Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

17.05.2012 23:40 | Статьи | Авангард Иванов

ПРОТЕСТНАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ

 Как бы банально это ни звучало, но мы действительно живем в век доступных и развитых интернет-технологий, которые с каждым днем меняют нашу жизнь. Это в полной мере относится и к московским событиям 6 мая – каждый желающий может зайти в интернет и самым подробным образом изучить записи конфликта между митингующими и сотрудниками правоохранительных органов, составить свое мнение, кто прав, а кто виноват, поэтому люди, обличающие «происки госдеповских провокаторов», или «палачей режима», выглядят довольно ангажированно, а порой даже смешно. Кстати, прошу ни тех ни других не обижаться, цитаты взяты мной из СМИ.

На мой взгляд, важной причиной конфликта стала неподготовленность к большому количеству народа как митингующих, так и государственных органов, а сила ненависти, накопленная сейчас в обществе, столь велика, что любой незначительный повод – хоть на митинге, хоть в автобусе – может стать причиной взаимного насилия. Были и другие причины, в том числе и заинтересованность обеих – да, обеих! – сторон в «раскручивании» конфликта, но об этом скажу позже.

По меркам нашей страны – в которой, если и дальше все будет развиваться в том же духе, больше трех можно будет собираться только в поддержку дорогого вождя и любимого руководителя, – это событие чрезвычайное, а по европейским или американским стандартам – вообще ничего особенного. Такого рода события или даже гораздо более жесткие в странах, которые у нас теперь принято называть развитыми и демократическими, происходят постоянно и нисколько не угрожают стабильности системы в целом. Называть события 6 мая массовыми беспорядками, на мой взгляд, абсолютно неправильно. Даже исходя из формулировки статьи 212 Уголовного кодекса РФ, в соответствии с которой массовые беспорядки обязательно должны сопровождаться насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителям властей, – видно, что законодатель имел в виду не перепихивание металлических барьеров между полицией и митингующими, а нечто гораздо более серьезное.

Как раз сейчас я работаю над ответом в Европейский суд на Меморандум правительства РФ по делу 39 национал-большевиков, осужденных в 2005 году за массовые беспорядки – за сидение в комнате общей площадью около 20 квадратных метров. Правда, комната находилась в общественной приемной администрации президента РФ, но Уголовный кодекс РФ это отягчающим обстоятельством или квалифицирующим признаком не считает.

Думаю, никто не забыл и события на Манежной площади 11 декабря 2010 года, когда группа граждан количеством от 5 до 15 тысяч человек протестовала против того, что милиция отпустила убийцу спартаковского болельщика Егора Свиридова. Молодой человек впоследствии был осужден, так что с полным правом теперь можно говорить, что отпущен был именно преступник, а протест собравшихся на площади был справедлив. Тогда милиция тоже первым делом попыталась вытеснить толпу с площади, чем спровоцировала ответную вспышку гнева.

В последние дни в связи с так называемой прогулкой писателей на Чистых прудах и акцией «Оккупай Абай» меня, как юриста, часто спрашивали: какие вообще существуют критерии разрешенного или неразрешенного массового мероприятия и в чем отличие несанкционированной акции от простого собрания граждан? Ответить на эти вроде бы простые вопросы оказалось совсем не просто. Дело в том, что европейское законодательство о массовых мероприятиях, с которого списаны наши законы в этой области, создано совершенно для других целей, главные из которых – создание возможности гражданам для выражения своего протеста и защита их безопасности. Это законодательство выстрадано историческим опытом, показывающим, что если не давать гражданам выражать свой протест мирно, он принимает другие, более жесткие формы. Поэтому такое законодательство очень сложно использовать для запрета массовых мероприятий и затруднения участия в них. В это трудно поверить, но у нас формально демократическое государство, в котором действует уведомительный порядок организации митингов и шествий. То есть мы вас, уважаемые власти, уведомили, а вы должны обеспечить нашу безопасность. И все.

Весь день 7 мая по государственному каналу «Вести-24» нам рассказывали, какие суровые законы в области массовых беспорядков и насилия в отношении полиции в европейских странах. Даже не буду спорить, просто покажите мне приговоры. А если кто забыл, напомню, что за реальные беспорядки во Франции и в Англии самые большие сроки составляли от четырех до шести месяцев лишения свободы. Сравните с приговором по Манежной площади, где активисты «Другой России» получили от двух до пяти с половиной лет лишения свободы. Или более близкий пример – события в Белоруссии, когда митингующие, ни в грош не ставя волеизъявление белорусского народа, пытались захватить здание Дома Правительства. И у меня нет ни малейших сомнений, что захватили бы, если бы не были остановлены силами правопорядка. Однако в тюрьме они не задержались.

Как говорил герой фильма «Операция «Ы», «сейчас к людям надо помягше, а на вопросы смотреть ширше». «Оранжевый» сценарий, осуществления которого вроде бы так боятся сегодняшние российские власти, предусматривает обязательное участие властей. Это участие может быть разным. Провокация всегда предусматривает, что провоцируемые будут вести себя совершенно определенным, нужным и предсказуемым образом (как, например, в истории с «Пусси Райот», на которой мы сейчас не будем останавливаться). Увы, но, на мой взгляд, наши власти в последние 20 лет не отличались ни политической дальновидностью, ни стратегическим мышлением. Это я так вежливо выражаюсь, газета все-таки. Абсолютно показательными в этом смысле являются слова, сказанные в Думе нашим новым-старым президентом, что, оказывается, в том, что Россия в кризисе «просела» ниже других стран, виноваты 70 лет Советской власти.

Разумеется, те, кто профессионально следит за политическими событиями в России, в том числе и наши недоброжелатели, понимают эти особенности российских властей. Не надо быть большим стратегом, чтобы предсказать, что, загнав большую массу недовольных, молодых и активных людей (а то, что она будет большой, можно было без проблем отследить в интернете) в «бутылочное горлышко», а потом начав силой их вытеснять, мы получим к инаугурации именно такую, какая нужна западным СМИ, картинку «подавления» протестующего народа. Скорее всего, задержание Удальцова прямо на сцене или Навального с Немцовым на виду у журналистов всех мировых агентств было обычной глупостью. А может быть, и нет. Ведь не секрет, что власть неоднородна и, скажем так, «пролиберальное крыло», зная склонность полиции к чрезмерному силовому воздействию, показало «инаугурируемому» президенту, что вместо стабильности может случиться конфликт буквально на пустом месте, ведь гораздо более многочисленные митинги до президентских выборов проходили безо всяких эксцессов, но как только эксцессы потребовались, они не заставили себя ждать.

К сожалению, нетрудно предсказать и дальнейшую реакцию властей. Благодаря их усилиям «оранжевый» сценарий вполне может стать реальностью. Просто посмотрите заявления Следственного комитета по поводу возбуждения многочисленных уголовных дел, а также о том, что «виновные» будут найдены и привлечены к самой суровой ответственности. А еще я с большим интересом читал комментарии в интернете – в Живом Журнале, Твиттере, Фейсбуке и др. – так называемых охранителей. Среди них есть вполне искренние и даже патриотичные люди, которые требовали слезоточивого газа, водометов, разгонов и семи казней египетских, а также коллективных судебных процессов. Горячие головы из «Единой России» требуют увеличения штрафов за превышение количества митингующих до полутора миллионов рублей. Разумеется, эта мера никого не испугает и не остановит, а формальными организаторами митингов просто станут люди, для которых и тысяча рублей большая редкость. Но тут важен сам подход.

Эскалация конфликта, показательные процессы, жестокие наказания и вообще все, что создает картинку для зарубежных СМИ, – как раз то, что требуется для раскручивания «оранжевой революции». И как показывает опыт предыдущих судебных процессов – по делам нацболов, по Манежной площади – власти с удовольствием будут снова наступать на те же грабли.

Только ситуация теперь существенно изменилась, и в противниках властей совсем не те люди, которые были раньше. Вернее, не только те. Безусловно, народный протест как таковой справедлив. Уродливый полуфеодальный застой, созданный в нашей стране на месте вполне гармоничного и европейского Советского Союза, не дает абсолютному большинству граждан реализовать свои самые элементарные потребности – материальные и духовные. Выборный процесс, и раньше вызывавший немало претензий, с каждыми новыми выборами все больше превращается в назначение.

Так вот, протест, на мой взгляд, в течение всех этих 20 лет был абсолютно справедлив, как справедлив и сейчас. Этот протест будет только нарастать. Но справедливо и то, что возглавить этот протест сейчас пытаются люди, причастные к построению самих основ сегодняшнего государства, Думаю, наличие в рядах «протестующих» таких деятелей, как Немцов, Кудрин, вызывает ужас у большинства патриотов.

Раньше, например, в 1993 году, противников власти, защитников парламента и конституции расстреливали из танков под аплодисменты Запада (и многих сегодняшних «оппозиционеров»), в 2004–2006 годах на судебные процессы над нацболами тому же Западу было глубоко наплевать. В этот раз у них в противниках как раз тот самый Запад, на который наша «элита» последние 20 лет стремится хоть тушкой хоть чучелом. Это батька Лукашенко может себе позволить игнорировать «крышу» своих оппозиционеров – ни у него, ни у его приближенных доверенных лиц нет счетов за границей, там не учатся их дети, они уже давно не ездят туда отдыхать. Хуже того, те, кто сегодня пытается возглавить оппозицию и оседлать совершенно справедливый протест, вообще не являются противниками сегодняшнего строя. У них нет принципиальных противоречий с сегодняшней системой, они не хотят ее смены. Налицо просто внутривидовая конкуренция, между прочим, самая жестокая, в которой одна из сторон апеллирует к Западу, но и вторая сторона до последнего времени изо всех сил пытается занять на этом Западе достойное положение – где-нибудь между Саркози и Берлускони – и очень обижается, что этого не происходит.

Сегодняшняя власть оказалась в самом неудобном положении, когда не бороться с оппозицией она не может, поскольку политический кризис будет только нарастать, а в нынешней самодержавной политической системе для оппозиции просто нет места. Но и бороться с оппозицией она тоже не может, потому что тогда вообще теряется смысл всех два десятилетия напролом внедряемых «реформ». Поэтому политика властей будет непоследовательной и противоречивой.

Очень показательным является печальный курьез с «беременной девушкой, избитой сотрудником ОМОНа». Этот ролик обошел весь интернет. На нем сотрудник ОМОНа совершенно немотивированно, без какой бы то ни было необходимости бьет лежащего на земле задержанного, одетого в модном сейчас в определенных кругах стиле унисекс, откуда и пошли ассоциации с «беременной девушкой». Правда, это оказалась совсем не беременная, да и не девушка, а скорее юноша, но пинать его полицейским ботинком в живот было действительно лишним. Резонанс был огромным, и уголовное дело было возбуждено на удивление быстро, что в обычной ситуации происходит крайне редко.

Так что, господа полицейские, выполняя решительные приказы руководства по разгону митингующих, будьте осторожны – любой попавшийся вам под горячую руку молодой человек может впоследствии оказаться «беременной девушкой», по факту избиения которой будет моментально возбуждено уголовное дело.

Дмитрий АГРАНОВСКИЙ

г. Электросталь, Московская область

«Советская Россия»    15/05/2012


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList