49) | 1,88 (23) | 2,2 | 0,32 | 5,4 |
26. Нижегородская
область |
6,82 (2) | 4,52 (4) | 2,1 | –2,42 | 6,1 |
27. Кемеровская
область |
1,91 (20) | 1,64 (31) | 2,1 | 0,46 | 5,7 |
28. Республика
Карелия |
1,52 (33) | 1,91 (21) | 2,1 | 0,19 | 5,3 |
29. Кировская
область |
1,59 (30) | 1,72 (29) | 2 | 0,28 | 2,2 |
30. Рязанская область | 1,36 (39) | 0,93 (57) | 2 | 1,07 | 1,3 |
31. Брянская
область |
1,62 (27) | 1,26 (43) | 1,9 | 0,64 | 4 |
32. Республика
Коми |
1,50 (34) | 1,29 (42) | 1,9 | 0,61 | 0,9 |
33. Приморский
край |
3,41 (5) | 2,31 (13) | 1,8 | -0,51 | 1,7 |
34. Город Москва
|
1,97 (19) | 2,81 (10) | 1,8 | -1 | 1,4 |
35. Тамбовская
область |
1,01 (51) | 1,21 (45) | 1,8 | 0,59 | 0,9 |
36. Читинская
область |
0,39 (72) | 0,37 (74) | 1,8 | 1,43 | 1 |
37. Ставропольский
край |
1,33 (40) | 1,40 (37) | 1,7 | 0,3 | 5,4 |
38. Республика
Башкортостан |
0,83 (61) | 1,29 (41) | 1,7 | 0,41 | 2 |
39. Магаданская область | 0,44 (70) | 0,94 (55) | 1,7 | 0,76 | 5,7 |
40. Томская область |
1,85 (22) | 1,47 (34) | 1,6 | 0,13 | 4,3 |
41. Алтайский
край |
1,75 (23) | 1,88 (22) | 1,6 | –0,28 | 4,5 |
42. Ярославская
область |
1,53 (32) | 0,85 (61) | 1,6 | 0,75 | 1,6 |
43. Вологодская
область |
0,91 (55) | 1,17 (47) | 1,6 | 0,43 | 1,3 |
44. Архангельская
область |
1,47 (36) | 1,72 (28) | 1,5 | –0,22 | 5,3 |
45. Хабаровский
край |
2,27 (14) | 1,67 (30) | 1,4 | -0,27 | 1,4 |
46. Белгородская
область |
1,62 (28) | 1,09 (52) | 1,4 | 0,31 | 1 |
47. Республика
Дагестан |
1,24 (44) | 1,22 (44) | 1,4 | 0,18 | 1,5 |
48. Сахалинская
область |
1,13 (48) | 1,13 (51) | 1,4 | 0,27 | 4 |
49. Удмуртская Республика | 0,99 (52) | 1,01 (54) | 1,4 | 0,39 | 0,96 |
50. Мурманская
область |
0,88 (58) | 1,13 (50) | 1,4 | 0,27 | 2,3 |
51. Камчатская
область |
0,99 (53) | 1,13 (49) | 1,3 | 0,17 | 0,9 |
52. Ульяновская
область |
1,50 (35) | 1,73 (27) | 1,2 | –0,53 | 4,3 |
53. Курганская
область |
0,41 (71) | 0,68 (67) | 1,1 | 0,42 | 1,8 |
54. Ивановская
область |
2,28 (12) | 1,40 (38) | 1 | -0,4 | 0,8 |
55. Чувашская
Республика |
1,60 (29) | 1,34 (40) | 1 | -0,34 | 3,4 |
56. Калужская
область |
1,19 (45) | 1,42 (36) | 1 | –0,42 | 4,6 |
57. Орловская
область |
1,18 (46) | 0,93 (56) | 1 | 0,07 | 0,9 |
58. Республика
Бурятия |
0,77 (62) | 0,85 (60) | 1 | 0,15 | 3,9 |
59. Оренбургская область | 0,69 (64) | 0,89 (59) | 1 | 0,11 | 0,9 |
60. Московская
область |
0,47 (69) | 0,65 (70) | 1 | 0,35 | 8,9 |
61. Республика
Северная Осетия - Алания |
1,38 (38) | 1,56 (32) | 0,8 | –0,76 | 1 |
62. Владимирская
область |
1,31 (42) | 1,16 (48) | 0,8 | 0,6 | 38,2 |
63. Липецкая
область |
0,89 (56) | 1,74 (25) | 0,8 | –0,94 | 0,7 |
64. Республика
Ингушетия |
0,28 (75) | 0,25 (75) | 0,8 | 0,55 | 4,3 |
65. Республика
Калмыкия |
0,15 (77) | 0,23 (76) | 0,8 | 0,57 | 0,6 |
66. Пензенская
область |
0,91 (54) | 1,38 (39) | 0,6 | –0,78 | 3,7 |
67. Тверская
область |
0,87 (59) | 0,93 (58) | 0,6 | –0,33 | 0,7 |
68. Республика
Алтай |
0,58 (67) | 0,65 (69) | 0,6 | –0,05 | 0,4 |
69. Амурская область | 1,16 (47) | 0,80 (64) | 0,5 | -0,3 | 0,5 |
70. Республика
Марий Эл |
0,87 (60) | 0,68 (66) | 0,5 | -0,18 | 2,1 |
71. Республика
Хакасия |
0,62 (66) | 0,83 (63) | 0,5 | –0,33 | 0,4 |
72. Республика
Адыгея |
0,35 (74) | 0,65 (68) | 0,5 | –0,15 | 0,5 |
73. Республика
Саха (Якутия) |
1,02 (50) | 0,84 (62) | 0,2 | -0,64 | 4,1 |
74. Кабардино-Балкарская
Республика |
0,51 (68) | 0,49 (72) | 0,2 | –0,29 | 0,2 |
75. Еврейская
автономная область |
0,23 (76) | 0,09 (78) | 0,2 | 0,11 | 0,2 |
76. Костромская
область |
0,62 (65) | 0,53 (71) | 0,1 | –0,43 | 0,3 |
77. Карачаево-Черкесская
Республика |
0,37 (73) | 0,38 (73) | 0,1 | –0,28 | 0,2 |
78. Республика
Тыва |
0,07 (78) | 0,10 (77) | 0,07 | –0,03 | 0,05 |
79. Чеченская Республика | 0,00 (79) | 0,00 (79) | 0 | 0 | 0 |
Резко снизило информационную активность Красноярское краевое отделение партии. Однако даже при падении рейтинговых показателей уровень представленности в общефедеральном информационном пространстве оставался весьма высоким.
Сохранило третью позицию в рейтинг-листе.Новосибирское отделение КПРФ, что свидетельствует о стабильной и активной работе со СМИ.
Резко прибавило в информационной деятельности Самарское отделение партии (5 рейтинг-позиция). А вот Свердловские коммунисты несколько ослабили напор в рааботе со средствами массовой информации.
Впервые в первой десятке рейтинг-листа оказались парторганизации «красного пояса» - Тульской и Волгоградской областей (соответственно 6 и 7 место). Это связано с усилением внимания к этим регионам со стороны федеральных СМИ, которые в преддверие выборов в Государственную думу, зачастую, на примере этих областей представляют избирателям проблемы в деятельности КПРФ в местных органах власти.
Традиционно высокое внимание к деятельности коммунистов иркутской области (8 рейтинг-место).
А вот попадание в «десятку» региональных отделений КПРФ Новгородской и Ростовской области носило, в основном, ситуативный характер. Здесь естественным информационным носителем выступили выборы в областные представительные органы власти.
Для справки в таблице 1 представлены рейтинги представленности соответствующих местных отделений «Единой России». В целом, по итогам 1 квартала по вниманию СМИ «Единая Россия» существенно опередила КПРФ. Поэтому рейтинговые показатели местных отделений «ЕР» как бы весомее рейтинговых показателей региональных отделений КПРФ. Лишь Волгоградское, Курское, Смоленское, Рязонское и некоторые др. отделения КПРФ привлекали большее внимание СМИ, чем соответствующие отделения «Единой России».
Выводы
1. Традиционно деятельность региональных партийных отделений КПРФ мегаполисов
наиболее полно освещалась в СМИ. Можно утверждать, что Красноярское, Свердловское,
Новосибирское областные отделения КПРФ.плотно вросли в федеральное информационное
пространство.
2. Лидерство в рейтинг-листе Санкт-Петербургского отделения КПРФ оставляет горький осадок. Внимание СМИ было приковано к болезненным процессам в этой партийной организации.
3. Впервые в десятку самых представленных в информационном пространстве отделений попали области «красного пояса» - Тульская и Волгоградская -, которые стали своего рода полигоном, где либеральные СМИ отрабатывают свои внушения по поводу эффективности управленческой деятельности коммунистов.
4. Ряд парторганизаций смогли привлечь к себе внимание благодаря «формализованным» информационным поводам: выборам законодательных органов. Однако вновь эта естественная технология «информационной накачки» не везде сработала (например, в Удмуртии, Башкирии и др.)
5. Подавляющая масса отделений КПРФ в субъектах РФ продолжает оставаться своего рода «terra incognita» для общефедерального информационного пространства.
Подготовили:
д.и.н С.Васильцов, к.э.н. С.Обухов, Е.Е.Григорьева
Центр исследований политической культуры России, 2003 г.
blog comments powered by Disqus