08.08.2002 22:31 | Дума | Администратор
КАВКАЗСКАЯ СТРАТЕГИЯ
Непредвзятый анализ мировой ситуации, складывающейся после 11 сентября 2001 года, позволяет сделать вывод о том, что локальные боевые действия на Итум-Калинском участке российско-грузинской границы — это лишь отдельный эпизод в глобальной американской стратегии по установлению контроля за ключевыми ресурсными районами мира и устранению (ослаблению) геополитических конкурентов, в ряду которых первой значится Россия. Можно сколько угодно ругать Шеварднадзе за его глупости по отношению к чеченским боевикам, приголубленным на территории Грузии, за его антироссийскую тональность публичной политики, убеждать в опасности проводимой им линии, но, увы, не он игрок на кавказкой шахматной доске, он всего лишь пешка, добровольно отдавшаяся в услужение одному из «шахматистов».
Подтверждением тому служит и тот факт, что во всех сколько-нибудь значимых госструктурах Грузии давно сидят американские, турецкие и иные натовские советники. И, например, министр обороны господин Тевзадзе не предпринимает ни одного шага — будь то в рамках СНГ или в двустороннем формате, не получив санкцию советников, сидящих на 4-м этаже здания Минобороны Грузии.
Кстати заметить, на стамбульском саммите ОБСЕ 1999 года, ще решался вопрос о российских военных базах в Грузии, опять же главным игроком грузинской стороны был не господин Шеварднадзе, а госпожа М.Олбрайт, госсекретарь США. Именно она требовала от И.С. Иванова отстранить автора этих строк от участия в переговорах, и именно она дала согласие на «совместное российско-грузинское заявление».
Нынешние грузинские руководители пытаются показать свое величие и самостоятельность в политических процессах. Делают и громогласные заявления о способности своих силовых структур обеспечить безопасность и стабильность Грузии, контролировать ситуацию на территории страны, и т. д.
Примечательны и попытки поднять свою геополитическую значимость высказываниями о стратегическом партнерстве с Соединенными Штатами, планах скорого вступления в НАТО, о готовности решить проблему Абхазии и Южной Осетии силовым способом.
Но все это не более чем блеф. Пару лет назад мне довелось услышать оценку немецких специалистов положения дел в грузинской армии. Они были отнюдь не лестными: четвертая часть списочного состава числится в дезертирах, задолженность по денежному довольствию составляет более полугода, единственная армия в Европе, где имеются случаи смертей от истощения. Вспомним и взбунтовавшиеся батальоны, и бригады, и банду Гелаева, нанятую в минувшем году для решения абхазской проблемы.
Сегодня Шеварднадзе стремится переложить бремя создания мало-мальски боеготовых вооруженных формирований на счет своих западных покровителей. Военные объекты восстанавливают турки, в программы технического оснащения втягиваются, кроме США, немцы, англичане, французы и даже чехи.
Но похоже, что широко разрекламированная программа Вашингтона «Обучи и оснасти» (надо бы еще: и накорми. —Авт.), предусматривающая подготовку американскими инспекторами четырех грузинских батальонов, дает сбой. Недавно дипломатичный председатель парламентского Комитета по обороне и безопасности Грузии критически отозвался о неудовлетворительном подборе резервистов для укомплектования батальонов «командос», которые должны обучить и оснастить американцы. Переведя эту дипломатию на военный язык, можно говорить о провале первой фазы программы. Это подтверждает и факт отставки командующего сухопутными войсками Грузии Н.Джангава, являющегося координатором программы «Обучи и оснасти».
Похоже, и для американских «инструкторов» строительство грузинской армии — большая головная боль. Не случайно они резервируют право осуществлять контроль за наличием военного имущества, переданного грузинской стороне. Видимо, опыт оперативного разграбления объектов, переданных российской стороной Тбилиси, не особенно вдохновляет американцев на стратегическое доверие.
Но»геополитический интерес к Кавказу превалирует над подобными мелкими проблемами. Грузия нужна американцем как плацдарм для наступления на российскую и иракскую нефть и ослабления позиций России в этом регионе. Кроме того, и рычаг влияния на Азербайджан, Армению и строптивый Иран.
Так что игра стоит свеч, и она ведется в рамках стратегии геополитического проекта защиты «жизненно важных» интересов США в Кавказско-Каспийском регионе.
ЧТО ЖЕ РОССИЯ противопоставляет американской стратегии, какова ее контрстратегия и есть ли она вообще? Понимают ли российское руководство и политическая элита страны, что чеченская война, политика Грузии и забота Запада о правах человека — суть общей стратегии, конечная цель которой —отсечение Северного Кавказа от России и последующее за ним дробление государства по плану циничного «шахматиста» З.Бжезинского. 5 марта с.г. этот «шахматист» на мой прямой вопрос, верит ли он в свой тезис о расчленении России, откровенно ответил: «Господин генерал, будьте реалистом. Все к этому идет».
В силу своих служебных обязанностей мне на протяжении 10 лет приходилось наблюдать за формированием и реализацией поведенческой модели российской элиты в отношении кавказских проблем.
Кавказское словоблудие Шеварднадзе магически действовало на Ельцина, опьяняло его разум сильнее грузинского вина. Памятны многие вывихи «всенародно избранного», когда он походя сдавал российские позиции,сдавал абхазов, сдавал своих солдат и офицеров.
Что, например, стоит только одна его фраза на Совете глав государств в Кишиневе в 1998 году, когда в ответ на предложение Е.М. Примакова по грузино-абхазскому урегулированию, согласованному практически со всеми представителями стран Содружества и даже с министром иностранных дел Грузии: «Я согласен с Эдуардом Амвросиевичем, а не с вами. Идите, дорабатывайте».
Вот так — за несколько секунд уничтожался многомесячный труд дипломатов, военных, ученых. Так же были сданы российские интересы в Стамбуле, так же был снят с поста директора федеральной пограничной службы А.Николаев и отозван посол России в Грузии Ф.Станевский. Как не торжествовать было Шеварднадзе, когда он в течение одной встречи или телефонного звонка «батону Борису» разрушал формируемую стратегическую матрицу российского поведения на Кавказе, убирал с постов неугодных ему россиян. И тут же на авансцену российской политики выпрыгивали березовские, рыбкины, Чубайсы, с которыми он быстро строил совместный «гешефт», за который до сих пор кладут свои жизни российские парни, да и грузины, и чеченцы.
Несколько изменилось поведение России с приходом к власти В.Путина. Появилось что-то наподобие политики. Введение визового режима, ужесточение позиций в отношение российских военных баз миротворческого контингента в Абхазии несколько отрезвило зарвавшегося грузинского лидера.
Но не зря его называют «старый лис».
Похоже, он переиграл своего московского коллегу.
Последовало, по сути дела, приглашение В.Путиным американских «командос» в Грузию, к границам России, затем соглашение на разработку и подписание полномасштабного договора между Москвой и Тбилиси о добрососедстве, дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности. Конечно, проблема не в стремлении к заключению подобных договоренностей. Такое стремление, как правило, благо для народов.
Но есть несколько «но».
В0-ПЕРВЫХ, уже подписывалось несколько фундаментальных соглашений подобного рода. Подписывались они, как правило, в те моменты, когда в результате антироссийской политики Шеварднадзе рождалось мощное протестное возмущение грузинского народа и кресло под ним начинало трещать. После некоторой стабилизации обстановки грузинская сторона отказывалась от подписанного и возвращалась на круги своя. Сейчас, видимо, политическая жизнь Шеварднадзе близка к завершению (по грузинским источникам, его рейтинг не превышает 10 процентов), и через новый договор Москва подтверждает его политическое бытие.
Во-вторых, омерзительно выглядит в нынешних условиях статья, начинающаяся с фразы «высокие договаривающиеся стороны в духе стратегического партнерства». Какое стратегическое партнерство, когда одна из сторон является активным звеном другой стратегии, направленной на уничтожение российской государственности, и способствует бандам, ведущим военные действия против всего русского, проникать на территорию России, помогает им в подготовке оснащения, принимает их как дорогих гостей?
Неужто мы низведены до такого скотского состояния, что готовы с кем угодно играть в стратегическое партнерство, которое предполагает хотя бы примерное равенство стратегических потенциалов. Убогость интеллекта государственной верхушки еще не причина обесценивать весь потенциал российского общества и государства.
А на каком основании мы берем на себя перед Грузией ни по каким параметрам не отвечающие критериям государства обязательства не размещать на всей, подчеркиваю — всей (от Калининграда до Камчатки) российской территории военные формирования «третьих» стран и военно-политических союзов и не участвовать в учениях и иных военных мероприятиях, направленных против другой высокой договаривающейся стороны?
Ведь буквально на следующей день после подписания договора «хитрый лис» может поставить вопрос о нежелательности проведения учений Балтийского флота или Каспийской флотилии, так как узреет их антигрузинскую направленность. Кстати, подобных обязательств Россия не имеет ни перед какой-либо страной мира.
Договор, разрабатываемый под руководством И.Клебанова, даже если он будет подписан, несет достаточно локальную нагрузку, ограниченную Северо-Кавказским регионом России и территорией Грузии, и нет смысла придавать ему глобальный характер и поднимать его до уровня (цитирую) «международных проблем, включая ситуации, вызывающие напряженность в различных регионах мира». Не доросли мы еще до такого уровня отношений с Тбилиси, чтобы обсуждать, к примеру, проблемы российско-японских разногласий по поводу Южных Курил.
Сегодня важно понять глубинный смысл происходящего и сосредоточиться на стабилизации обстановки на Северном Кавказе, серьезно задуматься над трагедией 9 Мая в Каспийске. Это не просто бандитская вылазка, как того хотелось бы видеть политикам, зарывающим голову в песок, а серьезный вызов, брошенный Кремлю именно в День Победы. Это проверка морального состояния российского общества, интеллекта его элиты. Это сигнал к новому этапу битвы за Кавказ, за каспийскую нефть. И именно Дагестан, в силу возрастающего стратегического значения, в этой битве станет центром будущей схватки.
И трагедия будет во много раз страшнее чеченской. В чеченской войне противостояние публично проявляется в парадигме войны двух этносов — «чеченцы — русские». В Дагестане межэтнические противоречия коснутся национальных групп, исчисляемых десятками, да плюс противостояние по осям Москва — Махачкала, власть — народ, местные кланы — кланы федерального уровня, местное МВД — ФСБ — армия, ислам — православие. Вся территория Дагестана может превратиться в сплошной кровавый кошмар, где всяк сражается с каждым.
ДОЛГОЕ время главным фактором спокойствия в республике оставался фактор справедливости старшего брата. Известный русский философ Георгий Федотов писал: «Там, где, как на Кавказе, живут десятки племен, раздраженных взаимной враждой, только справедливая рука суперарбитра может предотвратить кровавый взрыв, в котором неминуемо погибнут все ростки новой национальной жизни». Этим суперарбитром был русский народ, русский фактор. Сегодня он перестает действовать в силу униженности самих русских, антирусской политики Кремля, коррумпированности властной элиты. Самое подходящее время повторить боснийский и косовский сценарии.
И тогда озабоченный «нарушениями прав человека» Запад нам- поможет. Благо на территории Грузии есть базы для приема натовской авиации и контингентов, сооружаются радиоэлектронные центры слежения за обстановкой, готовятся грузинские спецбатапьоны.
И в этой связи возникает естественный вопрос: почему же американские стратеги, объявившие крестовый поход против исламского терроризма, терпят террористов на территории Грузии и даже не журят Шеварднадзе за любвеобилие к ним? Ларчик открывается довольно просто — исламские радикалы и северокавказские мафиозные кланы сегодня легкие фигуры американской шахматной партии на Кавказе. Именно они должны расшатать ситуацию до предела и объявить об отказе подчиняться Москве. Как уже было с Чечней после Хасавюрта.
А далее дело техники — признание независимости кавказского халифата, небольшая гуманитарная забота и регулярное подбрасывание хвороста в костер междоусобной войны. Вполне возможно, и скорее вероятно, введение натовских миротворческих сил (с участием одного российского батальона для придания процессу демократичности) с целью закрепления результатов кампании. Налицо оправдавший себя КОСОБОКИЙ сценарий.
Поставить под контроль исламских радикалов и местных мафиози, видящих перед собой только деньги и власть, труда не составляет. Пусть они грабят свои народы — главное, появится новый участник каспийского дележа. А поскольку он родится на бывшей российской территории — значит, именно Россия должна отдать ему половину своей доли. Можно не сомневаться, что остальные пять участников каспийского пула будут в этом единодушны.
Взамен Россия получит еще несколько сотен тысяч беженцев, прилив криминала, рост сепаратистских настроений и мощный исламский фактор во всех сферах жизнедеятельности общества. Придется забыть про расширение НАТО, отторжение Калининградской области, так как ежедневно нужно будет решать проблемы своих южных границ, начиная с их обустройства на новых рубежах. Нефть же будет под американским контролем, а это — главное.
Министр иностранных дел РФ И.Иванов дал совершенно правильное определение происходящим на Кавказе событиям: агрессия. Только зря он апеллировал к госсекретарю США К.Пауэллу Для последнего это бальзам на сердце — все идет по плану, к разработке коего он, однозначно, приложил руку.
Но если это агрессия — значит, к ней и относиться нужно как к таковой — серьезно и комплексно. Выявить организаторов, действующие силы, определить их цели, весь инструментарий действий, срочно определить стратегию и переходить в контрнаступление на всех фронтах: идеологическом (чеченские боевики, кстати, тем и сильны, что имеют идею,- какой бы она ни была; федеральные силы, увы, действуют лишь в силу принуждения приказом), социальном, политико-дипломатическом, властно-административном, военно-силовом и пр.
И ни в коей мере не вторгаться в Грузию, не бомбить Панкисское ущелье, даже если об этом попросят американцы. Это лишь ускорит отторжение Северного Кавказа от России, вызовет антироссийские настроения, и не только в Грузии, даст хороший шанс прозападным силам в России на предстоящих в 2003—2004 гг. выборах. Ибо Генеральный штаб под руководством «величайшего стратега всех времен и народов» Квашнина спланирует операцию таким образом, что ни один боевик не погибнет, а российские и мировые СМИ сутками будут раскручивать тему погибших стариков и детей.
Потянутся по России и новые гробы с «грузом 200», ведь за каждую дурь или безволие политиков расплачивается простой русский солдат.
Россия сделает еще один шаг к своему самоуничтожению под приглушенные аплодисменты сил, запустивших кавказский геополитический проект. По времени это скорее всего совпадет с американо-израильской агрессией против Ирака и всего арабского мира. И тогда Россия вновь окажется в одной шеренге «борцов против исламского терроризма», все более утрачивая самостоятельную роль в мировой политике и становясь объектом в чужой игре.
Л.ИВАШОВ,генерал-полковник.
blog comments powered by Disqus