15.03.2016 00:00 | Статьи | Авангард Иванов
Элеонора Новикова. КЛЯЧУ ИСТОРИИ ЗАГОНИМ?
Опять не сдержалась, вывалила в комментариях своё понимание "социализма" в СССР и роли "великого вождя" - не вообще, ибо роль его значительна и противоречива, - а именно в уничтожении сотен и тысяч членов ленинской партии под видом "троцкистов" и "врагов народа". Ну и как всегда, получила по полной. Вот например:
Особенно показательно убеждение моего оппоннта в реакционности устранения разделения труда, к чему, заметим, стремились все выдающиеся социалисты прошлых веков. А Маркс доказал, что без свободной перемены труда и универсального развития индивидов дальнейшее развитие производительных сил и само существование общества невозможно. Учение Маркса оппоненту очень не понравилсь, и поэтому он делает вид, что якобы я всё это выдумала.
"О причинах угнетения людей" ч.1 http://www.rednews.ru/news/stat_i/jeleonora_novikova_o_prichinah_ugnetenija_ljudej_ch_1
"О свободе от угнетения" ч.2
http://www.rednews.ru/news/stat_i/jeleonora_novikova_o_svobode_ot_ugnetenija_ch_2
Так вот. Оппонент вывалил ворох фактически риторических вопросов, ответы на которые "знает" сам. Если бы сформулировал их в утвердительной форме - получилось бы точь-в -точь по Оруэллу:
Диктатура пролетариата = диктатура вождя;
общественная собственность= государственная монополия;
свободный труд = наёмный труд на государство;
универсальное развитие человека = пожизненная специализация
и т.д., и т.п.
Продолжать не хочу. Отвечать не имеет смысла. Ведь фактически он тычет мне в нос вот эти оруэлловские абсурдные тождества.
Когда-то Френсис Бэкон, ради познания действительности такой, КАКОВА ОНА ЕСТЬ, предлагал человечеству избавиться от "идолов", мешающих постижению истины: "идолов пещеры", "театра", "рынка", идолов "рода".
Верующим социалистам тоже мешают "идолы" : "социализма в СССР", "великого Сталина", "врагов народа", "предательства верхушки КПСС", чудовищного злодейства Горбачева, Ельцина. Есть и другие "идолы" более частного свойства. Но хочу описать подоплёку всех этих верований.
Главный идол - увы, беспробудный идеализм в понимании общественного развития. Мои оппоненты (не могу сказать "наши", ибо сторонников на моем горизонте не наблюдается) так вот, мои оппоненты думают, что политики вертят общественным развитием как хотят: хотим "социализм", хотим капитализм - кому что больше нравится. Выходит, история подчиняется воле начальства. И думают, сами того не замечая, что достаточно перекрестить порося в карася, как он превращается в, так сказать, кошерную пищу. Что собственно всегда и делает идеология, в особенности так называемая "социалистическая". А идеология - это дело святое. И потому за покушение на неё мне достаётся даже и матом. Вот только что попало в блоге Реми Мейснера, к счастью, не от него самого. http://remi-meisner.livejournal.com/169078.html?thread=8531574#t8533366
Но вернемся к главному. На самом деле общественное развитие есть "естественноисторический процесс". Вопреки требованию моего настойчивого оппонента приводить собственные определения, я воспользуюсь пояснением Маркса:
"Общество, даже если оно напало на след естественного закона своего развития... не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов". (К.Маркс. Капитал,т.1, Предисловие к первому изданию.)
Нельзя отменить естественные фазы развития, но можно закрыть на них глаза. Смягчению родовых мук нового общества, пытающегося сбросить оковы прежних производственных и общественных отношений, это отнюдь не способствует. Совсем, совсем наоборот. Да идеология и знать не знает, что это такое - материальные общественные отношения.
И вот передо мной Стенографический отчет XIV съезда ВКП(б), проходившего 18-31 декабря 1925 г.(изд.1926г. Ленинград). Там большевики рубятся между собою: сохранить ли трезвый взгляд на экономическую реальность или перекрестить порося в карася (капитализм в социализм). За сохранение трезвости и, следовательно, НЭПа, за совершенствование и (О.Ужас!) возможное смягчение диктатуры пролетариата выступают Зиновьев, Каменев и прочие "враги народа" (при осторожной поддержке Крупской), утверждая, что никакого "социализма" в экономике ещё нет, а есть НЭП и госкапитализм. И в строительстве социализма приходится исходить из этого. Куда там! "Пораженцев", сталинцы, хоть и не буквально, забросали тухлыми яйцами. Троцкий и вовсе не участвует в прениях. Слова, видимо, не дали.
Крупская безуспешно настаивает, что вопрос об истине не решается голосованием:
"Тут Бухарин с большим пафосом говорил о том, что то, что съезд постановит, то и правильно... Для нас, марксистов, истина -- то, что соответствует действительности. И наш съезд должен озаботиться тем, чтобы искать и найти правильную линию. В этом его задача. Нельзя успокаивать себя тем, что большинство всегда право... Большинство не должно упиваться тем, что оно большинство, а беспристрастно искать верное решение. Если оно будет верным... (Голос: "Лев Давидович, у вас новые соратники") оно направит нашу партию на верный путь" .
И тут же получает отлуп от следующего оратора - Петровского Г.С. Отругав зиновьевцев, он обрушивается и на Крупскую:
"По нашему большевистскому мнению, истина заключается в том, что вся масса, представители от всей партии съехались сюда и скажут: это есть истина. ... И вы, Надежда Константиновна, должны понять, что вы заблудились, может быть, в области личных переживаний, а не глубоких партийных, и забыли немножко основные большевистские правила" . (Стенографический отчет...с 165 -167).
Так вот и возобладали "основные большевистские правила" - не считаться с истиной, не считаться с реальностью. Истиной стали партийные постановления. Стало правилом отменять декретами необходимые и естственные фазы развития общества. Клячу истории загоним! Капитализм = социализм и т.д. по Оруэллу. Так и творилась святая "социалистическая идеология".
Как может проявить себя "загнанная кляча" истории и куда в итоге вытащит - у нас перед глазами.
В какой общественно-экономической формации существовал СССР - неизвестно. (Ю.Андропов: "Мы не знаем общества, в котором живём"). Считается, что это был социализм, потом вдруг, как черт из табакерки, выскочил капитализм. Отчего, почему - виноваты "предатели". Это их злодейское дело.
Идеология, как и религия, слепо верит в чудеса.
Каковы экономические отношения в обществе? Кто (или какие органы) на самом деле осуществляют политическую власть? Какое-такое могучее "социалистическое" государство владеет собственностью и держит граждан под тотальным контролем? С какой стати коллективы, понукаемые партийными и комсомольскими начальниками, воспитывают и опекают взрослых людей как недееспособных? Кто на самом деле "враг народа" и каков критерий? - задаваться такими вопросами означало забыть "основные большевистские правила", за что платили жизнями или годами лагерей.
И доныне беспристрастно разбираться в этом - значит покуситься на святое, заблудившись "в области личных переживаний", что мне обычно и ставят в вину...
Между тем история человеческих поисков истины началась не вчера. Ещё Гераклит говорил: "Нечестив не тот, кто отвергает богов толпы, а тот, кто присоединяется к мнению толпы о богах".
blog comments powered by Disqus