13.05.2014 09:16 | Статьи | Авангард Иванов
ПЛАЧЕВНОЕ НАЧАЛО
Россия по своему туристскому потенциалу, как подсчитала Всемирная туристская организация, находится на 5-м месте в мире, а по его реализации в реальности – на 45-м. То есть государство, власть не могут распорядиться данными Богом богатствами. Никакие хилые программы, Госсоветы и совещания по развитию курортов делу не помогают. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев после майского похолодания отправил в отставку главу Ростуризма Александра Радькова. Приказ сух: «Освободить Радькова Александра Васильевича от должности руководителя Федерального агентства по туризму по его просьбе», – говорится в сообщении на сайте правительства. А вот с чем связана отставка, не уточняется. Жаль: ведь диву даешься, какие кадры подбирают питерские – бросить отрасль и порученное дело прямо накануне туристского сезона! Молчит, как обычно, и замминистра культуры, бывшая журналистка, хорошо знакомая с президентом Путиным Алла Манилова, выписанная из Питера, чтобы заниматься погубленной сферой. Спросил в Мостуризме прямо: что же это за куратор такой у вас – не видно, планов не слышно. Мне ответили: «О, Манилова умная женщина: молчит, присматривается». Странно: в нормальных правительствах умными считают тех, кто принимает мудрые решения, доносит их через СМИ, энергично действует, не скрываясь от народа. Мы даже турецкого куратора туризма больше видим по ТВ, потому, наверное, там полный порядок на российском направлении. В Турции в 2011 г. отдохнули 3,5 млн туристов из России, а из Германии – 4,5 млн. По итогам 2013-го поставлен новый рекорд: на курортах этой страны провели отпуска более 4 млн человек. Такое заявление сделал сам президент России Владимир Путин, подводя итоги четвертого заседания российско-турецкого Совета сотрудничества высшего уровня. Но это не помешало Турции накануне майских праздников предпринять недружественный и глупый шаг: впускать в страну тех, у кого паспорт на момент въезда будет действителен еще 4 месяца. Такого нет и в странах ЕС. Сразу решил, что в Турцию принципиально ни ногой. Но Бог с ним, с Анатолийским полуостровом. Мы перед началом санаторно-курортного и туристского сезона получили Крымский полуостров, а на майские праздники, как обычно, граждане России рванули на зарубежные курорты и небольшая часть – в Сочи да в труднодоступный Крым. Он вызвал некоторое политиканское оживление в эфире. Программа Константина Затулина «Русский вопрос» на ТВЦ наконец-то коснулась 7 мая наболевшей (в прямом и переносном смысле!) темы – развитие санаторно-курортного комплекса. Участники обсуждения легко швырялись огромными цифрами: всего, мол, в России 2000 санаториев, из них 600 в Краснодарском крае. «Ну, а в Крыму около 1000». Это преувеличение! В Крыму функционируют 223 официально зарегистрированных гостиничных и 562 санаторно-курортных предприятия. Причем из общего числа гостиниц только 27 имеют категорию от одной до пяти звезд. Значит, почти 200 приютов для отдыхающих – вообще без категории, то есть и близко не тянут на звание курортных! Так что уменьшим цифру вдвое… Но суть проблемы ясна. А вот пути решения приглашенные в студию специалисты указать не могли. Главное, что Украина перекрывает сухопутные пути в Крым, а самолетами, которые летают всего из 15 городов, можно перевезти только 300 тыс. гостей, что проваливает сезон. Ведь в Крыму в прошлом году отдохнули почти 6 млн человек: около 2 млн из России, 3 млн из Украины и 1млн из Белоруссии. Как изменятся две последние цифры? На это должны отвечать другие профи: например, глава РЖД Якунин, который вначале обещал, что вопросы с транзитом поездов улажены – ан дудки: составы детьми и стариками не заполнишь, а мужикам и молодкам въезд воспрещен! Могут многое прояснить и российские военные, которые соорудили понтонную переправу на Керчь, ищут пресную воду. Но не только в крымских трудностях дело. Председатель Москомтуризма Сергей Шпилько неохотно признал, что спад по внутреннему и выездному туризму продолжается. Возвращаясь к оздоровительному туризму, добавлю несколько цифр: за последние 12 лет в России на 500 санаторно-курортных организаций стало меньше. В 2000 г. их число составляло 2409, а в 2012 уже 1905. Эта статистика была озвучена в ходе круглого стола по лечебно-оздоровительному туризму, прошедшего в рамках выставки «Интурмаркет-2014». При этом возросла плотность загрузки санаториев с 395 тыс. до 420 тысяч. Кроме того, количество отдыхающих в российских здравницах в 2000 г. составляла 4 млн 919 тысяч, а в 2012 г. их количество увеличилось до 6 млн 174 тысяч, то есть снизилась комфортность пребывания. Воздуха стало меньше! Кто бывал в Мацесте, должен помнить грандиозное здание водолечебницы. Входишь под высоченные своды, ступаешь на мраморный пол и понимаешь, что держава дает властную команду: отдыхай, оздоровляйся, набирайся сил для трудовых успехов! Как отметил вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин, одна из последних тенденций на рынке – обострение конкуренции российских санаториев с зарубежными оздоровительными курортами. Около 30% россиян выезжают за рубеж с целью оздоровления, потому что Венгрия, например, во главу угла поставила оздоровительный туризм на термальных источниках, Италия вспомнила, что рядом с Венецией есть грязевой курорт Абано Терме, а Израиль давно отменил визовый режим и зазывает снижением цен на Мёртвое море. А у нас цены только растут. При этом все страны вкладывают огромные деньги в рекламу. Согласно последним исследованиям, около 42% наших туристов получают необходимую информацию из интернета, 30% – от знакомых и друзей, 8% приходится на телевидение и радио. Последняя цифра возмущает: самые доступные СМИ не просвещают потенциальных клиентов. По словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, серьезно препятствуют развитию лечебно-оздоровительного туризма изменения, внесенные в закон о рекламе в начале года: «По существующей редакции закона о рекламе, ни одно санаторно-курортное учреждение, ни турфирма, которая предлагает туры с лечением, не могут рассказать о лечебно-оздоровительной базе санатория. Таким образом, потребитель не имеет права получить корректную информацию об услугах, предлагающихся на территории санатория. Это убивает любые попытки поднять санаторно-курортное лечение в РФ», – говорит она. Да, мы встречаем в интернете голые цифры стоимости, условия, восторженные зазывалки, но содержания подробного нет! Нет человечного, квалифицированного рассказа в газетах и в эфире – это не реклама, а важная услуга для граждан суровой страны! Только для курортного Крыма сделали политическое исключение, стали хоть что-то рассказывать в СМИ. В нашей газете много лет я вел рубрику «Живая вода России», рассказывал об уникальных курортных местах России. Ну, и про грязи Евпатории, Саки тоже писал, никогда не рассматривая Крым как заграницу. А вот сколько ни пробовал завести такую рубрику на ТВ или на радио, даже на каналах и в компаниях, где сам работал и был лидером, слышал – это реклама, пусть платят. Мы и видим на экранах это безобразие: решают рубрику открыть перед сезоном (например, на канале «Россия» пытались), телегруппа едет в 5-звездочный отель Турции, снимает, по сути, рекламный ролик – и привет. На РБК есть программа для туристов с таким ходом: корреспондентка с южным говорком ищет самые дешевые пути пребывания в стране, другой, с замашками пижона, швыряется деньгами в шикарных отелях. Что дает это простому зрителю, а тем более страждущему? Ведь нужна пространная программа хотя бы на уровне говорильни Елены Малышевой (только серьезней и ярче): куда же с тем или иным заболеванием поехать, какие обследования пройти, что ждет тебя на курорте, какими знаниями обогатиться, что посмотреть, наконец? В своей книге «Лечебные грязи и воды России» я писал о том, что это Богом избранные места: там не только целебные факторы, но и история, духовные открытия, природные чудеса. Наконец, в подобных программах нужно обсуждать насущные проблемы. А их уйма, как показала даже краткая программа Затулина. Например, Сергей Калашников, председатель комитета Госдумы по охране здоровья, коснулся острейших проблем. Он прямо заявил, что санаторно-курортный комплекс разрушен, если закон о рекреационных землях будет правительством принят, то санатории потеряют свои территории, парки, дарованные еще ленинским законом о курортах, принятом в Гражданскую войну! В стране нет централизованного управления санаторным комплексом, нет даже единых методических рекомендаций. Тут настороженно молчавшая Людмила Сидоркина, заместитель директора Департамента специализированной медицинской помощи и реабилитации минздрава, заметила, что такие рекомендации будут к… сентябрю. К завершению курортного сезона! В настоящее время аж 16 депутатов комитета занимаются сбором и аналитикой проблем здравоохранения. По основным из них будут назначены парламентские слушания. Но проблемы и так ясны, две из них сразу обозначил Затулин применительно к Крыму да и к Большому Сочи: – доступ людей к морю, к береговой кромке. Никто не может нарушать права граждан, перекрывать проход, делать все пляжи платными и брать деньги за не оказанную услугу. – прибрежная беззащитная полоса, которая безбожно застроена, захламлена: «Почему нельзя принять закон, как в Испании: на берегу ничего не громоздить, возведенное за 10 лет – убрать». Депутат Калашников сказал в усы: «Закон-то принять можно. Кто его исполнять будет?». Да, я всё ждал в Сочи: уберут ли пивоварню «Тинькофф», которая выехала на центральном пляже прямо к прибою. Ее уродство и Владимир Путин с Дмитрием Медведевым видели, когда пили пиво в шалмане рядом. Нет, стоит! В Испании бы глазам не поверили – мираж. Там вдоль берега – чистая пляжная полоса, потом в перелесках могут быть оборудованные кемпинги с палатками, потом шоссе, а уж через него – каменные громады, отели, магазины, конторы. Потому и любят купальщики Испанию… Да, плачевное начало сезона: пусть Украина нам сознательно вредит, но сами-то мы что делаем, бездумно нанося вред здоровью народа. Прав Константин Затулин: где грандиозный государственный проект по развитию санаторно-курортного дела?! Александр БОБРОВ
blog comments powered by Disqus