Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

27.05.2007 21:20 | Совраска | Администратор

ТОЙ НОЧЬЮ В ДОЗОРЕ

— События в Таллине месяц назад, судя по всему, ещё долго будут в центре внимания не только в России и Эстонии, но и в Евросоюзе. В чём источник конфликта?

— Беспорядки спровоцировали сами власти. В советские времена этот монумент был центром официальных мероприятий. Но народ по своей инициативе туда особенно не ходил.

Бронзовый солдат стал центром притяжения после 1991 года, когда началось систематическое подавление национальных чувств русских. И давление на этот монумент началось ещё в те времена: убрали ограду вокруг братской могилы, посадили деревья, неподалёку сделали троллейбусную остановку. В нарушение международного права содрали с монумента доски с именами погибших воинов. Потом установили надпись: «Павшим во Второй мировой войне» (с подтекстом, что, мол, это памятник и легионерам СС тоже).

Но всего этого показалось мало. 9 мая прошлого года власти спровоцировали стычки между людьми, которые традиционно приходили к монументу с цветами, и некими «националистами», желавшими осквернить памятник. То есть хворост, чтобы поджечь межэтнический конфликт, закладывался давно. А то, что произошло 26—27 апреля, на мой взгляд, это мини-поджог Рейхстага.

— Почему вы так считаете?

— Вот смотрите. Погромы ночью 26 апреля проходили в самом центре Таллина. К этому времени город был буквально нашпигован полицией. Её собрали со всей страны. На местах оставили только треть полицейских. И вдруг в центре города, буквально в 300 метрах от площади Тынесмяги, проходят погромы, а полиция полтора часа никак не реагирует. Вместе с тем в Интернете сейчас начали появляться фотоснимки погромов с призывами к населению опознавать их участников и сообщать полиции.

Если есть фотоснимки, значит соответствующие службы действовали в гуще событий. То есть власти не могли не знать о происходящем. Почему они тогда не реагировали на погромы? Не потому ли, что это было им выгодно? А вот на вторую ночь погромов уже не было. Но было зверское избиение молодёжи. Такое уже было в 1999 году, во время акций протеста молодёжи против агрессии в Югославии и в 2003 году во время интервенции в Ираке. Цель — показать, что демонстранты — дикари, варвары, оттолкнуть от них основную массу людей.

В прессе поднялся шум, что, мол, всё это натворили «русские свиньи». Но вскоре выяснилось, что в погромах участвовала и эстонская молодёжь. И вообще те, кто громили магазины и переворачивали машины, не из числа защитников Бронзового солдата. Какие-то странные группы людей появились после того, как начались столкновения с полицией. Ведь поначалу всё было довольно спокойно, а к вечеру страсти начали разгораться. Начались стычки с полицией на площади. Но погромы — это совсем из другой оперы….

— Что происходило с задержанными?

— Было задержано около 1200 человек, а под арестом примерно 50. Значит, людей хватали на улице без разбору. Детей–школьников, уже лежащих связанными на земле, избивали ногами. Задержанных поместили в порту в фактический концлагерь, где отсутствовали элементарные условия для многочасового пребывания массы людей. Методы, которые к ним применялись, были подлинно гестаповские. Людей заставляли сидеть на корточках. Такое положение физически невозможно долго выдерживать. Это форма пытки. Но когда люди от нестерпимой боли поднимались, их зверски избивали за «неподчинение». По рассказам тех, кто подвергался этим избиениями, это был садизм. Однако широко известен стал только факт зверства над корреспондентом телеканала «Евроньюс» — пожилым немцем. Он оказался неробкого десятка и вступился за своего телеоператора — русского. Его жестоко избили.

Но что примечательно (и это характеризует позицию Евросоюза), когда был поднят вопрос о насилии над иностранным гражданином, эстонские власти тут же привели заявление посла ФРГ в Таллине, что, мол, у Германии к Эстонии претензий нет!

— Руководство организации «Ночной дозор» подвергается преследованию?

— Да, двое наших активистов Дмитрий Линтер и Макс Рева, а также сочувствующий нам гимназист Марк Сирык находятся сейчас в тюрьме. Их обвиняют в организации массовых беспорядков. Но это абсурд, ибо ничего они не организовывали. Нет у властей ни малейших доказательств противоправной деятельности «Ночного дозора». Люди пришли в тот и в следующий вечер совершенно спонтанно. Но я не удивлюсь, если власть пойдёт на фальсификацию доказательств.

Посыпались утверждения, что мы — «рука Москвы», «пятая колонна», что мы, дескать, готовили государственный переворот. Нас с членом правления «Ночного дозора» А.Коробовым пока не вызывают на допросы. Но такая форма запугивания, как вызовы на допросы, причём в противозаконной форме, применяется уже давно. Меня, как одного из руководителей движения в защиту Бронзового солдата, уволили с работы. Сейчас кое-кто требует исключить меня из Союза журналистов Эстонии, ибо если я пойду под суд, то это будет позорно для Союза журналистов.

— А где вы работали?

— Я был редактором муниципальной газеты «Кристийне лехт». Власть в Таллине принадлежит Центристской партии. Она находится в партнёрских отношениях с «Единой Россией». Но, по-моему, они просто водят за нос «Единую Россию». Во всяком случае «русофильское» руководство Таллина меня с работы уволило. Теперь, после поездки в Москву, выступления по одному из российских телеканалов, надо ждать новых репрессий.

— И надо думать, что «цивилизованная» Европа, пекущаяся о свободе слова и о защите журналистов, палец о палец не ударит в вашу защиту?

— Да, эстонская пресса уже подавлена. Она в целом превратилась в инструмент пропаганды. Судите сами. В прошлом году, когда только началась кампания за снос монумента, только 21% эстонцев выступил за это кощунство. А сейчас — 47%. Почему? Да потому, что целый год шла активнейшая пропагандистская кампания силами прессы. Но, кстати, если 47% «за», то почему не принимают во внимание позицию большинства — 53%, которые снос монумента не поддержали?

— Но вернёмся к глубинным причинам конфликта. В чём они?

— Эстония — государство молодое. У неё всего-то за многие века набирается 35 лет самостоятельного существования. 20 лет до Второй мировой войны и 15 лет после разрушения СССР. Государственность Эстония получила не через длительный период борьбы, а в результате разрушения СССР. То есть легко и безболезненно. Но в этом есть и обратная сторона: ввиду недостатка исторического опыта, мудрости, эстонская элита повела себя весьма чванливо, высокомерно. Ощущение такое, что кое у кого возобладала жажда реванша за ущемления прошедших веков. Дело дошло до того, что соседей-финнов в Эстонии начали называть «лосями». Ну, финны это дело быстро пресекли. Но придумали обидную кличку для русских — «тибла». Я умалчиваю, из каких компонентов она создана, особенно последние три буквы.

Многие из наших сограждан ощущают себя в духовном концлагере. Чиновники на каждом шагу дают понять, что ты личность второсортная. В Эстонии используется новая, англо-саксонская модель подавления национальных чувств русских — через манкуртизацию населения. Замысел — лишить русских высшего образования, то есть интеллекта, превратить их в бесправную и безропотную рабочую силу.

Дело не в памятнике как в таковом. Его снос стал просто катализатором давно зревших настроений глубочайшего недовольства русского населения жестоким ущемлением его достоинства, его социальных и экономических прав.

На второй вечер столкновений я встретил на площади мальчика лет двенадцати. Спросил его: «Что ты тут делаешь, здесь опасно, шёл бы играть в компьютерные игры». А он мне ответил не по-детски серьёзно: «Мой дед погиб на войне. А они Солдата убирают!» Откуда это у мальчика, который учится в школе, где дают антироссийскую версию истории и Второй мировой войны? От родителей. Но родители на площадь не пришли, ибо они боятся. Их могут запросто лишить работы. Они, как правило, имеют «приобретённое» гражданство. То есть его могут за какие-то провинности отобрать. Они должны быть трижды лояльными по отношению к эстонскому государству. Вот такие скрытые инструменты подавления личности. Не протестуй, помалкивай…

Если уж Эстония вступила в ЕС, то должна бы придерживаться его стандартов. Но на евростандарты «элита» Эстонии чихать хотела. В одном из важных документов ООН содержится вполне конкретное утверждение, что «нарушения прав человека не могут быть оправданы в том числе и историческим прошлым». Это как раз об Эстонии, где дискриминацию русских пытаются оправдать «советской оккупацией». Кстати, мало кто знает, что, по данным статистики Евросоюза, Эстония на первом месте в Европе по уровню ксенофобии. Но Евросоюз на это никак не реагирует. Наоборот, ЕС фактически поддерживает дискриминационную политику эстонских властей.

— А вы обращались по поводу Бронзового солдата к миссиям западных стран?

— Обращались и не раз. К посольствам стран антигитлеровской коалиции и к ФРГ. Но они отвечали, что это, мол, внутреннее дело Эстонии. Наши активисты писали президенту США, канцлеру ФРГ и даже королеве Великобритании. Но от них даже ответа не было. То есть для них треть населения Эстонии — русскоговорящего — как бы не существует. Вот по поводу нарушения Венской конвенции в отношении посольства Эстонии в Москве Евросоюз отреагировал мгновенно.

— Сейчас заговорили о возрождении фашизма в Эстонии.

— Когда говорят о нацизме в Эстонии, его толкуют не вполне верно. Обращают внимание прежде всего на эстонские легионы СС. Да, это действительно было. Но надо признать, что часть тех, кто в них служил, были мобилизованы насильно. Да и в кровь эстонцев за многие века пребывания под господством Пруссии въелась привычка подчиняться немцам. Между прочим, даже во времена Российской империи эстонский крестьянин находился в рабстве не у русского помещика, а всё у тех же немецких баронов, которые пошли на службу к царю.

Суть возрождения нацизма в Эстонии в другом. Она в идеологии национального превосходства, которую правящая верхушка навязывает эстонскому населению. Какой был национальный интерес в сносе памятника Бронзовому солдату? А такой, чтобы заручиться поддержкой националистических элементов. А что делал Гитлер? Сплачивал немцев в противостоянии с «низшими расами», то есть со славянами. И тут рейтинг Реформистской партии среди этнических эстонцев после этих событий взлетел до 47%.

Ныне даже эстонская пресса заговорила о тоталитарных тенденциях в политике властей. Мне приходилось слышать, что после бойни, устроенной полицией, врачи боялись выдавать пострадавшим справки о травмах, а юристы боялись браться за защиту задержанных. О чём это говорит, как не об атмосфере всеобщего страха?

Эстонская некоммерческая организация под символическим названием «Новая Европа»(!) недавно выпустила брошюру абсолютно пронацистского и антисемитского содержания с огромной свастикой на обложке. Причём, по непроверенным данным, тиражом в 15 тысяч экземпляров. Это для Эстонии тираж огромный. Брошюра на пяти европейских языках. Значит, она предназначена для распространения по всему континенту. Я написал по этому поводу письмо в полицию безопасности Эстонии. Ответа пока не получил. А ещё раньше в свободной продаже появилась брошюра «Гитлер и дети», в которой прославляется фюрер. Нацизм пока в зародыше, но где гарантия, что он не разовьётся.

— Говорят, что в Эстонии создается местная модель апартеида?

— Да, эта апартеид, хотя и со своими местными особенностями. Возьмем Таллин. Здесь соотношение эстонского и русского населения 53% на 47%. Но безработица среди русской молодёжи в 2,5 раз выше, а уровень высшего образования — в 2 раза ниже, нежели среди их сверстников–эстонцев. Хотя во времена СССР абсолютно никакой разницы не было.

В Таллине чуть ли не половина населения — русские, но 90% чиновников — эстонцы. В правительстве Эстонии за все годы его существования практически не было ни одного министра-русского. Международная правозащитная организация «Амнести интернешнл» исследовала положение в Эстонии и пришла к выводу, что существует языковая дискриминация русских. Ну и что? В Эстонии тут же постарались дискредитировать эту организацию.

— Как среди русских в Эстонии воспринимается политика правительства РФ по прибалтийским делам?

— С иронией. Мы уже научены горьким опытом, что за громкими заявлениями ничего не стоит. Более того, шабаш, устроенный в те дни возле посольства Эстонии в Москве, нам довольно сильно навредил. Это позволило переключить внимание с конфликта вокруг Бронзового солдата на конфликт вокруг посольства. Нас после этого начали обвинять в том, что мы «рука Москвы».

— Но российские политики любят утверждать, что от санкций пострадают прежде всего наши соотечественники.

— Это лицемерие. Политики нас спросили? Насколько мне известно, 53% русских в Эстонии поддерживают санкции, даже если это приведёт к сложностям для нас. Но нужно что-то делать, чтобы прекратить это неестественное положение. Иначе всё это будет тянуться бесконечно. А вообще создаётся впечатление, что у российской власти коммерческие интересы доминируют над государственными.

— После жестокого подавления протеста не впали ли люди в состояние страха и апатии?

— Нет, преобладающее — чувство глубокого возмущения.

— Что дальше? Намерены ли вы бороться дальше и какие цели вы ставите?

— Сейчас широко обсуждается необходимость межэтнического диалога, чтобы избежать повторения этих событий. Так ведь диалог может быть только на равных. А власть пока ищет удобных для себя «партнёров» в русскоязычном населении, которые готовы осуждать патриотические силы русских за «радикализм». Появились эдакие «профессиональные русские», которые поддакивают власти. Мы же выдвигаем определённые условия вступления в диалог:

— возвращение Монумента Воину-освободителю и праха погибших солдат на прежнее место;

— публичное извинение и отставка правительства;

— привлечение Ансипа к суду за разжигание межнациональной розни;

— создание Международной комиссии по расследованию зверств полиции.

Мы заинтересованы не в замене откровенно коричневого правительства на несколько улучшенное, бежевое. Необходимо принципиальное изменение политики в отношении национальных меньшинств. Ведь в Эстонии 25% населения — русские, 34% — русскоговорящие. В Македонии несколько лет назад местные албанцы, составляющие только 20% населения, поднялись с оружием в руках и добились огромных уступок со стороны македонцев, которые были вынуждены пойти на уступки под давлением Евросоюза, НАТО. А у нас в Эстонии процент национальных меньшинств чуть ли не в два раза больше, чем в Македонии, но нам отказывают в элементарных политических правах. Что же нам, браться за оружие, чтобы нас услышали? Очень не хотелось бы, чтобы дело дошло до этого.

Вячеслав ТЕТЁКИН


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList