Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

11.03.2004 15:54 | Совраска | Администратор

БЕГСТВО ОТ НЕИЗБЕЖНОГО

Мнение обозревателя

— Нельзя объять необъятное, — сказал как-то в позапрошлом веке Козьма Прутков. Но это было давно, жизнь не стоит на месте, прогресс неумолим. Ныне возможно не то что объять необъятное, но и гораздо большее — избежать неизбежного. По крайней мере, в сфере бюрократического творчества законы природы и общества, оказывается, могут быть покорены. Так, например, объявляя состав нового правительства, президент Путин специально оговорил, что не будет менять его состав в случае своей победы на выборах: «Для представляемого сейчас кабинета министров это будет чисто формальным актом, рассчитываю, что мы избавим страну от неизбежного, длительного и вредного периода рассаживания в бюрократические кресла и дележа министерских портфелей».

Президент, таким образом, не отрицает, что министерские кресла как были, так и остаются бюрократическими седалищами. Однако он убежден в том, что неизбежный «период рассаживания» уже пройден ударными темпами. Это неплохо. Остается теперь посмотреть, как будет протекать «период сидения». Будут ли и здесь посрамлен «закон Паркинсона», согласно которому любое бюрократическое «сидение» неизбежно превращается во взаимное подсиживание? Путин такой оборот категорически исключил и выразил твердую уверенность в том, что «именно данная команда немедленно примет в свои руки эстафету по дальнейшему укреплению страны и улучшению жизни».

Эта уверенность базируется, очевидно, на том обстоятельстве, что Путину впервые удалось сформировать чисто «свое» правительство, не замутненное почти никакими чуждыми семейно-олигархическими добавками. Кроме того, оно невелико по размерам и потому за ним легче присматривать.

Действительно, на первый взгляд новое правительство легко обозримо:

Таблица

Такова лаконичная правительственная команда, с которой нам придется жить, по наметкам Путина, по меньшей мере, до мая этого года. Ее состав еще раз подтверждает принцип, обозначившийся уже при назначении премьера Фрадкова: «Было бы место, а человек найдется». Потому и получилось, что сельским хозяйством будет руководить железнодорожник, обороной — переводчик, а здравоохранением — кибернетик. Впрочем, это нам не впервой... В аппаратной жизни профессионализм и компетентность — далеко не самое главное. Гораздо важнее принадлежность к «команде». А характер новой команды сомнений не вызывает. Шестеро человек либо родились, либо учились в Ленинграде. Словом, земляки президента. Еще двое — Греф и Нургалиев — сослуживцы Путина на разных ступенях его карьеры. Что же касается остальных членов правительства, то и они связаны с «питерскими» не менее прочными, хотя и не всегда видимыми нитями. Например, новый министр транспорта и связи Левитин. Где он родился и учился, пока не опубликовано. Но зато уже известно, что он делегирован в правительство холдингом «Северсталь-груп». А возглавляет этот холдинг А. Мордашов — восходящая звезда в сонме отечественных миллиардеров, седьмое место по размерам состояния (3,3 млрд. долларов). Ученик Чубайса по Ленинградскому инженерно-экономическому институту, входил в «кружок молодых экономистов» вместе с Кудриным, Мостовым, Южановым, Маневичем и т.д.

Кроме «питерских» в команде заметна и узенькая прослойка «уральских»: бывший пермский губернатор Трутнев, Христенко и Чайка. Возможно, это неизбежная дань «семье», но в целом правительство достаточно однородно. Тем не менее это еще не означает, что впереди тишь да гладь и дружная работа по заранее утвержденному плану. Дело в том, что к концу первого президентского срока Путина этот план обрисовался с полной определенностью: радикальный передел собственности в пользу группировок, обойденных при первом дележе. А такие «мероприятия» не обходятся без острейших противоречий, ибо претендентов на пирог всегда больше, чем у пирога кусков, а крошки уже никого не устраивают.

Главным претендентом на самые жирные куски выступает сегодня бюрократия в целом — как класс, господствующий политически, но не удовлетворенный экономически. Но бюрократия сама неоднородна, и различные ее кланы уже начали друг с другом борьбу, не уступающую по накалу междоусобице олигархических кланов. И не нужно питать иллюзий, что с сокращением числа министерств будто бы гармонизированы их интересы, уменьшился бюрократический аппарат, сократился объем его полномочий. Наоборот, он даже расширился, а сам аппарат стал более бесконтрольным. Достигнуто это весьма хитроумным способом. Широко разрекламированная «административная реформа» свелась пока к тому, что исполнительная власть разделена на три уровня: наверху министерства, посередине — «службы» (например, ФСБ), а еще ниже — «агентства». Функций у них не меньше, чем раньше, а ответственности меньше. Допустим, есть Министерство транспорта и связи. Сдвоенное название означает, что в его составе будут функционировать, по меньшей мере, две федеральные «службы»: транспорта и связи. Аналогично обстоят дела с «культурой» и «массовыми коммуникациями», «здравоохранением» и «социальным развитием» и т.д. А так как в состав правительства входят только министерства, то прочие федеральные ведомства («службы» и «агентства») остаются как бы бесхозными, а на самом деле — подведомственными одному только президенту. Отныне не только фактически, но и формально они оказались выведенными из-под какого бы то ни было общественного контроля.

В настоящий момент федеральная исполнительная власть состоит из 14 министерств, 34 служб и 28 агентств. Итого 76 единиц. Значит, собственно правительство — это менее одной пятой всего центрального аппарата. Однако только этому огрызку Госдума может выразить недоверие или даже убедить президента отправить его в отставку. Но от этого ровным счетом ничего не изменится. На деле правительство в отставку не уйдет. Ведь его структура никак не закреплена в конституции и остается целиком в ведении президента. Ничто, например, не мешает президенту завтра преобразовать Министерство обороны в «федеральную службу обороны» и навсегда вывести его из-под парламентского контроля. В его власти вообще сократить официальный кабинет министров до трех-четырех человек. Практически так оно уже почти и есть, если принять во внимание, что пять министерств — МО, МИД, МВД, МЧС и Минюст — подчинены непосредственно президенту и лишь формально входят в правительство. Так что сокращение числа министерских постов — это еще не сокращение бюрократического аппарата и уж тем более не сокращение его функций и полномочий. Это всего лишь резкое снижение ответственности аппарата перед обществом.

Поэтому «избежать неизбежного», то есть дальнейшего усиления бюрократического произвола и подковерной борьбы за власть и собственность вряд ли удастся. Ибо принимаемые ныне меры диаметрально противоположны тем, в которых действительно нуждается сегодня общество.

Александр ФРОЛОВ.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList