11.09.2013 00:00 | Статьи | Авангард Иванов
"ЧЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ"? ЭТО НЕ ПРО НАС
«Честные выборы»? Это не про нас. 8 сентября на выборах партий и депутатов Законодательного собрания Ростовской области я была, к сожалению, единственным наблюдателем от «КПРФ».
Первое, что меня насторожило – председатель УИК с большой неохотой согласилась показать мне избирательные книги, что по ее словам, является лишней и ненужной процедурой. «Чему вас там учат?» - хмыкнув, Ирина Николаевна, все же пролистала мне одну книгу. Другие наблюдатели и члены избирательной комиссии с правом решающего голоса не удосужились в этот момент даже встать со своих мест.
Дальше процесс шел тихо и мирно, пока я не поняла, что сейф, в котором хранятся бюллетени, надежно спрятан за двумя дверьми, доступ к которым наблюдателям закрыт. По настоящему законодательству места выдачи бюллетени должно находиться на самом избирательном участке так, чтобы наблюдатели могли следить за этим процессом. Сославшись на ст. 61, п. 11 Федерального Закона РФ, я составила жалобу. Но председатель избирательно комиссии наотрез отказалась ее принимать, объяснив, что у них место выдачи находится у секретаря и, собственно, все это видят. Но тогда как бюллетени из сейфа попадают к секретарю? Кто даст гарантию, что в сейфе лежат чистые бюллетени? Председатель упиралась до последнего: «Сколько тебе заплатили за жалобу? Мне легче тебе заплатить, чем принять ее?» - слезно меня просила Ирина Николаевна. «Зачем нам ругаться? Мы всего лишь пешки в игре власти! Им ничего, а нас с тобой потом затаскают!», - она никак не унималась. Но закон есть закон, и принять жалобу у меня ей все-таки пришлось. Но через полчаса Ирина Николаевна все-таки отказала мне в жалобе и сказала, что заносить в протокол ее тоже не будут. Мои заявления о том, что она обязана написать о поступившей жалобе в протокол, были проигнорированы. Я долго спорила и с ней ,и с секретарем, но меня будто никто не слышал. Вот поэтому на участок должны отправлять 2-3 наблюдателей от партии, а не молоденькую девушку без опыта, на которую старожилы выборов могут легко наброситься.
После произошедшего, члены УИК поняли, видимо, что нужно любыми способами отвлечь от дела наблюдателей. Предложив двум девушкам с правом совещательного голоса отправиться в комнату отдыха и выпить коньяка с кофе, заместитель председателя с радостью налила и себе. На часах было только 14.00. Я была изумлена. Что с этим делать, и как остановить подобное поведение со стороны комиссии, я не знала, это был мой первый опыт участия в выборах.
В середине дня меня подозвал к себе пожилой мужчина: «Я точно знаю, что вечером готовится вброс. Вчера репетировали. Так что, внучка, внимательно смотри. Я тебя предупредил». Но следить в одиночку за ходом выборов невозможно.
Явка на участке была крайне маленькая. На 17.30 по моим и членов избирательной комиссии данным проголосовало всего 373 человека. А к моменту завершения голосования я не насчитала и 500 голосовавших. Но чудесным образом в 20.15 председатель УИК заявила, что на участок пришло 1115 избирателей. Вопросы возникали только у меня. Остальных наблюдатель все устраивало. Но ответа, откуда взялись такие цифры не последовало. Вброса я не видела, за книгами пыталась следить. Мне до сих пор не понятно, в какой момент я не досмотрела, когда упустила?
Далее последовал крайне быстрый подсчет голосов, с этим делом члены УИК справились за 20 минут. Меня поразила эта скорость. Подойдя максимально близко, я пыталась не отводить глаз от стола, где проходил подсчет. Но в этот прекрасный момент еще один член УИК решила мне срочно рассказать, что кандидат в депутаты накинулся с кулаками на председателя соседнего участка. Она делала все, чтобы я не была сосредоточена на подсчете. Видимо, честность интересовала только меня.
Неудивительно, что при подсчете выиграла «Единая Россия», набравшая 811 (!!!) голосов избирателей, на втором месте КПРФ – 36, а другие партии не набрали и 10 голосов. Больше всего мне обидно, что я не увидела вброс, я и сейчас не могу понять, когда же он произошел, и как могли пронести около 500 бюллетеней незамеченными.
Но вот свести протокол председатель и секретарь УИК не могли в течение двух часов. Естественно, при таком крупном вбросе, трудно посчитать все данные так, чтобы не возникло никаких вопросов в ТИКе. Сказав, что мы очень мешаем подсчету, нас удалили из зала. Всех.
Ровно в час ночи протокол повезли на проверку, а уже в полвторого вся избирательная комиссии под водочку и рыбку радовалась, что все прошло благополучно, если не считать наблюдателя от КПРФ, которая сильно помотала нервы своей жалобой.
Увидев, частично изнутри, как проходят выборы на самом деле, мне стало страшно от того, что даже при явных нарушениях коршуны избирательной комиссии легко набрасываются на наблюдателей, которые пытаются отстоять закон, честность и право на свой собственный выбор. Ситуация не изменится до тех пор, пока следить за выборами не будут хотя бы десятки представителей от партий, причем таких представителей, которые точно знают, что в государстве, которое врет само себе, они жить не хотят и не будут.
Елена ПЛОТНИКОВА
blog comments powered by Disqus