70 лет назад — 9 февраля 1943 года — в Гремучем лесу близ г. Ровеньки гитлеровцы расстреляли руководителей подпольной организации «Молодая гвардия»
В СЕРЕДИНЕ февраля 1943 года войска Красной армии освободили Краснодон. Семь месяцев был этот шахтерский город Восточной Украины под фашистской оккупацией. Семь месяцев горя, слез, смертей, принесенных врагами-разрушителями, и беспримерного мужества, чести, самопожертвования, патриотизма советских людей.
Вскоре о подпольной организации «Молодая гвардия узнают во всём Советском Союзе. А в те февральские дни семь десятилетий назад краснодонцы радовались избавлению от оккупации. И, как в сотнях и сотнях освобожденных советских городов и сел, фиксировали первые страшные итоги фашистского нашествия, подсчитывали потери. Краснодон хоронил своих героев, мучеников, своих детей…
Только из одной шахты было извлечено более семидесяти тел. Мужчины, женщины, юноши, девушки. «15, 16 и 31 января темной ночью, после неоднократных жестоких пыток, немецкие фашисты и предатели Родины расстреляли, а частью сбросили живьем в шурф шахты №5 71 человека советских граждан. Из них комсомольцев, членов организации «Молодая гвардия», которые вели борьбу против фашистских оккупантов, оказалось 49 человек», – говорилось в «Акте районной комиссии по расследованию злодеяний немецких фашистов в Краснодонском районе, совершенных в период с 10 июля 1942 года по 14 февраля 1943».
«Андросова Лидия Макаровна – 1924 года рождения. Извлечена без глаза, уха, руки, с веревкой на шее, которая сильно врезалась в тело… Громова Ульяна Матвеевна – 1924 года рождения. На спине вырезана пятиконечная звезда, правая рука переломлена, поломаны ребра… Земнухов Иван Александрович – 1923 года рождения. Извлечен обезглавленным, избитым. Ступня левой ноги и левая рука в локте вывернуты… Кошевой Олег Васильевич – 1926 года рождения. Тело носило следы нечеловеческих истязаний: не было глаза, в щеке рана, выбит затылок, волосы на висках седые… Лукьянченко Виктор Дмитриевич – 1927 года рождения. Извлечен без руки, глаза, носа».
Даже читать эти сухие строки документа невозможно без внутреннего содрогания. Как вынесли такие нечеловеческие муки эти ребята, до конца оставшиеся настоящими людьми?
Витю Лукьянченко первый раз задержали еще 12 января. Но у полиции не было никаких доказательств его принадлежности к «Молодой гвардии». Как рассказывала мать Анастасия Прокофьевна, через несколько дней ужасно избитым его выпустили. Она умоляла сына уйти из города, переждать страшные времена, но он неизменно отвечал: «Мама, разве с фронта убегают?» 27 января ночью Виктора снова арестовали, а 31 января после жестоких пыток расстреляли.
15-летнего Семёна Остапенко, вступившего в комсомол уже подпольщиком-молодогвардейцем, схватили 27 января 1943 года. 9 февраля его вместе с Олегом Кошевым, Любой Шевцовой, Дмитрием Огурцовым и Виктором Субботиным фашисты расстреляли в Гремучем лесу. Они были последними из казненных молодогвардейцев. В застенках, где подпольщиков мучили и пытали, уже отчетливо слышалась канонада приближавшихся боев, ребята понимали, что изгнание фашистов – дело считанных дней. Как, наверное, страшно умирать, осознавая, что спасение совсем близко. Но это же давало силы, вселяло мужество: всё не зря, борьба была ненапрасной, за их муки, их юные оборванные жизни враг ответит сполна.
Так оно и случилось. Павшие герои-молодогвардейцы вместе с живыми сражались на фронтах Великой Отечественной, восстанавливали и родной город и всю страну после Победы, вместе с новыми поколениями стремились к великим свершениям. Как любимый герой – Павка Корчагин – помогал 16-летнему комиссару «Молодой гвардии» Олегу Кошевому в боях и испытаниях, так и сам Олег, его друзья-подпольщики являлись примером для миллионов советских людей.
ТРИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ назад кто из тогдашних школьников не знал имен Серёжи Тюленина, Любы Шевцовой, Ульяны Громовой, Ивана Земнухова, Володи Осьмухина?.. Кто с замиранием сердца не пересматривал фильм Сергея Герасимова, не перечитывал роман Александра Фадеева?
Горько осознавать, но наверняка читали книги и смотрели фильмы о «Молодой гвардии» (а то и говорили высокие слова о подвиге) и те, кто на переломе девяностых стали разрушителями Советского Союза. Разрушение это было бы невозможно без удара по советским героям, символам и легендам.
Недаром столько лжи и грязи вылили новоявленные антисоветчики на Александра Матросова, Зою Космодемьянскую, молодогвардейцев. На них, геройски погибших, совершали покушение вторично: никакого, мол, подвига не было, а если и был, то напрасный и бессмысленный. Подумаешь-де, пять тысяч листовок распространили, красный флаг в центре оккупированного города вывесили, сожгли биржу труда и таким образом спасли две тысячи человек от угона в Германию! Себя-то не спасли, зачем жертвовать собой ради «химеры патриотизма»?
Вот только вскоре выяснилось, что без искренней любви к Родине, без способности к самопожертвованию общество и государство деградируют…
Около двух недель назад, как раз в те дни, когда Краснодон отмечал семидесятую годовщину «черного января», город был потрясен вопиющим актом вандализма. Неизвестные разбили плафоны 72-х фонарей, которые освещали монумент «Непокоренные» у расстрельного шурфа. Многие, кто увидел это наутро, не могли сдержать слез. «Они не фонари разбили, а наши сердца», – говорили люди. Причем цели у злоумышленников, судя по всему, были даже не «политические», а мелкие, корыстные – похитили энергосберегающие лампочки. «Дело не в отрицании подвига. Вандалам просто всё равно: они думают, что события 70-летней давности их не касаются» – такой вывод сделали местные журналисты и чиновники. Но ведь такое тотальное равнодушие и есть, по существу, отрицание подвига!
Краснодон – это Украина, а не Россия, наверняка заметит кто-то. (Справедливости ради нельзя не отметить, что в этом городе действительно чтут память своих героических земляков, да вот и здесь болезнь общества породила подонков.) Однако в современной Российской Федерации по отношению к «Молодой гвардии» совершен другой акт вандализма, куда более серьезный, чем разбитые фонари. Причем на государственном уровне. Когда путинский режим понял, что патриотизм, пусть и особого толка, необходим и нынешней власти – для самосохранения, название «Молодая гвардия» присвоила себе молодежная структура «Единой России». Начинающих бюрократов партии власти не смутило ни то, что никакого отношения к советской «молодой гвардии рабочих и крестьян» они не имеют, ни то, что имя это – символ великого подвига и великого страдания – нужно заслужить.
Но чем заслужили его «мгеровцы» (язык не поворачивается называть их молодогвардейцами)?
Профанация подвига и фальсификация истории под уворованным именем «Молодой гвардии» – кощунство великое!
«Если погубят нас на земле родной, не нужно слез и не тратьте свечей, крест могильный смените звездой, напишите «Была комсомолкой!» – эти строки 18-летняя Нина Герасимова, будущая подпольщица, написала в первые дни оккупации Краснодона. В семидесятую годовщину гибели Нины и ее друзей-комсомольцев были и свечи, и слезы. Но главное, чтобы жила благодарная и честная память. Тогда есть надежда справиться с нынешними очернителями и разрушителями!
Екатерина ПОЛЬГУЕВА