Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

06.02.2003 09:04 | Совраска | Администратор

ФАКТОР МИНИМУМА

...Издалека долго течет река Волга. А Карапет в Ереване помер. Двадцать пять лет уже. Дети, бедные дети сейчас пытаются с России высудить за материальный урон, моральный ущерб деньги.

Какая тут связь — смерть Карапета и Волга? Река большая. У Карапета пиво «Волжское» или «Жигулевское» не в то горло пошло — захлебнулся. А в пиве главное — вода. Из Волги, понимаете ли. Кто в бутылку пиво загнал? Пивзавод на Волге — то ли в Саратове, то ли в Ульяновске... А у Карапета -дети. Они не виноваты. У тех детей уже тоже дети. Все плачут: нет Карапета. Умер. Из-за волжского пива.

Вот вам, читатели, пример нынешней логики. Шиворот-навыворот — логика. Именно этой логикой навыворот руководствуются противники проекта мэра Москвы Лужкова о переброске 7—8% вод Оби реки в республики Средней Азии.

И Залыгина в защитники позвали, и Валентина Распутина (я безмерно уважаю его писательский талант, но истина, простите, дороже).

И почему-то никому из коммунистов невдомек: а что это Сванидзе, этот Николай Карликович, тоже шумел, горячился, возражал Юрию Михайловичу. И вся демократическая пресса? А давайте, не торопясь, во всем разберемся.

Начну с того, что с мэром московским я за ручку не здороваюсь — не представили. С автором письма в «СР», которому собираюсь возражать, тоже, к сожалению, в этом случае незнаком. Личной неприязни, следовательно, нет.

Лужкову я писем не писал, а вот президенту Путину .об этом канале — аж два, и где-то в огромных архивах они будут храниться вечно, надеюсь. Дважды я просил вернуться к рассмотрению проекта строительства канала Обь—Средняя Азия.

В среднеазиатских полупустынях и пустынях, а они сразу начинаются там, где кончается арык, натер я мозоли на своих подошвах аж в голубиное яйцо. Работа у меня была простая, работа была такая: в правой руке — геодезическая рейка, в левой — чугунный башмак, опора для рейки. Моя экспедиция карты составляла для этих мест. Жарких. Забредем в соленое озеро (до пупа, по грудь) в одежде — через 15 минут совсем сухой. Растительность... Где она? Саксаул колючий реденько стоит. И ни трави-ночки, ни былиночки. Но если есть вода, картина совершенно иная. Вы видели лучок в среднеазиатских кишлаках? Их фруктовые деревья? Можно сравнивать с нашими вишенками хоть в моем саду, например, 60 ягодок дают в лучший год вишенки мои чахленькие. Я вишенку эту, наверное, рукой выдерну. А в Узбекистане вишня — это дерево. А их груша абсолютно соизмерима с нашей березой, сосной. Короче, как биолог скажу: в 7 раз больше биомасса образуется за один вегетационный период за лето, чем в Рязани, в Казани, в Ярославле, в этих среднеазиатских полупыстынях, если там есть где-то вода.

Закон в биологии есть — развитие по минимальному фактору. Фактор — количество тепла, раз. Количество воды — два. Количество калия — три и т.д. Факторов много, но урожай определится тем фактором, уровень которого в их совокупности минимальный. В Средней Азии — это вода.

В эпоху сталинских пятилеток коммунисты, Сталин это понимали. В Средней Азии проложили Большой Ферганский канал, по его берегам я исходил сотни километров ножками, ножками... Не в мягком вагоне скорого поезда. Как до сталинских пятилеток эту местность звали? Голодная степь. А когда проложили канал из Сырдарьи, это стало житницей Узбекистана и Чимкентской области Казахстана. Вода из Сырдарьи (и Амударьи также) бежала в Аральское море. Какая рыба прекрасная была в Арале!!! Ай-ай-ай... Нет рыбки теперь, нет Аральского моря.

В долины к людям Ферганы, Намангана, Андижана, Коканда ушла вода — в сады, огороды, на поля. На поля хлопковые. Чтобы тонну хлопка получить, расходуется 10 тонн воды. Получали до 7 миллионов тонн хлопка в год. Сколько водички забиралось на это из Сырдарьи, Амударьи? Правильно, 70 миллионов куб. м. Куда не пришли эти воды — это, кстати, 1/3 водостока годового реки Волги — в Аральское море не пришли. А нужно узбекам столько хлопка в год на их чапаны (на вате, кстати говоря, халаты), на их одеяла ватные (каких много в их кибитках, в нишах спрятано)? Ни в коем разе не нужно. Узбекистан одевал Россию, Украину, Белоруссию, Грузию, Казахстан и Прибалтику с Молдавией. Хлопок перерабатывали в ткани в Иванове, Калинине, на подмосковных текстильных фабриках и еще, еще... короче, в России.

Узбеки получали из России саратовскую, оренбургскую пшеницу — лепешки печь узбекские. Аи, какие лепешки! Аи, какие лепешки! Сам ел. Знаю, что говорю. Из русской пшеницы. В каждой кибитке, в каждой узбекской семье хранилось до 10 мешков пшеницы. Мы здесь не имеем привычку пшеницу складировать впрок до следующего урожая. Узбеки — имеют.

Так почему погиб Арал? Кто его выпил? Ну не забудем, что с той поры (царских благословенных времен, как считают демократические борзописцы и, кажется, сам В.В. Путин, их президент) население среднеазиатских республик к 1980 году увеличилось в 5 раз. Наверное, оттого что устранили один минимальный фактор — воду Станин дал в 1937 году в их Голодную степь. И степь перестала голодать. Ну и другие факторы учтем: медицину современную дали (моя мать — зубной врач, русская, приехала из Свердловска с бормашиной, стерильными инструментами и всем прочим заменить кишлачного знахаря, который кариес заговаривал, который был святым, возможно, который святость свою доказывал постоянным сидением у мазара— кладбища. И, конечно, «дипломов» не имел, как нынешние). Еще пришли в Среднюю Азию образованность, техника, инженерия, электричество. Короче, цивилизация. Но она же отняла у Средней Азии Аральское море — раз. Нет теперь моря. Рыбку — два. Заболоченность в тех местах канала, где плохо поставлен дренаж. Это правда.

И еще правда — теперь 50 миллионам человек в Средней Азии жить стало невозможно по закону минимального фактора — маловодью. В 50—60 раз там больше теперь дизентерии, чем в любом произвольно взятом российском регионе, в 300 раз — гепатита. Короче, кишечных заболеваний и болезней печени. Воды нет (на 50 000 000 человек), уже давно не хватает. Взяться неоткуда.

Американцы за оккупацию Средней Азии (я имею в виду американские авиабазы там. где были наши самолеты — увы, большинство из них я знаю очень хорошо, летал там самолетами Аэрофлота, ходил рядышком, ежедневно мог слушать рев наших истребителей в той же Ферганской долине и в других тоже) не дадут ничего, кроме зеленого, дешевеющего на глазах доллара.

А на доллары там воду не купишь, как в Эмиратах, — моря нет. пусть даже соленого, его воду можно опреснять и пить. С юга — горы. Из Афганистана, из Индии, из Ирана воду не провезти. И только с севера, из России, сюда может прийти вода. Эта же водичка русская может и Арал возродить. Может, если ее сюда подать.

Но что нам, русским, в России печалиться об узбеках? Правда, что? Ну, конечно, на первый взгляд так. А на второй? Чем занять избыточное население Средней Азии в России? Наркоторговлей в основном. У себя на родине, в Узбекистане, в Таджикистане их хлопководство разрушено, их хлопкоочистительная промышленность разрушается, а ведь это хлопок, вспоенный водичкой, между прочим, 9-10 месяцев занимал население среднеазиатских кишлаков работой. Где теперь среднеазиатские безработные? В Москве строят дачи новым русским (нерусским), в Челябинске дорожным строительством заняты, их бабенки сидят в пыли у дорог наших — милостыню просят, обвешавшись детьми на перевязи.

Связь попрочнее проглядывается, чем в моем анекдоте о причине смерти Карапета в наличии в России реки Волги.

А в Россию хлопок сейчас откуда везут Е Иваново и другие города? Из Узбекистана? Только поче-

му-то через Англию как посредника. Отчего в Анг-лйи-англичане живут ну просто прекрасно? Ни ткачихам ивановским* ни узбекским хлопкоробам с кетменем никогда так не жить. Уверен, если будем Карликовича в его кривом «Зеркале» смотреть и слушаться, не надо нам водичку узбекам давать. Беда будет. А что Карликовичу платят денежку откуда-то с Запада за его пламенные речи и отговоры, мы в расчет не берем. Карликович, очевидно, нам добра желает и демократии. И свободы...

Беда будет в России, если воду не давать в Азию. Надо очень уж быть ненаблюдательным человеком, что жить в Сибири и не заметить почти ежегодных наводнений и затоплений в поймах сибирских рек — между прочим, равнинных и низинных. Я имею в виду свою Родину — бассейн самой протяженной реки мира — реки Оби. Но далеко не самой многоводной — река Амазонка несет водички столько, сколько 200 Волг, ну а Обь — раза в 3-4 больше воды несет (кубометров, чем Волга).

Моя родная Тавда (малой рекой Сибири называется) в два раза водонаполненней, чем Ока. которую знают все. Кто знает Тавду? А несет она 37 км кубических в Обь (через Тобол, через Иртыш). А знает Карликович, видит в своем «Зеркале» кривом и мутном наводнения в моем городе Тавде через год аккурат, в других равнинных местностях Западно-Сибирской низменности — низменности, учтите? Картошку через год убрать не могут мои земляки, дома плывут. Что их не показывают по ТВ? Или мало показывают?

Прежде, 40 лет назад, когда я постоянно еше жил в Тавде, не было этого. Почему? А в Европе этого тоже не было — ни в Германии, ни во Франции. Не было всемирного потепления из-за успехов в цивилизации (успехи были незначительны), не было тепловой и углёкислотной подушки в атмосфере Земли-планеты, и меньше была масса облаков и туч вокруг Земли-матушки, реже дожди и не столь уже интенсивные, меньше падало снега на 1 кв. м. Короче, небо не обрушивалось на Землю миллиардами тонн воды, как сейчас. Миллиардов тонн льда в Арктике и Антарктике меньше стаивало — испарялись и низвергались. В то же время за широтами субтропическими не столь интенсивно, как сейчас, шел процесс опустынивания. Карликович, видимо, не ездит туда, где пустыня. А недалеко — в Узбекистан, в Таджикистан, в Казахстан, где Балхаш. Пусть смотается в творческую командировку.

Надо отводить лишние (теперь лишние) воды из Обского бассейна, чтоб на затоплять Тюмень (я имею в виду все деревеньки, даже равнинные, в этой области), Курган, Свердловскую область, Омскую, Томскую.

Где родина малая Распутина Валентина, очень уважаемого мною человека, гиганта русской литературы? Иркутск. Иркутская область, Байкал, Прибайкальск! Там рельеф гористый. Значит, это явление — затопление — там может быть кратковременным, вода скатится, и Лена обмелеет — судоходство кончается.

Не то в Западной Сибири — вода в Тавде, Туре, половодье теперь держится до конца июля, говорю: картошку посадить и убрать не удается. Поэтому, возможно, этого не довелось осмыслить основательно нынешним оппонентам проекта переброски вод с севера на юг.

Начну возражать по пунктам их аргументации.

Канал Обь—Средняя Азия какой? Меридиональный — Север—Юг. Какой миграции птиц он может мешать, если лежит он параллельно, а не перпендикулярно линии перелета птиц Север—Юг. Как вы, противники канала, этого не заметили, что мост-то этот вдоль. Помните басню о строителе мостов -Осле? Как будем строить — вдоль иль поперек? Нет здесь моста поперек. Миграция рыб? Как известно, рыбы мигрируют, только не будут они мигрировать в Среднюю Азию, оттого что туда будет отведен ручеек, образно говоря, а 93% воды как бежало к океану, так и будет бежать к океану. Кстати, где большая и лучшая масса рыбы в бассейне Оби? На севере, да там, в холодных широтах, а канал надо бы отводить от средней части Оби. 1500 км — расстояние до рыбных угодий.

Опять не заметили этого противники канала. 1500 км не видеть! Оригинальное у них зрение. Пугаются заболачивания? Интересно, а сейчас здесь вроде сухой панели на Тверской улице в Москве. Боятся того, что уже давно есть. А если канал будут делать добросовестно, как в Белоруссии, сколько там дренировано болот в Полесье? А если делать канал, как Волго-Донской в Европе, как артерия водная — Днепр—Крым, как каналы по засушливым берегам Волги в Астраханской области, в Волгоградской, Саратовской? Если его делать, если делать по-человечески? В бетонных берегах, где-то с бетоном низкого коэффициента фильтрации. Ширина-то канала всего 100—120 м. Нет, противники чего не любят — так это считать. Возражают — и все тут.

А то, что привязать к себе народы трех государств — Узбекистана, Казахстана, Таджикистана (северная его часть), которые сейчас с голодухи на распутье: куда прислониться? К далекой, но богатой, могучей Америке (пусть даже стране дьявола, а кто из мусульман думает иначе?), к Турции (сколько теперь учителей разных турок в этих среднеазиатских республиках, и все эти турки такие «друзья» России, что и врагов не надо!), к наркобаронам Афганистана (небедные люди, и верхушку, элиту узбекскую, таджикскую, в состоянии озолотить)? А может, Китай поможет стать на ноги? Поможет, еще немного, еще чуть-чуть покрепче сам станет — и поможет. Для своей корысти и выгоды.

А мы будем десятилетия сомневаться: а нужно ли строить канал Север—Юг? Если б сомневались другие некоторые, не было бы Суэцкого канала, Панамского канала. И суда тюпали бы, огибая континенты, на месяц дольше — из Индии или Ирана в Европу, из Америки в Европу, в Океанию. А как драматически строим каналы? Читали? А наши Бе-ломоро-Балтийский, Волго-Донской? Все строят тяжело каналы. Но надо. Надо. Надо.

Жизнь заставляет. И не понимать этого десять лет, двадцать лет?! Каким надо быть тупоголовым! Преклоняюсь перед Мураховским — был некогда у нас в СССР главным начальником Агропрома, перед Посад-заде — главой Министерства мелиорации. Как «демократы» их освистали на съезде депутатов! Помните? А именно эти люди (вернее, миллионы землеустроителей, мелиораторов под их руководством) создали поливное земледелие на юге России и Украины. Там тоже жарковато и без «фрегатов» — кто их видел из читателей, длиннокрылых,` обливающих поля свеклы сахарной или кукурузы, - не было бы у нас сейчас в Краснодарском, Ставропольском краях, Ростовской области хорошего урожая пшеницы. На богаре (без полива) много не берут, земля-то — камень. Хорошо работали труженики села, и не их вина, что на сотни телеграмм с Засельского сахарного завода с требованием вывезти сахар — десятки тысяч тонн в 1990—1991 году — никто из Москвы и не подумал насытить магазины сахарным песком. Надо было убить Советскую власть, а для этого дискредитировать...

И народ ведь поверил, что мы бедные, что мы нищие. Городской народ, которого 85%. Власть отдали «демократам».

Теперь продолжайте верить Карликовичу, Познеру, коли неспособны поумнеть.

Россию-то еще не раскололи на 7 регионов, а далее на 70—80 или 60.

И только непонятно, почему читатели «Советской России», и, наверное, не только читатели, но и авторы главных, направляющих статей этой газеты без серьезного, без серьезнейшего анализа всей совокупности факторов такие вот легковесные суждения предлагают своему народу, которому они, кажется, не враги по определению. Потому что сам этот народ и есть живущий тоже по законам биологического минимального фактора.

Определите, какой же для нас этот фактор — минимальный. Ум. Аналитичность.

Виктор ЛА ТЫЛОВ,

врач.

Кулебаки, Нижегородская область.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList