Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

01.09.2003 19:44 | Разное | Администратор

ИСПЫТАНИЕ ПОЛЫНЬЕЙ

     Каждый день на стол начальника экспедиции А. В. Орлова и члена координационного совета ассоциации полярников С.А. Михайлова ложатся диспетчерские сводки с дрейфующей станции СП-32, приходящие по электронной почте. Поэтому они фактически держат руку на пульсе станции и обладают всей полнотой информации о дрейфе, научной работе, состоянии духа и здоровья полярников. Вот что сообщил нашим читателям почетный полярник С.А.МИХАЙЛОВ.

     В настоящее время я остался на полярном «хозяйстве» один — Александр Валентинович Орлов ушел на атомном ледоколе «Ямал» в Северный Ледовитый океан. Дело в том, что летом невозможно сбросить груз и тем более посадить самолет на льдину, а ребятам потребовалось дополнительное научное оборудование — в связи с расширением программы исследований, стройматериалы для подготовки к зимовью в условиях полярной ночи, запчасти для генераторов, топливо. Идет на «Ямале» на СП-32 и ваша газета — все номера, начиная от 1 июля. Предыдущий комплект был сброшен с самолета. Ребята благодарны «Советской России» за внимание к их работе и просили меня это передать. Словом, везут достаточно серьезный груз. К тому же они давно не получали посылок и писем из дома. Вы же понимаете, насколько важны для них не электронные письма, а «живые», написанные любящей рукой, знакомым почерком...

     Конечно, ни Ассоциации полярников, ни научному центру «Полюс» зафрахтовать атомный ледокол для рейса к дрейфующей льдине не по средствам. Правительство смотрит на СП вроде благосклонно, но ведь в бюджете, как всегда, нет средств на программу освоения Арктики. Поэтому Ассоциации полярников и ее президенту пришлось буквально «выпрыгнуть» из себя, чтобы согласовать программу переброски грузов ледоколом, который выполняет рейс в Арктику с туристами — в основном иностранными — на борту.

     Пользуясь случаем, хочу обратиться к депутатам Госдумы, которые собираются уже после летних каникул на последнюю в этом созыве сессию: дайте себе труд подумать о том, чтобы отечественные дрейфующие станции существовали не только на энтузиазме и самоотверженности старых полярников, но чтобы они стали государственным делом, финансировались из бюджета.

     После 12 лет нашего отсутствия в Арктике непросто вернуть все прошлые приоритеты — ведь СП были не только плавучими научными лабораториями, но и форпостами безопасности страны. Пока же у нас много любителей порассуждать о патриотизме, а перед выборами — тем более. Однако патриотизм требует действий, поступков, а не слов.

     В этом отношении я не могу не выразить глубочайшего уважения самим полярникам. Читая их сводки здесь, в Москве, можно только отдаленно представить, как нелегко приходится им на льдине и сколько силы духа требуется не просто для выживания, но для ежедневной, кропотливой научной работы.

     Обстановка в летние месяцы там достаточно тяжелая. Я бы сказал, неожиданно тяжелая. Интенсивное таяние льдины, направление дрейфа, не характерное для прошлых лет, создали главные проблемы. Борьба с водой, постоянно подступающей к жилью, оборудованию, лабораториям, запасам продуктов отнимает массу сил и времени, не дает готовиться к зиме. Так вот, Кошелев говорит, что это как раз и стало испытанием для опытных полярников — они-то привыкли работать в условиях хорошо отлаженных станций. А молодежь думает, что так и должно быть. Слава Богу, они выдержали испытания водой и дождем, столь не характерным для этих широт, с наступлением сентябрьских заморозков уже станет легче.

     Это лето на льдине оказалось затяжным. Обычно в августе уже устанавливались морозы, но в этом году плюсовая температуры держится весь месяц. Когда будут обработаны все полученные ими данные о направлении ветра, океанических течений, состоянии атмосферы, температурные замеры, можно будет дать оценку этому явлению: случайность или следствие глобального потепления климата. В любом случае проводить исследования необходимо в течение многих лет, необходимо снаряжать станции ежегодно. Первопроходческая миссия этого экипажа, без сомнения, даст возможность учесть многие факторы риска и неожиданности, с которыми столкнулись они за три с лишним месяца зимовки.

     Вот процитирую некоторые сообщения последних дней. Начальник станции Владимир Кошелев пишет:

     «Данный период показал как никогда высокий моральный дух членов экспедиции. Думаю, что здесь уместно будет отметить, что тяжелее и неожиданнее все эти условия оказались для старых полярников, которые ранее зимовали на советских СП и никогда в подобных условиях не жили. Остается лишь порадоваться за молодых ребят, которые, видимо, считают, что так и должно быть, и с легкостью переносят все тяготы быта данного летнего периода...

     10 июля. Всю ночь шел дождь, который утром перешел в снег.

     Сегодня начаты непосредственные работы по океанологической части научно-исследовательских наблюдений. Выполнена постановка со льда двух измерителей элементов течения (Вектор-2) на месячный срок на горизонты 40 и 200 метров. Приборы производят измерения гидростатического давления, скорости и направления течения, а также температуры воды. Дискрет измерений всех датчиков приборов — 5 мин. Строительно-хозяйственные работы в основном заключались в покрытии дизельной, жилых балков, камбуза и кают-компании палаточным покрытием, которое спасает от воды. По-прежнему ежедневными компонентам являются забуривание и спуск воды, бурение отверстий для ледяных якорей, держащих мачты для метео и радио. Несмотря на неотложный и большой объем работ, проводится поочередная помывка личного состава. Воды теперь изобилие, ее остается только нагреть, в снежницах вода очень чистая, пресная и вкусная.

     15 июля. Маленькие ручейки, речушки и просто речки пересекают лагерь с разных сторон и устремляются в те отверстия, которые мы пробуривали ранее, образуя мощные водовороты. На глазах заметно, что сходят большие объемы воды, но видно, что льдина пока не хочет всплыть. Во второй половине дня перетащили один домик на более сухой участок льдины. Механики заделали крышу ДЭС палаточной тканью. Транспортные средства (трактора и снегоход) работают нормально. У них работы достаточно по перетаскиванию балков и палаток, а снегоходу — подвоз воды. Ребята трудятся после ужина и до глубокой ночи. К вечеру, уставшие, валятся с ног на раскладушки поверх спальных мешков, т.к. в палатках очень тепло, ведь работают по два электронагревательных агрегата, которые необходимо держать включенными для обеспечения нагрузки на дизель-генератор.

     17 июля ...Сегодня пасмурно. Ветер усилился до 6 — 8 метров.

     Для нас это совершенно не помеха в выполнении любых видов работ. Началась подвижка льда в 20 метрах от двух хозяйственных палаток. При осмотре и анализе выяснилось, что это старая трещина (сморозь), и, по всей видимости, это и должно было случиться в летний период. Ширина разводья от 1 до 10 м.

     ...Весь день продолжались работы по обустройству лагеря и подготовке его к зимнему периоду. Весь личный состав трудится напряженно и с полной самоотдачей. Сегодня с полной уверенностью можно сказать: домики готовы к длительной зимовке и могут принять своих постоянных жителей. Остается самое малое, но самое важное и трудоемкое — соорудить нары для сна, рабочие столы для компьютеров и многое другое по обеспечению быта. Несмотря на сильную усталость, трое молодых ученых (Астахов, Гузенко, Тышкевич) с соблюдением всех мер предосторожностей были переправлены на другое ледяное поле, на котором в бинокль были обнаружены несколько листов пенопласта. На веревках они были доставлены в лагерь, что явилось большим подспорьем в хозяйстве при утеплении в зимний период.

     20 июля ...Температура около 0. Погода по-прежнему солнечная. Мы дрейфуем в районе сильного антициклона.

     Сегодня перетащили на несколько десятков метров еще один домик. А вечером перенесли палатку КАПШ-2, в которой проживает начальник станции. Данный вид палаток показал свою эффективность в любое время года, даже когда она находилась на ледяном возвышении, омываемая со всех сторон водой, но в ней всегда сухо. Сегодня метеорологом Арутюновым начата очень важная научная программа — наблюдение за озоном.

     21 июля. Сегодня впервые испытали мини-хлебопекарню. Хлеб получается удивительно пышный, мягкий и вкусный.

     23 июля. Все заняты на своих объектах. Механики перетаскивали холодильную камеру на более сухое место. Сейчас можно с уверенностью сказать, что льдина немного всплыла. И хотя воды кругом очень много в виде снежниц, речушек и ручейков, появились проталины (участки сухого льда), на которые смело можно перетаскивать жилые и служебные помещения. Но окончательной дислокацией всех построек станции определить пока не представляется возможным.

     10 августа ...Ребята продолжают переносить свои личные вещи и научное оборудование в домики. Начальник и повар начали тщательную ревизию всех продуктов питания, а также общестанционного оборудования и снаряжения на предмет составления заявки завоза на второе полугодие зимовки.

     23 августа. Сегодня прекрасная солнечная погода, температура — 1 гр. Уже на снежницах был отмечен тонкий ледок. А небо все более принимает летне-осенний оттенок, когда начинается период скатывания солнца, и это означает скорое приближение долгой полярной ночи»...

     Электронная почта приходит каждый день, мы всегда ждем ее с нетерпением. Короткие сухие сводки, конечно, не передают всей картины жизни на станции. Но вот могу описать, как начинается у полярников день.

     Начальник радиостанции Карасев Виктор Федорович включает внутристанционную трансляцию, сначала порадует хорошей песней, а потом, пожелав доброго утра, расскажет о погоде, о координатах льдины. Затем следует приглашение на завтрак. Подъем полярников у всех разный. Люди старшего поколения уже давно лежат с открытыми глазами и ждут, когда заговорит радио. А молодые, даже если на завтрак их ждут вкусные горячие свиные сардельки, с большой неохотой покидают теплые спальные мешки. Но распорядок дня требует неукоснительного его выполнения, и на завтрак обязаны приходить все, и, как говорит старая полярная поговорка: не приход на завтрак является не выходом на работу.

     Самые отчаянные по утрам умываются из снежниц ледяной водой, обтираются снегом, а то и бегают босиком на зарядке. Этого требует доктор Кошелев, но привыкнуть, конечно, нелегко. Зато потом — никаких простуд!

     Завтрак обычно состоит из какой-нибудь каши, сухой колбасы и сыра. Чай или кофе на выбор. Дежурный после приема пищи все прибирает со стола, моет посуду с помощью сухой горчицы, проводит влажную приборку в кают-компании.

     Когда полярники обедают, станционные собаки находятся в режиме ожидания. Один кобелек был подарен пограничниками с Острова Средний, и назвали его Дружок, а пару для него попросили в Хатанге. С борта АН-12, который вез собачку, сообщили, что бортоператором Александром Ивановичем Власюком при «ревизии» обнаружено, что «подруга» для Дружка оказалась Дружком номер 2. Первое время они немного враждовали, но очень скоро, видя ровное и доброжелательное отношение полярников, они поняли, что их обоих любят одинаково. Но они все-таки больше благоволят, естественно, к повару, который их кормит ежедневно и регулярно, а также к начальнику станции, который частенько балует их чем-то вкусненьким.

     Собак всегда берут на дрейфующую станцию, чтобы вовремя оповестили о приходе белого медведя. Но это еще и хороший психологический фактор, к тому же в Арктике эти животные всегда сопровождают человека, разделяя с ним все тяготы и труды.

     Бывают у наших полярников и праздники. Традиционно своим днем они считают День Военно-морского флота, 27 июля. В этом году его отметили спартакиадой. Излюбленный «спорт» — перетягивание каната. Ученые, а это в основном молодежь, мерялись силой с группой жизнеобеспечения, в которой опытные полярники со стажем. Володя Кошелев сообщал, что «старики» взяли организованностью, а молодежь — силой. В общем, главное — не победа, а участие. Потом были стрельбы на меткость боя. И — праздничный ужин, песни под баян и гитару. Кстати, начальник станции — отличный баянист и на каждую зимовку берет с собой проверенный и испытанный баян. Все это, впрочем, нисколько не повлияло на обычные работы по научным программам и борьбе за выживание.

     Ребята с нетерпением ждут, когда к льдине подойдет ледокол «Ямал». Они дрейфуют сейчас в районе 86 градусов Северной широты и 75 градусов Восточной долготы. Ледокол идет тем же курсом, мы надеемся, что его стыковка с льдиной будет возможна. В противном случае с палубы поднимется вертолет.

     Мы обязательно расскажем читателям «Советской России», как все это было, когда Александр Валентинович Орлов вернется в Москву. Он же привезет множество фотографий. Передавать фото по Интернету со станции несколько затруднительно — это занимает большой объем мощности компьютеров, что нежелательно. Но иногда все-таки мы получаем снимки, которые показывают, в каком состоянии станция.

     С ноября, когда будет готова взлетно-посадочная полоса, на станцию регулярно будут прилетать самолеты. Конечно, Арктика непредсказуема, но уже сейчас можно сказать, что труднейшую часть зимовки наши полярники прошли успешно.

     Когда верстался номер, С.А. Михайлов сообщил: «Ямал» подошел к льдине, двумя рейсами вертолетов грузы переброшены на СП-32.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList