Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

10.10.2005 23:13 | Совраска | Администратор

ОТ НАС ЖДУТ ДЕЙСТВИЙ

Альфред Рубикс — до переворота 1991 года лидер Компартии Латвии, затем политзаключенный (1991—1997 гг.), а ныне — председатель Социалистической партии Латвии — давний герой публикаций нашей газеты. Мы начали писать о нем еще в печальной памяти 1990—1991 годы, когда здоровая часть партийного руководства боролась против группировки Горбачева—Яковлева, уводившей КПСС и страну в бурьян дикого капитализма. А.Рубикс был одним из тех, кто не подстраивался под «демократическую» моду, а стойко придерживался социалистических позиций.

Потом случился август 1991 году, который для А.Рубикса закончился незаконным арестом и шестью с лишним годами тюрьмы. И мы вновь писали о нем, о его твердой позиции на суде и несгибаемой поведении в тюремной камере. А.Рубикс — единственный из бывших партийных боссов союзных республик, который не спрыгнул с получившего пробоину корабля, а до конца боролся за его спасение. В конечном счете, все его коллеги оказались в креслах президентов и премьер-министров. И только А.Рубикс за свои убеждения пошел в тюрьму.

И ныне мы продолжаем внимательно следить за деятельностью наших товарищей в Латвии, которые противостоят продажным правым политикам и борются за сознание людей, одурманенных националистической и антироссийской пропагандой. Недавно Альфред Рубикс побывал в Москве, чтобы встретиться с товарищами, а также добиться справедливости в отношении сотен ветеранов войны, которых не признают в таком качестве ни латвийские, ни российские власти. Мы воспользовались этой возможностью для беседы с ним.

— Альфред Петрович! Наша газета была создана в июне 1956 года. А с чем связан этот год для вас?

— В то время я служил в армии. Призвался в 1954 году, а к 1956 году уже был сержантом. Служил в Прикарпатском округе, в танковых войсках. Поначалу меня с учетом неплохого образования хотели определить в штаб. Но я хотел служить именно в строевой части и, в конечном счете, мне это удалось. Именно в армии, кстати, я стал кандидатом в члены КПСС. А приняли в партию меня уже «на гражданке». Так что те годы были очень важными для моего становления и как личности, и как политика.

— Теперь перенесемся в дни сегодняшние. Помнится, что в конце 80-х — начале 90-х годов националисты из Прибалтики рьяно крушили СССР, утверждая, что Советская власть затормозила развитие Прибалтики, что «в Европе» они жили бы гораздо лучше. История провела эксперимент на этот счет. Прошло 15 лет после победы националистов. Оправдались ли их громкие обещания, сделала ли Латвия рывок вперед после «интеграции в Европу»?

— Люди сравнивают, какой жизнь была тогда, и какой она стала сейчас. И открыто говорят, что в советские времена жить было лучше. 1 октября в Риге был огромный митинг протеста, около 15 тысяч человек. Так люди заявляли, верните нам то, что у нас отобрали. Националисты пытаются оправдываться, постоянно заявляя, что все проблемы, мол, это последствия 50 лет пребывания в составе СССР. Но ведь они-то сами у власти уже 15 лет. В советские времена, по данным ООН, Латвия по уровню жизни находилась на 35-37 месте в мире. А сейчас — на 80-м. Вот совершенно конкретное свидетельство того, что в составе СССР людям в Латвии жить было гораздо лучше, чем сейчас.

После вступления в Евросоюз стало еще тяжелее. Все подорожало. Инфляция 7—8%. Теневая экономика — примерно 40%. Поэтому никакие меры по снижению инфляции не действуют. 92% пенсионеров (а это около полумиллиона человек) живут ниже прожиточного минимума. В целом же ниже этого минимума живет чуть ли не три четверти населения. В столице это не так ощущается, ибо там процветает теневая экономика. А вот на селе картина печальная. Квалифицированные специалисты уезжают за границу. Но там эмигрантам платят больше, чем на родине, но меньше, чем местным гражданам с такой же квалификацией. Шведские профсоюзы вообще выступили против наплыва дешевой рабочей силы из Прибалтики, ибо это отнимает у них возможность вести с работодателями переговоры о повышении зарплаты.

Что касается финансовой «помощи» Евросоюза, то ЕС деньги просто так не дает. Средства выделяют только под конкретные проекты. Причем сначала нужно найти какие-то инвестиции на стороне, осуществить проект, и только потом ЕС эти расходы компенсирует. Да и то не полностью. Найти деньги на проект могут только люди богатые. Им-то «помощь» Евросоюза и перепадает. А бедные как были нищими, так ими и остаются.

— Так ведь в Латвии была довольно сильная промышленность?

— Ныне она в тяжелом состоянии. В соседней Белоруссии уже достигнут уровень экономики в 120% к уровню 1991 года. А у нас — чуть выше 70%. В структуре экономики 25% — торговля и только 15-17% — производство. Внутренний валовой продукт надувают, включая в него ипотечные кредиты. Банки дают людям кредиты, причем охотно. Но зачастую оказывается, что человек построил дом, а выплачивать кредит с процентами не в состоянии. Тогда банк забирает у него этот самый дом. Банк — в прибыли, а у человека — трагедия.

— Путин сейчас утверждает, что жилищная проблема в России будет решена через ипотеку.

— Ипотека — это яма. У нас на этот счет самый печальный опыт.

— Латвия всегда славилась сельским хозяйством. Как сейчас?

— Да оно попросту уничтожено. Люди ведут натуральное хозяйство. Кормят себя. А на продажу — мало что. Например, квоту на сахарную свеклу Евросоюз выделил в шесть раз меньше, чем мы производили во времена СССР. А это значит, что свеклосеющие хозяйства бедствуют, сахарные заводы закрываются. Евросоюз платит крестьянину 120 евро за каждый неиспользованный гектар. Если у фермера 10 гектаров, то он может, не ударив палец о палец, получить в год 1200 евро. Хочешь получить дармовые деньги — ничего не сей, а только скоси траву (так ее девать некуда, ибо скот давно вырезали). Но некоторые радуются: мол, как здорово жить стало: работать не надо, а деньги идут.

— А вот российская пресса изображает Литву и другие прибалтийские страны как образцы рыночного процветания на фоне общей безнадеги в СНГ? Мол, цивилизованные прибалты сумели грамотно распорядиться независимостью. В отличие от «лапотной» России.

— Это неправда. Если кто и процветает, так это тончайшая прослойка. В Латвии на 2,4 миллиона населения — 350 миллионеров. Вот где оседают деньги, заработанные коллективным трудом. О процветании Латвии не может быть и речь. Какое процветание, если дети не хотят в школу, а молодежь вообще не имеет перспектив в жизни. В этом году впервые наметилась тенденция к сокращению числа литовцев.

— И какие же чувства испытывает рядовой житель Латвии? Какие политические настроения преобладают?

— Популярность левых сил растет. Ибо все в стране происходит именно так, как мы и предсказывали, как предупреждали народ. Но правящая верхушка научилась искусно обманывать людей. Создаются новые партии, выдвигаются новые лозунги. Народу хочется верить. Поэтому голосуют за прежних политиков, но поданных под новым соусом. Мы же маневрировать не собираемся. В уставе Социалистической партии записано, что она является марксистской. Были опасения, что нас на этом основании не зарегистрирует. Но они были вынуждены это сделать, ибо в большинстве стран Европы есть марксистские партии.

Однако власти пытаются зажать нас по-другому. Например, бывшие сотрудники КГБ и люди, которые после 13 января 1991 года продолжали участвовать в деятельности партии, не могут избираться в органы власти на любом уровне. Эта формулировка «участвовали в деятельности» открывает поле для произвола. Что значит «деятельность»? Если человек платил взносы или ходил на митинги по призыву партии — это тоже основание для запрета выставлять свою кандидатуру на выборах? Получается парадоксальная картина. Я, например, могу быть кандидатом в Европарламент. А вот кандидатом в депутаты волостного уровня быть не могу. Мы подали обращение в Конституционный суд с призывом дать оценку этому закону.

Ощущение такое, что все это затеяно ради моей скромной персоны. Дабы не допустить моего полноценного возврата в политическую жизнь страны. В ноябре моя судимость будет полностью погашена, и с этой стороны никаких ограничений на участие в выборах больше не будет. Вот они и подстраховались. Такой запрет на политическую деятельность был только в Турции. Но там под давлением Европы запрет сохранялся только 5 лет. А в «цивилизованной» Латвии, входящей в состав ЕС, он сохраняется уже 15 лет. В октябре 2006 года у нас будут выборы в парламент. Я твердо намерен добиться права участвовать в них.

— А чего они боятся? Вы шесть лет пробыли в тюрьме, парламентской трибуны у вас нет, пресса вас замалчивает.

У нас недавно были выборы в Рижскую городскую думу. Мне избираться пока запрещено. Поэтому в список Социалистической партии включили моего сына Артура. Он стоял на первом месте. Но это вовсе не значило, что он автоматически будет избран. Наша система голосования устроена таким образом, что избиратель имеет возможность системой плюсов и минусов в бюллетене отдавать предпочтение тому или иному кандидату в списке. То есть, первый номер может вообще не пройти, а человек из середины списка может оказаться избранным. Так вот, народ видел, что в списке стоит А.Рубикс. И далеко не все знали, что это Артур (сын), а не Альфред (я). И этот самый А.Рубикс занял второе место по численности плюсов среди кандидатов из всех партий. Первое место у бывшего мэра Риги — то есть человека, широко известного. Что касается нашей партии, то в союзе с партией «Дзимтане» мы получили 8 из 60 мест в городской думе. И это при том, что в выборах участвовали 21 избирательный список.

— Как вы с позиции своего жизненного и профессионального опыта оцениваете уровень нынешних вождей Латвии?

— Вот смотрите. Принимали конституцию Евросоюза. Так вот в переводе этого документа сделали 150 ошибок. Причем около 100 ошибок — сущностных. И теперь уже ничего нельзя поправить, ибо именно за этот текст голосовал парламент. А почему это произошло? Да потому, что наши нынешние клерки не глядя подписывают любые документы, которые приходят из штаб-квартиры ЕС в Брюсселе.

Президент больше ездит по заграницам, чем по собственной стране. Да и далека она от вопросов управления государством. Ни малейшего опыта в этом деле у нее нет. В шесть лет ее увезли из Латвии в Канаду. Вернулась она в зрелом возрасте, поэтому жизнь страны представляет слабо. Работала психологом — а эта специальность к государственному управлению никакого отношения не имеет.

Что касается министров, то средний срок их пребывания на посту — 9 месяцев. Можно ли хоть что-то сделать за этот срок? Когда я был министром, у меня был план работы министерства на полгода, на год, на пять лет и на дальнюю перспективу. А сейчас за 15 лет сменилось 13 правительств. О какой компетентности, о каком профессионализме может идти речь? Дело доходит до смешного. Главой МВД назначается бывший священник, министром здравоохранения — специалист по сельскому хозяйству.

Попав в правительство, они больше всего заинтересованы в том, чтобы направить как можно больше бюджетных средств в округ, откуда они избирались, дабы гарантировать себе избрание на следующий срок. А так сплошные декларации, вернее, демагогия.

— Насколько я знаю, в Латвии по-прежнему очень остро стоит проблема гражданства.

На сегодняшний день 400 тысяч жителей страны является «негражданами». С 1991 года из числа людей нетитульной нации гражданство получили лишь 100 тысяч. Нынешние националисты (или, как мы их называем, «нацики») придумали вот еще что. Мало того, что нужно сдавать экзамен на знание латышского языка (который не каждый латыш сможет сдать), так еще и требуют, чтобы потенциальный гражданин должен подтвердить свою лояльность государству. А что такое «лояльность»? Если человек состоит в оппозиционной партии или критикует политику правительства — это может считаться «нелояльным» поведением?

— Верите ли вы в будущее социализма?

— Не только верю, но и глубоко убежден, что это будущее человечества. Сейчас мир устроен глубоко несправедливо. «Золотой миллиард» мучается от ожирения, а четыре пятых человечества страдают от нищеты. Так долго продолжаться не может. По всему миру растет сопротивление новому колониализму, новой работорговле. Считаю, что нынешняя «победа» капитала над социализмом — это лишь зигзаг истории.

Примечательно, что сейчас в Европе много желающих козырнуть левизной. Ныне чуть ли не каждая партия идет на выборы с левыми лозунгами. Со своими истинными идеями они идти боятся. Поэтому размахивают левыми флагами. Полевение в Европе очевидно. Это показывают результаты выборов в Болгарии и в Германии. Расширяется представительство коммунистов в Европарламенте. Спад в популярности левого движения, случившийся после разрушения СССР, постепенно преодолевается.

— И все-таки, не является ли разрушение Советского Союза свидетельством нежизнеспособности социалистической идеи?

— Нет. Ведь социалистический строй существовал в СССР не 5 или 7, а почти 75 лет. И этот период обеспечил огромный рывок вперед всех народов, входивших в СССР. Потом социализм был разрушен усилиями извне и изнутри. Но в любом случае было бы ошибочно отождествлять конкретную модель социализма, существовавшую в СССР, с социалистической идеей вообще. Ведь социализм — это не некая самоцель. Истинной целью может быть только улучшение жизни народа. Но из социально-экономических систем, которые до сих пор создало человечество, социализм лучше всех других обеспечивает благосостояние всех людей, а не крошечной «элиты». Сегодня на нашей планете в странах социализма живет более 20% человечества. Это Китай, Вьетнам, Куба, КНДР. Так что ошибочно утверждать, что социализма нет, и больше не будет. Он существует, он развивается, и он — наше будущее.

— Что движет лично вами в этой борьбе?

— Я сам — порождение Советской власти. Ни в нынешних условиях, ни в годы до вступления Латвии в СССР такой, как я, деревенский парень и мечтать не мог о том, чтобы получить высшее образование. Не говоря о том, чтобы стать одним из руководителей Латвии. Я всю жизнь был на выборных должностях. Отсюда у меня выработалось два качества: стремление понять, что нужно людям и, будучи избранным, стремление сделать максимум возможного, чтобы улучшить жизнь людей.

Например, когда я был мэром Риги, на XXVII съезде КПСС Горбачев заявил, что к 2000 году каждая семья будет иметь отдельную квартиру. Мы, вернувшись домой, не просто стали что-то кому-то рассказывать, а немедленно разработали вполне выполнимый план действий. Я и сегодня уверен, что если бы не было переворота 1991 года, к 2000 году все рижане имели бы отдельные квартиры.

Если я вижу, что человеку можно помочь, то должен сделать для этого максимум. Это мое кредо. Народ ведь по-прежнему ожидает от меня действия. Когда я появляюсь на улице, ко мне обязательно подходят 2-3 человека, о чем-то спрашивают, о чем-то советуются, просто выражают поддержку. Бывают, правда, и косые взгляды. Но враждебно настроенные люди ко мне не подходят. Шипят издали. Чувствую себя уверенно в любой аудитории. Многие мне говорят после таких встреч: мы не разделяем ваши убеждения, но уважаем вас лично. Хотя как можно разделять личность человека и его убеждения.

— Не изменились ли ваши идеалы после тюремного заключения, предательства многих бывших коллег?

Нет. Мои идеалы формировались не из книг. Они формировались жизнью. Я ведь, как любой сельский житель, очень рано начал работать. Потом была работа на заводе в качестве сменного мастера. И по мере развития нашей страны, улучшения жизни людей, я видел, что мои идеалы получают подтверждение. Я и сегодня глубоко убежден, что люди могут жить лучше, гораздо лучше. И если идет борьба за интересы людей, то мое место — в этой борьбе.

— Напоследок вопрос: доходит ли до вас наша газета?

— Доходит, и я ее с большим интересом читаю. Честно говоря, кое-что мы из «Советской России» перепечатаем в нашей партийной газете. Пользуясь случаем, передаю привет читателям газеты и признательность за поддержку, которую они оказывали мне все эти годы. Грядущее 50-летие «Советской России» — это важное событие, и мы постараемся внести свой вклад в успех этого юбилея.

Беседовал В.ТЕТЕКИН.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList