14.08.2001 02:20 | Разное | Администратор
КРИСТАЛЛ ЧЕСТИ
16 августа 2001 года академику Андрею Алексеевичу Трофимуку исполнилось бы 90 лет. 60 из них - в коммунистической партии. Он вступил в ВКП(б) в суровый 1941 год. Но умер он на полтора года раньше этого юбилея.
Его вклад в развитие науки (более тысячи опубликованных работ), в открытие и промышленное освоение крупнейших нефтегазоносных провинций (Волго-Уральской, с большой девонской нефтью, Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской, с древнейшей из всех известных нефтей), в организацию и развитие Сибирского отделения Академии наук СССР и всех его региональных научных центров (30 лет был членом Президиума Академии наук СССР, первым заместителем Председателя Сибирского отделения и директором крупнейшего института) отмечены высокими правительственными наградами: Герой Социалистического труда (1944 г.), 6 орденов Ленина, орден Октябрьской Революции, два ордена Трудового Красного Знамени, две Сталинские премии 1 степени, Государственная премия России, а также ряд медалей, дипломов ВДНХ СССР, почетных грамот и других знаков отличия.
Многогранная деятельность А.А. Трофимука неоднократно освещались в научных изданиях, центральных и региональных СМИ. В ближайшее время выйдет из печати многотомное издание его избранных трудов и книга воспоминаний о нем его учеников и соратников. То и другое небольшим тиражом, в расчете на специалистов. А вот его общественно-политическая деятельность представляет интерес для широкого круга читателей "Советской России", и не только для них. Об этом и пойдет речь в данной статье.
А.А. Трофимук, во-первых, был настоящим коммунистом; именно таким, каким должен быть каждый коммунист. В одной из своих статей сорокалетней давности он убедительно говорил о том, что моральный кодекс строителей коммунизма, то есть высокая человеческая нравственность, должен быть основой творчества каждого советского ученого. Вместе со многими академиками он подписал обращение ко всем ученым мира, в котором выражался протест против испытаний ядерного оружия и разоблачалось стремление руководителей США к созданию системы противоракетной обороны. То и другое приобретает важное значение и в наше время.
Андрей Алексеевич активно работал (именно работал, а не просто числился по штату) в советских и партийных выборных органах всех уровней: от райсовета до обкома КПСС, Верховного Совета РСФСР (5 созывов) и съездов КПСС (XXIY, XXYI и XXYII). Стремился внести существенный вклад в первую очередь в решение проблем научно-технического прогресса, совершенствования социальной сферы. Он не ограничивался обсуждением и пропагандой этих проблем, а разрабатывал конкретные пути разрешения их, находя специалистов, создавая коллективы исследователей. И не только в области разведки и освоения минеральных ресурсов, но и по проблемам, далеким от его отрасли или региона.
Как депутат Верховного Совета РСФСР он постоянно следил за всеми сторонами жизни в избирательном округе, скрупулезно вникал в каждый острый вопрос, каждый тревожный факт. В часы встреч с избирателями его нельзя было отвлечь никакими, даже весьма срочными делами.
Андрей Алексеевич никогда не оставался безучастным ни к каким беспорядкам или трудностям, когда они становились ему известными, даже если они совершенно не касались его лично, его профессионального дела. Например, он видел огромные трудности в строительстве дорог в таежно-тундровых районах Сибири и поэтому выступил с инициативами: строительство тоннельных дорог без выемки грунта (путем уплотнения) и создание и широкое использование дирижаблей. По обоим этим направлениям он нашел союзников. Вместе с ними выполнил серьезные проработки, к которым, к сожалению, правящие органы не прислушались. А вот сейчас в Германии начато строительство дирижаблей с большой грузоподъемностью.
Андрей Алексеевич много сделал в области охраны окружающей среды. Он был самым настойчивым борцом за сохранение сибирской природы, в особенности за чистоту Байкала, этого всемирного чуда природы. Он организовал бесконечное количество исследований и экспертиз разного профиля, благодаря которым были выявлены все особенности жизни озера и оценены возможные последствия вмешательства в нее. По проблеме Байкала Андрей Алексеевич постоянно обращался в Правительство, ЦК КПСС, в заинтересованные ведомства и регионы. Вот, например:
Депутат Верховного Совета РСФСР
19 июня 1966 г.
Центральный комитет КПСС
Генеральному секретарю товарищу Брежневу Л.И.
Глубокоуважаемый Леонид Ильич!
Нижеприведенные обстоятельства вынуждают меня второй раз обратиться к Вам по вопросу предотвращения загрязнения озера Байкал сточными водами предприятий целлюлозной промышленности (первое письмо было послано Вам 9 апреля 1965 г. см. приложение).
В ходе исполнения Вашего поручения о предотвращении загрязнения озера Байкал, Государственная экспертная комиссия при Госплане СССР 18 июня издала Постановление, которое 22 июня было одобрено на совместном заседании коллегий Госплана СССР, Госкомитета по науке и технике и Президиума АН СССР.
Рассмотрение этого Постановления показало, что выводы Экспертной комиссии основаны на лжесвидетельстве по поводу качества сбрасываемых в Байкал промстоков и их влияния на его фауну и флору, на голословных, искажающих суть дела утверждениях работников Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности.
Одобрение Советом Министров СССР этого постановления Экспертной комиссии не только не предотвращает загрязнение Байкала, но и поставит Байкальский завод в такие условия, при которых он не сможет выпускать проектное количество высококачественной целлюлозы.
Учитывая большое значение вопроса о предотвращении загрязнения уникального,
мирового значения озера Байкал в экономическом и политическом аспектах, прошу
Вас рассмотреть этот вопрос на Политбюро ЦК КПСС.
Подробно эти вопросы изложены в прилагаемой докладной записке о предотвращении загрязнения озера Байкал на 14 страницах. А.А.Трофимук, член КПСС подпись.
В этом письме весь А.А. Трофимук - болеющий за народное дело, масштабно мыслящий, смелый и решительный. Из-за таких вот апелляций к верхам было отвергнуто вполне заслуженное Андреем Алексеевичем представление к присуждению ему звания Героя Социалистического Труда вторично. Он знал об этом, но продолжал действовать так же решительно, как и всегда.
Андрей Алексеевич тяжело переживал развал Советского Союза, разгром всего народного хозяйства на постсоветском пространстве, подмену морально-этических норм нашего общества криминально-бюрократическими порядками. На всех конференциях и собраниях, на каких ему приходилось бывать, он выступал с резкой бескомпромисной критикой в адрес высшего руководства страны и тех разрушительных реформ, какие оно проводит. Его выступления всегда поддерживались, встречались громом аплодисментов.
Когда в 1998 г. стал известен Указ Б.Н.Ельцина о награждении А.А. Трофимука орденом, он отказался от этой награды. Его ответ Ельцину был опубликован в "Советской России" под заголовком "Зазорно принимать из Ваших рук награду". Есть там и такое обвинение президента: "Вы с энергией, достойной лучшего применения, добиваетесь продажи сельскохозяйственных угодий - земли России... вы завершаете превращение великой державы в страну, где господствуют эксплуатация и рабский труд рабочих, крестьян, учителей, работников науки, создателей культуры и искусства". То, что не успел сделать Ельцин, доделывает сейчас Путин.
Побольше бы нам теперь таких честных и преданных нашей Родине коммунистов,
каким был всю жизнь товарищ Трофимук. Он всегда будет для нас примером беззаветного
служения Родине, народу, коммунистической идеологии.
Академик А.Э.КОНТОРОВИЧ,
Профессор В.С.ВЫШЕМИРСКИЙ.