31.08.2001 23:41 | Разное | Администратор
Жоржи АМАДУ: "РОССИЯ ВЕРНЕТСЯ НА ПУТЬ СОЦИАЛИЗМА"
Эти слова произнес в далекой Бразилии сразу же после августовских событий 1991 года один из крупнейших писателей ХХ века. На родине его часто называли "бразильским Горьким". Конечно, Жоржи Амаду оставался Жоржи Амаду, художником со своим собственным творческим лицом. Но влияние великого русского писателя, произведения которого он хорошо знал, несомненно.
Одним из эпиграфов к роману Жоржи Амаду "Пастыри ночи" стали знаменитые слова Горького "Человек - это звучит гордо", и отнюдь не случайно. Так же, как и Горький, Жоржи Амаду воспроизводит жизнь во всем ее богатстве, многокрасочности и многосторонности, не брезгуя самыми ее грубыми и жестокими проявлениями. Подобно Горькому, он охватывал своим художественным взором все слои общества, от самых верхних до самых низших, в том числе находящихся на "дне". Помню, как некий "демократствующий" и, соответственно, "новаторствующий" философ на одном из "круглых столов" первой половины 90-х годов презрительно заявил: "Горький был певцом босяка", -- на что я ему ответил: "Горький был певцом Человека, которого он видел также и в босяке". То же самое я могу сказать о Жоржи Амаду: великий бразилец был певцом Человека, которого он умел рассмотреть и в люмпенизированных представителях общества.
Глубок и гуманистичен реализм Жоржи Амаду: не в людях зло, а в общественном устройстве, которое калечит и уродует людей, забивая их прекрасные душевные качества и порывы. В той или иной степени красота живет в каждом из нас, во всяком случае способности к ее обретению есть даже у худших экземпляров рода человеческого. От полнокровной и сочной прозы Жоржи Амаду веет непосредственным обаянием той человеческой красоты, которую в свое время воспел Маяковский: "Я знаю - солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпи!" Впрочем, своеобразием творческого почерка писателя является и то, что он отнюдь не забывает и о красоте внешней, телесной, он только хочет, чтобы эта красота подкреплялась красотой внутренней, была ее выражением. Вот почему красавица Мариалва терпит поражение в общении с Капралом Мартином, который из-за нее чуть было не расстался со своей холостяцкой жизнью ("Пастыри ночи"): Мариалва принесла с собою лицемерие, корысть, расчет, властолюбие, она явила тем самым дисгармонию между внешней красотой и внутренним уродством. А Жоржи Амаду пылко влюблен в полноценную красоту, где совершенная форма гармонирует с совершенным содержанием, отчего его проза то и дело насыщается высокой поэзией, превращаясь в стихи в прозе.
Таков Жоржи Амаду, о чем бы он ни писал в своих романах: об изнуряющей борьбе за выживание и вызревании революционного сознания бразильского крестьянства ("Бескрайние земли", "Город Ильеус, или Земля золотых плодов", "Красные всходы"), о героической борьбе бразильских коммунистов против диктатуры Варгаса ("Подполье свободы"), о счастливой любви красавицы Габриэлы ("Габриэла"), о бедняцком люде порта Баия ("Пастыри ночи"), о женщине из публичного дома Терезе Баттисте, сохранившей чистоту души и поднимающей знамя борьбы за человеческое достоинство свое и других женщин, оказавшихся в таком же положении ("Тереза Баттиста, уставшая воевать").
Миллионы и миллионы людей всей планеты составили читательскую аудиторию Жоржи Амаду (его произведения переведены почти на 50 языков мира). Естественно, что большого бразильского художника не мог обойти вниманием и мировой кинематограф. Даже в Голливуде был экранизирован роман Жоржи Амаду "Капитаны песка" о трудных судьбах бразильских подростков и юношей из беднейших кварталов (фильм вышел под названием "Генералы песчаных карьеров"). Известна также киноверсия романа Жоржи Амаду "Дона Флор и ее два мужа", с тонким психологизмом разрабатывающего вечную тему любви. Снят был фильм по роману "Габриэла".
7 августа на 89-м году жизни, почти накануне своего дня рождения, Жоржи Амаду скончался. Российское теле- и радиовещание, сообщившее об этом, оказалось верно себе. Очевидно, обеспокоенное тем, что речь идет о писателе-коммунисте, оно представило Жоржи Амаду как автора всемирно известных бестселлеров и только (можно было подумать, что перед нами литературное явление уровня агаты Кристи) - ни слова о художественных достоинствах сочинений писателя. Более того, было заявлено, что Жоржи Амаду разочаровался в идеалах коммунизма. Ну что тут сказать: если "булыжник - оружие пролетариата", то ложь - оружие "демократа"?
На самом деле выдающийся писатель, общественный и политический деятель, член Бразильской академии литературы, лауреат Международной Ленинской премии мира, за плечами которого и тюрьма, и изгнание, был достаточно основателен и серьезен, мужествен и честен, чтобы не уподобиться нашим отечественным правдоискателям типа Горбачева, Яковлева, Ельцина, Шеварднадзе и т.д. Безусловно, Жоржи Амаду проделал заметную эволюцию, но это был не отход от коммунизма, а движение к его более глубокому и всестороннему пониманию. В речи на втором всесоюзном съезде советских писателей Жоржи Амаду подверг резкой критике суженное представление о социалистическом реализме, на уровне которого пребывают как его бойкие ниспровергатели, так, к сожалению, и многие его доброжелатели: этот творческий метод сводят к определенной разработке лишь социально-политических проблем (классовая борьба, роль коммунистов, революция, диктатура пролетариата и пр.). Такое убогое понимание соцреализма, как справедливо заметил Жоржи Амаду, влечет за собой обеднение чувств изображаемых героев, презрение к чувствам, вечно присущим человеку, и к такому вечному чувству, как любовь. Именно крен в сторону изображения сложных и тонких интимных чувств личности, и прежде всего любви, характерен для творчества Жоржи Амаду 60 - 90-х годов. Только невежды могут усмотреть в этом отказ от идеалов коммунизма - как будто коммунизм не считает своим высшим идеалом расцвет личности, причем личности каждого человека, а не кучки избранных. Напомню, что главный коммунист - Маркс - именно в человеке, взятом во всей его целостности, видел подлинное богатство общества. Вместе с тем стоит обратить внимание, с каким презрением Жоржи Амаду постоянно говорит о либералах ("демократах" по-русски), чтобы оставить всякие разговоры о его измене коммунизму.
Написавший когда-то целую поэму под названием "Песня о Советском Союзе", Жоржи Амаду не мог не принять близко к сердцу поражение социализма в России. "И все-таки она вертится!" Писатель хорошо знал историю и хорошо ее чувствовал. Отсюда его уверенный вывод: "Россия вернется на путь социализма". Почти в то же самое время Борис Ельцин клялся и божился за океаном своим американским покровителям, что с коммунизмом в России покончено раз и навсегда. Так столкнулись два прогноза - великого писателя, с одной стороны, и партийного ренегата с мышлением ординарного секретаря обкома, с другой. Серьезность первого прогноза оттеняется легковесностью второго. Колесо истории вертится, и оно неумолимо раздавит любые капиталистические реставрации.
Л.ШУЛЬЦ,
доктор философских наук,
профессор Костромского государственного
университета им. Н.А. Некрасова.
blog comments powered by Disqus