04.08.2001 00:00 | Совраска | Администратор
ДОРОГОЙ ГОРЯ
- Жаль, что у нас при себе не было видеокамеры, - в сердцах сказал мне Сергей, докуривая уже пятую сигарету за полтора часа нашей беседы. - Мы бы сняли то, что видели и переслали бы кассету Путину: пусть бы посмотрел, как живет народ в его стране!
- А еще лучше посадить его с собой в кабину и прокатить прямиком от Владика до Мысков... - угрюмо буркнул Александр, напарник Сергея. - Заодно воочию убедился бы, что пословица насчет двух российских бед абсолютно верна.
Сергей и Александр не так давно от мысковского безденежья занялись не вполне (по нашим понятиям) "удобным" и комфортным бизнесом: пригоняют по заказу клиентов японские автомобили прямиком от столицы Приморского края до столицы горной Шории, то бишь до Мысков. Мужики серьезные, навидались в дороге всякого, оттого их эмоциям поневоле начинаешь верить, ибо видишь перед собой не кисейных барышень. Видать, действительно было на что посмотреть, вернее, лучше бы и не смотреть на все это...
"Наезды" местных "братков" начались прямо с железнодорожного вокзала, едва только нога новоиспеченных "автодилеров" коснулась приморской земли.
- За тачкой приехали? - поинтересовался у Сергея приличного вида молодой человек (чуть ли не в смокинге) с сотовым телефоном в руке.
- Да какая, к черту, тачка?! - прикинулся "валенком" Сергей. -Мы к родне приехали, погостить.
- Знаем мы таких "гостей", - понятливо качнул головой обладатель смокинга и скомандовал, заметив, как Сергей и Александр собираются откланяться: - Стоять!
Занажимал на телефонные кнопки "сотика". Тут же двух наших земляков окружили такие же приличного вида люди с лицами голодных бультерьеров: - Давайте лучше сразу по-доброму договоримся, а то домой и без "тачки", и без денег вернетесь...
"Договорились" на 10 тысяч рублей. После этого Сергею вручили визитку с номером какого-то таинственного телефона и "братки" растворились в толпе встречающих...
- Что такое Владивосток сегодня? - говорит Сергей. - Это засилие китайцев, корейцев и еще кого-то из смеси этих двух национальностей. Берут у наших властей землю в аренду на 50 -- 100 лет, строят на ней дома и рестораны "только для китайцев", расселяются целыми диаспорами, живут. Жители окрест стонут: переселенцы из "ближнего зарубежья" умудрились посожрать всю подворную живность аборигенов - и собак, и кошек. По городу катаются вперемешку "Запорожцы", "Волги", китайские и корейские маршрутки и, конечно, раздолбанные иномарки. Пытались снять номер в китайской гостинице, но 800 рублей в сутки показалось слишком дорого и потому не поленились пройти еще лишних три метра до частной "отечественной" гостиницы. Сервису, конечно, там поменьше, но и цены пониже - 120 рублей за суточное проживание. Что самое прикольное - рыба в рыбном краю, - Сергей не может сдержать смеха, - стоит ровно столько же, сколько и у нас, куда ее везут за тысячи километров. Народ занимается в основном сбытом японских машин и автозапчастей к ним, причем каким-то "нечеловечьим" нюхом вычисляют "лохов" и дурят их почем свет стоит. Заметил, что "наши", несмотря на беспросветное пьянство, все-таки намного чистоплотнее "арендаторов" - нет привычки гадить среди бела дня на глазах у всего честного народа.
Из Владика ехали по гравийной дороге, на первом же посту ГАИ (между Владиком и Хабаровском) "гибэдэдэшники" предложили купить бутылку водки за сто баксов (3 тысячи рублей). Понимая, что иначе (в случае отказа) последуют контрмеры, Сергей и Александр водочку у блюстителей правильности дорожного движения все-таки купили.
- Счастливого вам пути, земляки! - осклабились обладатели полосатых жезлов. - Смотрите, сильно по пути не напивайтесь.
Но был у них какой-то свой сермяжный кодекс чести: "стряснув" деньги на одном посту, по традиции, установившейся здесь раз и навсегда, одаривают телефончиком. В общем, на другом посту, сообщившись по номерочку на визитке с собратьями по жезлу и выяснив, что мзда уже получена, путешественников с миром отпускают.
Таких доверчивых "гаишников" в нашей шорской местности даже в пивбаре не встретишь, - изумляется Александр. - Даже после третьей трехлитровой банки. Спрашивают: "Оружие есть"? Отвечаешь: "Нету". "Молодцы, проезжайте", - говорят. Можно затарить машину наркотиками "под завязку" и спокойно провезти через всю страну - навряд ли это кто-нибудь обнаружит.
...Хабаровск намного чище Владивостока, по величине меньше Новокузнецка раза в два. Народ суетится в основном по автомобильному бизнесу, и здесь, в автопарке, выбор намного лучше, чем в столице Приморья. Город выглядит более или менее благополучным, "американизация" проявляется в полный рост: о рублях и речи никто не ведет, все активно (вплоть до военнослужащих срочной службы) меняют с выгодой для себя рубли на доллары и наоборот.
Настоящая, дикая, оскаленная нищета начинается сразу за Хабаровском. Промышленность и все прочие промысловые вещи заброшены напрочь, народ уткнулся в дела, подключенные в основном к автотурбизнесу: кафешки, автозаправки, шиномонтаж.
- Буквально при нас, - рассказывает Сергей, - одна дама так раздолбала свой новенький "Лэнд круизер", пустившись на двойной обгон, что тут же сдала "останки" машины по номиналу стоимости билета - всего за 600 рублей.
Дальше народ активно распродает то, что успел урвать из еще недоворованного начальством: солярку, бензин. Вспоминались фильмы о начале Великой Отечественной войны. Брошенные деревни, проржавленные скелеты сельскохозяйственной и военной техники, аэродромы с самолетами, зарывшимися в грунт то носом, то брюхом, то крыльями. После Благовещенска стали попадаться островки горящей тайги. Не сравнишь, конечно, с масштабами Хиросимы и Нагасаки, но жуть пробирала уже от того, что не ясной оставалась причина возникновения этих пожарищ.
- Где-то между Шилкой и Читой, - рука Александра резко вдавливает окурок в дно пепельницы, - сразу за мостом одной деревушки глазам открылось жуткое зрелище: в пыли дороги, голыми коленками ввинтившись в придорожный шлак, стояли две девчушки лет пяти и трех. В платочках, обе крестятся, что-то шепчут едва шевелящимися губами, поклоны бьют проезжающим машинам. Слушайте, мы всякого в жизни видели, но здесь, честное слово, волосы на голове зашевелились: обе по возрасту как мои внуки! Остановились, зовем к себе. Младшая осталась стоять на дороге (в глазищах слезы), а старшая подбежала к нам. Батюшки, коленки-то в кровь раздавлены! Видать долгонько тут поклоны била. Сунули денег, не скупясь. Потом два часа не могли друг с другом разговаривать, крошки за это время не проглотили...
В Шимановске нашим новоиспеченным Радищевым открылась другая, разбитная сторона российской безысходности. Пацанва (пока заправляли машину и перекусывали) лет семи-восьми, прыгала вокруг машины и наперебой интересовалась: вам чего? тачку помыть? а может быть, водки хотите? или бабу?
- Мы попросили кипяченой воды, - говорит Сергей. - Принесли. Пятнадцать рублей полтора литра. Господи, да как-то и не жалко этих денег было. Пусть даже в Мысках иногда эти же самые деньги иной раз найти - целая проблема...
Поразила красота Славного моря - священного озера Байкал. Объезжали его наши путешественники целых полдня, намаялись от жары, но, сунувшись искупаться, увидели, что Байкал еще скован льдом. Народ увлеченно продолжает спиваться, целыми деревнями гонят самогонку и сами же ее пьют. Вообще же, начиная от Хабаровска и до самой Читы народ отчаянно нищ и заброшен, такое впечатление, что это сироты без матери. Нет электричества, а иногда встречались такие места, из которых люди за 100 километров плетутся в какой-нибудь более или менее цивилизованный пункт за хлебом и, конечно же, за водкой.
Понравился Иркутск - город величественный, красивый, похожий своей освещенностью и широтой проспектов на Москву.
- У нас осталось такое впечатление, что настоящая без всякой иронии, цивилизация начинается именно там, где начинается наша Сибирь. Видно, что народ шевелится: работают шахты, разрезы, восстанавливается деятельность некоторых заводов. Да и люди у нас выглядят порадостнее.
- Даже как-то на душе полегчало, когда увидели родную стелу с надписью "Мыски", - сказали под занавес мои собеседники и впервые на их лицах проявилось что-то, похожее на добрую улыбку...
Беседовала С. ЗАВЬЯЛОВА.
blog comments powered by Disqus