Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

29.07.2003 20:21 | Правда | Администратор

Власть и семеро претендентов

Основные политические партии России завершают подготовку к парламентским выборам, ожидают публикации указа президента о назначении дня выборов. Каков расклад политических сил?

ЯСНО, что главные соперники в борьбе за мандаты депутатов Госдумы уже определились — КПРФ и “Единая Россия”. Другие партии реальную конкуренцию им, по мнению большинства политологов, составить не могут, они будут бороться только за то, чтобы преодолеть 5-процентный барьер. И пока все претенденты этой группы находятся на грани заветного рубежа. Среди них есть как вполне искушенные политические отряды — СПС, “Яблоко”, ЛДПР, так и новоиспеченные — “Народная партия”, “Партия жизни” и, пожалуй, “Партия возрождения России”. Далее идут аутсайдеры, способные претендовать только на 1—2 % голосов избирателей. Политологи относят к ним РКРП-РПК (если она пойдет на выборы самостоятельно), Аграрную партию, Партию пенсионеров, может быть, еще Российскую объединенную промышленную партию. У остальных же пока нет шансов получить даже один процент голосов.

Правящий режим, и прежде всего администрация президента и послушные ей СМИ, делает все возможное, чтобы запутать вполне очевидную картину, ставя при этом цель для себя — однозначно победить на выборах.

Во-первых, фактически уже определена “партия власти” — “Единая Россия”, которая официально в своих съездовских документах ставит задачу стать партией парламентского большинства. Для этого форсированно создаются все необходимые условия: финансовые, организационные, административные, информационные, социально-психологические, идеологические.

Во-вторых, основной соперник “единороссов” — КПРФ заведомо ставится в неравные условия: вокруг компартии и ее лидеров практически создается информационная блокада, нарастают провокационные нападки, всячески раздуваются слухи о расколе в левой оппозиции, а сами раскольники активно выращиваются в недрах администрации президента.

В-третьих, правящий режим активно формирует “свежие” политические партии, перед которыми ставится конкретная задача — отколоть от КПРФ хотя бы часть голосов. Общий способ этой пиаровской кампании уже определен — выдвинуть в качестве стратегии и тактики новых политических партий те положения, которые содержатся в Программе КПРФ: идея равенства, социальной справедливости и подъема экономики, поддержка малоимущих, борьба с коррупцией и преступностью. Все это в первую очередь относится к названным выше партиям — “Единой России”, “Народной партии”, “Партии жизни” и “Партии возрождения России”, хотя от демагогии и популизма не отказываются и парламентские старожилы — СПС, “Яблоко” и ЛДПР.

В-четвертых, явно усиливается общая ориентация власти на поощрение многопартийности, что, несомненно, ведет к путанице в сознании избирателей, большинство которых, занятое решением проблемы выживания, как правило, не имеет возможности получить соответствующую информацию и разобраться в нарочито усложненной политической ситуации.

В-пятых, правящий режим усиливает контроль государства за деятельностью политических партий, всемерно укрепляя при этом все силовые структуры. А Центральная избирательная комиссия вместе со своей системой “ГАС-Выборы” превращается в министерство по контролю за народным волеизъявлением.

Вместе с тем коммунисты, пат-риоты, их союзники и сторонники имеют большие возможности для успешного участия на предстоящих выборах. Прежде всего надо использовать промахи политических противников. Это:

— явный поворот президента вправо — в сторону откровенной защиты прозападных и частных интересов, что особенно заметно по итогам войны в Ираке и прямо отражено в майском послании парламенту;

— очевидная неспособность правительства решить текущие проблемы страны и оживить реальный сектор экономики;

— перекладывание забот о ЖКХ и общественном транспорте на плечи трудящихся;

— позорно низкая зарплата и пенсии основной массы населения;

— тяжелое бремя налогов на хозяйствующие субъекты, включая мелкий и средний бизнес (льготы имеют только олигархи);

— опасность перехода сельхозугодий в частные руки;

— “забавы” олигархов типа покупки Р. Абрамовичем английского футбольного клуба “Челси” и т.д., и т.п.

Думается, что конкретная разъяснительная работа наших пропагандистов и агитаторов вместе с организационным укреплением КПРФ и всей левопатриотической оппозиции значительно повысит наши шансы.

Вместе с этим нам предстоит большая работа по разъяснению всей сложности политической ситуации в стране. В частности, требуется глубокая и системная информация о типологии политических партий.

В основе предлагаемой мной классификации партий лежит классовый принцип, благодаря которому сложная и тем более нарочито запутанная политическая ситуация проясняется.

Уместно напомнить читателям, что классовый принцип анализа современного общества предложил Карл Маркс. Еще в 1842 году (кстати, ему было 24 года!) он очень ярко и образно писал о роли классовых интересов богатых собственников (в данном случае — лесовладельцев): “Интерес лесовладельца должен стать направляющей душой всего механизма (речь идет о законах по охране леса.— Б.Г.). Все органы государства становятся ушами, глазами, руками, ногами, посредством которых интерес лесовладельца подслушивает, высматривает, оценивает, охраняет, хватает, бегает”.

Еще более убедительны другие, хрестоматийно известные слова уже зрелого К. Маркса, где он говорит о способности его препохабия — капитала пойти на любые преступления в случае возможности получения сверхприбылей. Пожалуй, сегодня любой россиянин сразу скажет: это о нашей приватизации, о Чубайсе, о наших доморощенных олигархах.

В связи с дифференциацией партий на правые и левые, можно определить семь основных политических ориентаций: ультралевую, левую, левоцентристскую, центристскую, правоцентристскую, правую и ультраправую.

Центризм является в политическом смысле результатом распространения теории конвергенции, т.е. своеобразного сращивания капитализма и социализма, разработанной идеологами Запада еще в 60-е годы ХХ века. Политический центризм двойствен по своей сути, он содержит в себе как позитивную склонность к компромиссу (очень часто необходимому!), так и негативное качество беспринципности, соглашательства и даже предательства, за что он нередко определяется весьма неприглядно (“болото”, например). В реальной жизни центристская ориентация ведет к созданию общества “смешанной экономики”, к различным вариантам соотношения “план — рынок”, имеющим, кстати, огромное значение для решения многих конкретных проблем жизни людей.

Классификация политических партий по принципу политической ориентации должна быть дополнена и конкретизирована выделением основных критериев объединения партий, которые образуют, по крайней мере, семь основных уровней, в рамках которых можно наблюдать все разнообразие политической ориентации.

Назовем эти уровни:

“Демократы” — классический, традиционный и широко распространенный принцип характеристики политических партий, основной целью которых в обществе является борьба за власть. Прежде всего между правыми и левыми, которые по-разному понимают принципы организации общества и вытекающее из этого устройство системы власти и управления. В современной России все партии этого уровня ставят в центр своего внимания политические реформы и победу на выборах, с тем чтобы преобразовать жизнь общества в соответствии со своей предвыборной программой. Все российские правые партии и движения за последние 12 лет (“Демократическая Россия”, “Демократический выбор России”, “Наш дом — Россия”, “Единство”, “Отечество — Вся Россия”, “Единая Россия”, а также “Яблоко”, ЛДПР и СПС) могли сохранять свою даже относительную популярность не более 2 — 3 лет, поэтому они постоянно меняют свои названия, бесконечно объединяются и разъединяются. Несмотря на создание своей определенной социальной базы в стране за последние годы, эти партии могут сохранять свое политическое влияние в основном за счет административного и информационного ресурсов: большинство населения (правда, не сразу!) идеалы правых вовсе не привлекают. Поэтому можно сделать вывод, что сегодня знамя правых (не считая, впрочем, “Яблока”, сохранившего свои правоцентристские лозунги, а также СПС и ЛДПР, оставшихся фактически на ультраправых позициях) в основном держат сравнительно новые партии — “Либеральная Россия”, пережившая интриги Б. Березовского и убийство двух других лидеров, и “Демократическая партия”, созданная губернатором Новгородской области М. Прусаком, впрочем, уже исключенным из нее. Ясно, что “партия власти” не может ставить на этих аутсайдеров.

Поэтому лидеры “Единой России” (Б. Грызлов, С. Шойгу, Ю. Лужков, М. Шаймиев) сегодня делают два финта для очередного обмана избирателей.

Во-первых, называют себя “центристами”, “позволяя” себе даже “критику” отдельных шагов правительства (но не президента!) и местных лидеров, инициируя различные шумные популистские акции (например, “контроль” за выдачей зарплаты, сбор подписей против повышения тарифов в системе ЖКХ и др.).

Во-вторых, “Единая Россия” сегодня лицемерно берет на вооружение идеи патриотизма, прямо связывая свою деятельность с лозунгами, выдвинутыми президентом в своем послании: удвоение валового внутреннего продукта, борьба с бедностью и перевод армии на контрактную основу. Патриотическая риторика, впрочем, абсолютно не соответствует реальному голосованию “единороссов” в Государственной думе. Ведь благодаря именно им в стране продавливаются все либеральные реформы, начатые их духовными предшественниками — Горбачевым, Ельциным, Гайдаром, Чубайсом, Черномырдиным, Собчаком, Поповым. На их совести — сохранение ельцинизма, усиление олигархов, принятие антинародных Земельного, Трудового и Налогового кодексов, предстоящая реформа ЖКХ, расчленение и приватизация естественных монополий, отказ от передачи части природной ренты в пользу трудящихся, во внешней политике — ориентация на Запад.

“Патриоты” представлены во всем диапазоне политической ориентации. Но истинным носителем пат-риотических традиций остается только КПРФ, являющаяся основой более широкого движения — НПСР. Коммунисты всегда занимали эту достойную позицию, органично сочетая патриотизм с интернационализмом, последовательно борясь с любыми проявлениями шовинизма, национализма и сепаратизма.

Но патриотический мотив сегодня активно эксплуатируется другими политическими партиями и движениями. На крайне левом фланге совсем недавно старые политические бойцы С. Бабурин, В. Алкснис, С. Терехов и др. создали новые “патриотические” партии, которые, можно сказать, наверняка вряд ли станут массовыми и влиятельными. Но то, что они могут отнять часть голосов у коммунистов,— вполне очевидно.

В отличие от них лидеры НППР И. Родионов и КРО С. Глазьев, подписав недавно совместное с КПРФ и некоторыми другими организациями заявление о единстве патриотических сил, наглядно доказали силу великих патриотических идей и традиций в нашей стране.

Далее на втором уровне располагаются партии, стремящиеся создать свой политический капитал на святой идее патриотизма: “Партия возрождения России” (лидер Г. Селезнев), “Народная партия” (лидер Г. Райков), две евразийские партии, известная уже “Единая Россия” и ЛДПР Жириновского.

“Популисты” традиционно используют практически любые способы завоевания авторитета у избирателей. Но активность их перед выборами существенно возросла. Создается впечатление, что они ориентируются не столько на здравый смысл и трезвый подход, сколько на печальный опыт “Партии любителей пива” или “Партии жителей” конкретного региона. Думается, что тон сегодня задает “Партия жизни” во главе со спикером Совета Федерации С. Мироновым. Совершенно не случайно юмористы советовали лидеру в качестве гимна так называемой партии считать известную песню “Я люблю тебя, жизнь”, а в качестве девиза — популярное изречение “Жить, как говорится, хорошо. А хорошо жить — еще лучше”. Впрочем, юмор юмором, но в борьбе за власть все средства хороши. А популизм, как известно, основан на нетерпеливом желании все сделать быстро и просто, отбрасывая все сложности в сторону. Поэтому на этом уровне лидеры популистских партий полностью игнорировали все традиции политологической мысли. Правда, среди них нет крайне правых и левых, но все остальные ориентации имеются: “Союз” Г. Тихонова, “Российская партия мира” И. Кобзона и Р. Аушева, “Партия пенсионеров” С. Атрошенко, уже упомянутая “Партия жизни” и, наконец, либеральный по своей сути “Союз женщин России”.

К сожалению, и эти партии и движения тоже смогут на выборах отнять у левых определенное количество голосов.

“Силовики” — это новый слой политических партий и движений, охватывающий фактически все виды политической ориентации. Их активность объясняется в первую очередь благосклонным отношением к ним со стороны президента, хотя действуют и другие факторы: радикальность настроений отдельных групп населения, порожденная безработицей, нищетой, безысходностью, принадлежность лидеров партий этого уровня к силовым структурам, снижение боеспособности армии, нищенский уровень жизни военнослужащих, распространение дедовщины, использование силовых структур против народа (май 1992 г., октябрь 1993 г.), затяжной и кровопролитный характер чеченской бойни и целый ряд других факторов.

Определенную роль, конечно, играют и постоянные слухи о возможном приходе к власти “сильной руки”, что, впрочем, прежде всего выгодно правящему режиму и “партии власти”.

Конечно, у партий этого уровня пока нет возможностей выступить на выборах успешно, но общую задачу растаскивания голосов и политической неразберихи они могут выполнить. Вот только один фрагмент.

10 июля в обзоре прессы “Радио России” сообщило “новость” из бульварных газет: профсоюз военнослужащих, насчитывающий 15 млн. членов, предлагает всем политическим партиям свою поддержку на выборах. Таковы законы рынка: кто больше заплатит? Дальше, думается, можно не комментировать.

“Технократы” отдают приоритет экономическим реформам, решению производственных и трудовых проблем. Здесь тоже полный спектр политических ориентаций: от “Трудовой России” В. Анпилова до “Партии экономической свободы” К. Борового. Прочно на защите интересов трудового крестьянства стоит только Аграрный союз во главе с Н. Харитоновым. Остальные ищут крышу и проявляют политические амбиции. Особенно активизировались крупные предприниматели, образовавшие “Российскую объединенную промышленную партию”, лидер которой А. Вольский, обладающий уникальным опытом служения всем без исключения, теперь солидно пытается обосновать бесплодность нападок Генпрокуратуры РФ на крупнейшую нефтяную компанию страны “ЮКОС”. Олигархи знают, кого брать на службу…

“Клерикалы” пытаются также заявить о себе, считая, что религия и церковь должны играть большую роль в политике. В СМИ уже промелькнули сообщения о стремлении православной церкви властвовать не только над душами верующих, но и над церковными и монастырскими землями. Очевидно, поэтому клерикальные партии занимают позиции от центра вправо. Левые по отношению к церкви свою позицию на основе принципа свободы совести выразили четко: вера — дело каждого человека, а в России церковь отделена от государства, школа — от церкви. Россия, кстати, светское государство “Экологи”, естественно, подчеркивают первостепенное значение охраны природы. Отсюда их попытки заявить о себе в политике. Но пик их активности, пожалуй, позади. Серьезные политические партии (и прежде всего КПРФ) уже давно включили положение об охране природы в свои предвыборные программы.

Левая оппозиция в своей политической деятельности делает ставку на массовую политическую партию КПРФ, которая является партией социальной справедливости. Правые ориентируются на модель кадровых партий по образцу Запада, которым нужна власть чиновников, выполняющих волю капитала. Перед ними ставится конкретная задача: взять власть, лучше путем выборов. Для достижения такой цели хороши все средства, а денег для этого капитал не пожалеет.

Но вечно так не будет. С помощью своей политической партии трудящиеся могут и должны сказать свое веское слово. Лучше тоже на выборах.

Борис ГОГОЛЕВ.
Секретарь Курского обкома КПРФ, профессор кафедры философии КГУ.
г. Курск.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList