Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

31.08.2004 21:49 | Совраска | Администратор

ГУМАНИТАРЩИНА

Как это случилось? Кто помнит, сначала перестроечная демократизация пробудила в обществе громадный интерес к переосмыслению всех сторон жизни страны. Но затем все они были буквально взломаны преимущественно противниками и ненавистниками советского строя, и вся эта орава с упоением, сладострастно набросилась на явственно обнажившиеся слабые стороны советской системы.

Кто более всех горазд на сочинительство и ораторство? Правильно, всякого рода гуманитарии. Затмив собою профессионально самоограниченную технократию, они заполонили страну эмоционально действенным словоблудием, оседлали политику, захватили все ключевые позиции в государственной и общественной системах и, господствуя теперь в стране, насаждают везде и во всем свои, гуманитарные, принципы жизнеустройства общества.

Отторгнутая из этого процесса технократия лишена возможности естественным для себя образом существовать, перестраиваться и воссоздавать национальные механизмы научного, технологического и технического развития. Сегодня эти механизмы бездеятельно ржавеют и лет через 5—10 придут в полную непригодность. Наши всевластные и всесильные гуманитарии, не имея ни малейшего понятия о созидании материальной основы страны, своим единственным средством — словом — сумели так сильно загипнотизировать общество, что вот уже десять лет мы молча-обессмысленно взираем на всюду рушащиеся останки былой производственной сферы и, вопреки где-то еще шевеляшемуся разуму, зомбированно вторим: так ей и надо, так ей и надо...

Обреченное на непроглядную бедность общество пока в подсознании, медленно, но неуклонно взращивает революционный гнев. Как с толком израсходовать эту энергию? Ждать, когда она перенакопится и, трансформировавшись в классовую ненависть, взорвется очередной гражданской войной? А не лучше ли ее использовать все-таки с умом, с толком. Беда нашей национальной неразумности не в том, что мы оказались неспособными по-умному воспользоваться и справедливо перераспределить наше общественное достояние — это следствие, это уже совершенное дело, результат. Беда в том, что в стране возобладали слова, эмоции вместе с их яркими и профессиональными носителями — гуманитариями всех мастей. В нынешней России засилье и негативная роль этих факторов столь значительна, что вполне заслуженно их совокупность назвать гуманитарщиной.

Доминируя в государственной и информационной сферах, гуманитарщина, по существу, беспрепятственно и активно воспроизводится. Всевозможные юристы, теоретизирующие экономисты, журналисты, политологи и социологи, и на самой вершине этой пирамиды витийствующие историки — все это беспрерывно пополняется, обновляется и изощряется в своем жизнеутверждении. Дескать, мы, и только мы, гуманитарии, можем научить Россию умению правильно жить, знать и понимать себя — с этим императивом господствования гуманитарщина идет в избирательные кампании, на все руководящие посты, в вузовское и школьное образование.

Особенно опасно для России последнее, ибо там, в образовании, расширенно воспроизводится последующее потомство гуманитарщины, всесилие которой станет непоколебимым. Уже пятнадцать лет, и все по нарастающей, развивается крен в сторону гуманитарной подготовки учащихся. Математика и все естественно-научные дисциплины с трудом и с потерями удерживают свои последние часы занятий.

...А в это же время даже едва наметившийся подъем промышленного производства быстро истощается дефицитом также быстро истощающихся и стареющих квалифицированных технических и научных кадров. Нет рабочих, нет инженеров, нет и жизнедеятельных НИИ. В стране средний возраст работающих токарей — 60 лет, слесарей-ремонтников — 55, шлифовальщиков 5-го разряда — 55, механизаторов в селе — 61, трактористов — 62. Естественно, тот же возрастной пейзаж и на инженерно-научном поприще.

Мир вступил в эпоху экономики, основанной на знаниях. Термин «инновационная модель развития» стал определяющим в официальных доктринах всех передовых стран. Естествознание как важнейший из факторов материального развития стало наивысшей национальной ценностью. А у нас повсеместная гуманитарная благодать. В школах она год от года прирастает, в технических вузах буйно прет в рост в образе экономического, юридического, социологического и прочего подобного наваждения. Дешевая, не нуждающаяся ни в дорогостоящей лабораторной базе, ни в каком-либо специальном научно-техническом оборудовании и соответствующих зданиях, она, как неудержимый сорняк, мгновенно поселяется и размножается всюду, где есть хоть какой-то молодежно-романтический дух. С трудом, за счет средств и благополучия альма-матер, МАИ, МГТУ им. Баумана каждый обеспечивает жизнедеятельность только двух своих филиалов в России, МГУ — пяти. А вот некий Современный гуманитарный институт обзавелся аж 180 филиалами. Другие — сотней, третьи — десятками. В наукоград Троицк под Москвой — центр современнейшей науки с огромным научно-инновационным потенциалом переселились два факультета Высшей школы экономики и сгребают там всю толковую молодежь. И такое творится всюду.

Соблазняя своей доступностью, обещанием блестящей бизнес-карьеры, возможностью «откосить» от армии, гарантией любому школяру за деньги купить пожизненный диплом с приложением к нему пяти лет наслаждений и отдыха от жизни, эти гуманитарные «сорняки» почти полностью истощают молодые трудовые ресурсы для промышленно-производственной и научно-технической сфер страны. Сократившаяся на 10 млн. за 10 лет численность детей в стране доводит эту проблему до трагедии.

Эти деяния относятся к тому же негативному кругу, который, помимо прочего, включает в себя вывоз грандиозного капитала, громадное имущественное расслоение, всеобщую социальную обездоленность населения, царящую преступность, коррупцию по всем вертикалям и горизонталям власти, отсутствие и программы выхода из национального кризиса, и национального лидера — ее претворителя. Все это в негативной сути своей фундаментально, но гуманитарщина более всех вредна долговременностью своего действия и необратимостью. Из постоянно растущей многомиллионной армии гуманитариев — знатоков истории, философии, экономики, педагогики, филологии, искусства и несть числа их названиям — не сделаешь производителей ни материальных благ, ни новых естественно-научных, инновационных знаний. Хотя, с другой стороны, владея более качественной речью, хорошей памятью, знанием тонкостей межличностных отношений, гуманитарии легко проникают на различные руководящие должности в науке и производстве и, не будучи профессионалами в них, становятся объективным тормозом в их развитии.

Гуманитарщина более всех жизнестойка, и поэтому сегодня, даже в отсутствие программы преобразования и лидера, нам следует заблаговременно и решительно пресечь ее размножение и развитие. Истоки ее воспроизводства — в школе, поэтому неотложные действия нужно произвести прежде всего здесь. Тем более что это осуществляется всего лишь одним актом государственного управления, основывающемся, например, на дискуссии широкого круга авторитетных естественно-научных профессионалов.

Этот акт должен состоять в законодательно обоснованном приказе министра образова- ния изъять из 80-процентного министерского и 20-процентного местного, директорского перечней школьных дисциплин все гуманитарные предметы: литературу, историю, иностранные языки, экономику, экономическую географию, право, основы философии, социологию, граждановедение, обществоведение, основы безопасности и жизнедеятельности (ОБЖ), природоведение, экологию, регионоведение, технологии, психологию, валеологию, эстетику, искусство. Все эти предметы должны стать необязательными, добровольными — факультативными.

На первый взгляд все это предстает возмутительным волюнтаризмом: делать в общеобразовательной школе все гуманитарное образование только добровольным — этому еще никогда в истории не было прецедента. Но, как известно, с любой из наперед заданной точки зрения, история — это кладбище ошибок. Традиция обязательного преподавания гуманитарных дисциплин рано или поздно тоже окажется на этом кладбище. Сегодня слабо-немощный интеллект нашей нации как-то еще озабочен рационализацией основ своего существования и воспроизводства, и пока он вновь не уснул, стоит его подвигнуть хотя бы на одно полезное деяние. Тем более что оно влечет за собой массу позитивных следствий.

Каждый человек должен прежде всего познать основы материального существования личности и общества в предстоящем будущем, и ничего, кроме естественно-математических дисциплин, неспособно решить эту ученическую задачу. Что поделаешь, с национальной и государственной точек зрения естественнонаучные знания являются непреложными и приоритетными. Это знания-минимум, без которых полноценно существовать и проявлять себя в современной научно прогрессирующей цивилизации можно только на примитивном уровне. Гуманитаризация же знания воздействует не на материальную сторону жизни, а на ее духовно-нравственное качество, на форму межличностных и общественных отношений. Эти знания не выражаются логическими, четко детерминированными и императивными понятиями. Они выражаются всевозможными образами, целостными комплексами, которые как в процессе предложения ученикам, так и в процессе восприятия ими несут на себе следы изменчивости, индивидуальности и субъективизма. Такие знания многовариантны, многоаспектны, не имеют формы однозначного фиксирования в сознании учеников, и поэтому их восприятие должно быть динамично многообразным, как на кадриках киноленты.

Существующие же уроки в школе никак не учитывают эти особенности гуманитарных дисциплин. Дидактически они сегодня совершенно идентичны детерминированным естественно-математическим урокам. Это большая методологическая ошибка существующего образования, которую вполне успешно можно устранить, разъединив те и другие. Гуманитарные дисциплины, будучи добровольно изучаемыми, должны постигаться вне и на временном удалении от обязательных уроков, что, очевидно, означает, что им может принадлежать только время после выполнения домашних обязательных заданий, в конце рабочего дня. Обязательных уроков станет меньше — 4, реже 5, соответственно и домашних заданий будет меньше, так что гуманитарные занятия могут начинаться вновь в школе часа в 4—5 пополудни. В тех случаях, когда повторное посещение школы затруднено, необходимо использовать заочную форму обучения.

Будучи добровольно посещаемыми, они должны постоянно манить к себе, возбуждать интерес соответствующими дидактическими приемами. Такие приемы известны, это игровые упражнения, различные методы создания и взаимодействия команд. С их помощью легко и естественно моделируются неоднозначность и изменчивость, присущие гуманитарным знаниям.

Что касается добровольности гуманитарных занятий, то на первый взгляд кажется, что они будут обречены на быстрое обезлюживание и неизбежное вымирание. Однако это не так. Объем гуманитарных курсов будет регламентирован Министерством образования, он будет отображен в единых для всей страны учебниках, и учащиеся по завершении всех занятий курса смогут сдать экзамен. В аттестатах учеников будут названы наиболее важные гуманитарные предметы, и по ним будут либо проставлены отметки экзаменов, либо прочерки. При поступлении в последующее учебное заведение или на работу список гуманитарных оценок будет служить важной, даже, пожалуй, самой важной характеристикой достоинств школьного выпускника. Он будет отображать волю и трудолюбие, широту интересов и глубину познаний, целеустремленность в определенные области знаний.

Добровольно постигаемые знания — это знания качественно более высокого уровня. В них не только содержание курса, но и умение учиться, общаться, планировать свою жизненную перспективу. Очевидно, что и преподаватели факультативных гуманитарных предметов должны быть достаточно профессиональными, чтобы умело удержать еще неустойчивый интерес учеников к знаниям.

Каким же может быть механизм формирования преобладающего потока выпускников школ на технические специальности? У подавляющего числа учеников многолетнее и гораздо более основательное, чем сегодня, изучение обязательных естественно-математических предметов будет порождать внутреннюю убежденность в почти профессиональном знании соответствующих научно-технических дисциплин. Этот трудный, но богатый багаж знаний будет просто легкомысленно не использовать и терять. В то же время добровольное посещение гуманитарных занятий все-таки далеко не у всех учеников соединится с волевым и целеустремленным отношением к ним. Это испытание выдержат по преимуществу природно предрасположенные к постижению гуманитарных знаний, то есть истинные гуманитарии. Таких не так много в юношеской среде, но этот малочисленный и талантливый поток существенно повысит уровень профессиональной деятельности в гуманитарной сфере и постепенно сократит нынешнюю массу случайно и незаслуженно попавших в нее людей.

Руслан АВРАМЕНКО,

кандидат фихико-математических наук.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList