02.11.2002 19:38 | Патриот | Администратор
ЛИНИЯ ЗИГЗАГОМ
Ничего революционного в этих документах не было. В обращении по Ираку отмечалось, что угроза операции против Ирака в целях смены руководства этой страны вызывает тревогу у Госдумы, что планы США не одобряют в Китае, Индия, странах Среднего и Ближнего Востока, включая те, которые традиционно поддерживали внешнюю политику США. Даже союзники США в Европе публично отмежевались от их намерения провести операцию против Ирака без санкции ООН, а США так и не предоставили доказательств создания Ираком оружия массового поражения.
Далее в документе подчеркива-лось, что Госдума высоко оценивает решение Ирака принять инспекционную миссию ООН и считает, что если эта миссия не обнаружит там оружия массового поражения, то мировое сообщество должно наконец отменить экономические санкции, ввергшие иракский народ в гуманитарную катастрофу. Одновременно должна быть исключена возможность использования миссии ООН для разведывательной и подрывной деятельности против Ирака. В обращении отмечалось, что применение силы или угроза применения силы без мандата Совета Безопасности ООН является грубейшим нарушением международного права. Подчеркивалось также, что Россия поддерживает давние дружественные отношения с Ираком — одним из наших крупных торгово-экономических партнеров и что для России небезразлично то, что происходит в этой близлежащей стране.
В документе говорилось, что единственным разумным выходом из создавшейся ситуации является продолжение диалога с Ираком и прекращение его блокады. Выдвигалось также предложение к конгрессу США провести специальную встречу для обсуждения ситуации и поисков выхода из кризиса. При этом в документе заявлялось о поддержке политики президента Путина в отношении Ирака. Словом, это был вполне сбалансированный документ, вполне созвучный позиции Кремля. Примерно такой же сдержанный харак-тер имело и заявление по Палестине. И тем не менее их завалили. Почему? Поищем ответ на этот вопрос.
Начнем с того, что Комитет Госдумы по международным делам (КМД) поддержал оба проекта, первоначально выдвинутых депутатами левого и патриотического крыла Е.Драпеко, Х.Гамзатовой, В.Алкснисом, П.Бурдуковым, Н.Безбородовым. Более того, КМД вошел в число соавторов документа. Однако, когда дело дошло до голосования, многие депутаты — члены КМД из президентских фракций — спрятались в кусты. Ясно, что они получили соответствующее указание из Кремля.
Подтвердились и некоторые интересные тенденции. Так, например, постоянно уклоняется от голосова-ния по постановлениям в поддержку палестинского и иракского народов фракция «Отечество — Вся Россия». А ведь ее лидером (хотя ныне и неформальным) является не кто иной, как академик Е.Примаков, считающийся завзятым другом арабских стран. Интересные вещи получаются. По телевидению и в газетах г-н Примаков демонстрирует симпатию к арабам. Но как дело доходит до голосования в Госдуме, то он сам и его фракция уклоняются, проваливая решения в поддержку арабов.
И еще одна особенность. Ряд депутатов Госдумы в президентских фракциях происходят из регионов, где население исповедует ислам. Казалось бы, именно они должны активно проявлять солидарность с Палестиной, Ираком и другими арабскими странами. АН, нет. Из примерно 20 депутатов из регионов Северного Кавказа и Поволжья, где исповедуют ислам, 15—17 стойко уклоняются от голосования по заявлениям Госдумы в поддержку арабских стран и народов.
Это лишь подтверждает, что водораздел по вопросу о российской политике на Ближнем Востоке идет не по этнической и религиозной, а по классовой и патриотической линии. То есть левые и патриоты России (будь то русские, башкиры, татары или представители народов Кавказа) всячески поддерживают арабов. А правое, пропрезидентское большинство в Госдуме (также невзирая на этническую принадлежность) стойко защищает позиции, соответствующие интересам США и Израиля.
Тут есть о чем серьезно подумать и самим арабам. Общеизвестно, что некоторые страны, особенно Саудовская Аравия, активно занимаются поддержкой ислама в России. В Поволжье, на Северном Кавказе и в других местах строятся мечети, закупаются учебники, направляются преподаватели. А политическую поддержку арабские народы получают не оттуда, где распространен ислам, а от сил, казалось бы, далеких от ислама, от КПРФ и ее думской фракции, от НПСР и Агропромышленной группы, от патриотических организаций, в том числе и чисто православной направленности.
А теперь вернемся к необычной ситуации, когда президентские фракции заваливают документы, в целом соответствующие линии Кремля. По-видимому, это странное поведение объясняется двумя факторами. Вероятно, те, кто управляет российской внешней политикой в Кремле и в МИДе, стремятся не допустить «излишнего» вмешательства парламента в дела, которые внешнеполитическая «элита» считает своей собственностью. Депутатам Думы разрешается лишь ратифицировать международные договора (без чего они не могут вступить в силу) да ездить на пустые международные тусовки, на которых ничего не решается. В остальном Думе настоятельно советуют не лезть не в свое дело.
Второе обстоятельство, видимо, в том, что г-н Путин — истинный хозяин своего слова. То есть он может слово дать, а потом это слово забрать. Например, он заявил было, что Россия не поддержит новой резолюции ООН по Ираку, которую усиленно проталкивают американцы. Но тут начали наезжать закадычные друзья: Блэр — из Лондона и Берлускони — из Рима. Г-н Путин тут же забрал свое слово обратно, сказав, что новую резолюцию, может быть, и следовало бы принять. То есть оставил за собой право сдать дружественный Ирак со всеми потрохами, как недавно сдали братскую Югославию.
А тут Госдума со своим проектом-обращением. Ведь это — документ! И в нем фиксируется позиция, про-тиворечащая интересам США. При этом Дума не может сегодня сказать одно, а завтра — другое только потому, что приехал какой-то друг из Рима или Лондона. Путин может оказаться в неприятном положении, когда он все сдаст, а позиция парла-мента останется неизменной. Вот премудрые пескари из президентской администрации, которые управеляют Думой, и решили, что нечего парламенту заниматься вольнодум-ством. Даже если оно на этот конкретный момент соответствует позиции Кремля.
Голосование в Госдуме по ближневосточным документам пролетело мгновенно. Вся процедура заняла минут 5—7. Но сколько подводных камней вскрылось. В ближайшее время группа депутатов вносит в Госдуму проект обращения к президенту Российской Федерации с призывом принять срочные меры для предотвращения расширения НАТО. Весьма велика вероятность, что патентованные «радетели интересов России» из президентских фракций завалят и этот документ. Вот скоро и узнаем, кого в российском парламенте экспансия НАТО к границам России вполне устраивает.
Вячеслав ТЕТЕКИН.
blog comments powered by Disqus