Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

31.07.2003 15:46 | Совраска | Администратор

ГОРОДА ШАХТЕРСКОЙ ГОРЕСТИ

«На карте Ростовской области есть город шахтерской доблести», — писал о Шахтах донской поэт Николай Скребов. На материале шахтинской жизни написал свой роман «Черные листья» писатель Петр Лебеденко. Только с горькой усмешкой можно читать сегодня многие места из этого романа — там, где о шахтерах говорится, как об особой касте рабочего класса, о том, что, придя в ресторан, они должны держать марку и не заказывать дешевого коньяка (рассуждения одного из героев — Виктора Лесняка). «Перестройка» и реформы угробили прекрасный город, славившийся помимо отборного антрацита еще и тканями крупнейшего в Европе хлопчатобумажного комбината и знаменитыми спортсменами-тяжелоатлетами во главе с легендарным Василием Алексеевым.

Программа удушения угольной промышленности, разработанная горе-реформаторами и их заокеанскими покровителями, начала активно реализовываться на Дону после фальсифицированной победы Ельцина на президентских выборах 1996 года. Одна за другой стали объявляться нерентабельными и закрываться шахты градообразующего предприятия ОАО «Ростовуголь». Тысячами выбрасывались на улицу горняки, хирели поселки, выросшие в свое время вокруг шахт — «кормилиц». Всего за 5 лет более чем из 30 горнодобывающих предприятий «Ростовугля» (кроме города Шахты, они расположены в Новошахтинске и Белокалитвинском районе) осталось в действии 12(!). «Реформаторы» обещали, что, оставив более-менее рентабельные, на их взгляд, шахты, угольная компания будет процветать. Но вместо этого росла задолженность по зарплате, урезались социальные гарантии. Один из главных нынешних «демократов» Немцов в 1998 году приезжал в Шахты в качестве вице-премьера правительства С.Кириенко прекращать «рельсовую» войну. Помнится, при выходе из офиса «Ростовугля» его вместе с губернатором области В.Ф. Чубом чуть не разорвала толпа. Благо согнанный по такому случаю со всего юга России ОМОН закрыл их широкими спинами. Кстати, наше самое «объективное» телевидение не показало в тот день картинку из Шахт, сообщив, что Немцов провел переговоры с бастующими и добился полного взаимопонимания.

Шли годы, упадок усугублялся. Проблеск надежды появился в 2001 году, когда народ «прокатил» на выборах тогдашнего мэра С.А. Понамаренко, который не только ни разу не использовал свои законные полномочия для прекращения развала угольной отрасли, но еще и растратил не по назначению траншевые деньги («инвестировал» их в частное предприятие, коим руководил еще до прихода во власть). С руководителями «Ростовугля» находился в перманентном конфликте, а само предприятие называл «монстром, сосущим из города все соки». И вот в феврале 2001 года на должность мэра Шахт избирается кандидат, поддержанный народно-патриотическими силами, Ю.В. Загорулько, работавший до августа 1991 года первым секретарем ГК КПСС. Опытный руководитель, понимающий, что в случае краха «Ростовугля» город теряет всякую перспективу, ускоряет работу по определению варианта оздоровления компании.

Вскоре на свет появляется этот вариант, одобренный учеными разных направлений. Выход виделся в создании на базе «Ростовугля» федерального государственного имущественного комплекса (ФГИК) с выгодной реструктуризацией и списанием части долгов. Ю.В. Загорулько, депутат Госдумы В.Д. Катальников, гендиректор «Ростовугля» С.И. Посыльный начинают консультации в Москве. Правительственные чиновники вроде бы ничего не отвергают, но решение вопроса затягивают. Где-то с середины лета 2001 г. о ФГИКе в Шахтах говорят, как о деле почти решенном. Губернатор области В.Ф. Чуб, которому осенью предстояли выборы (помните, кстати, этот цирк со снятием с дистанции кандидата от КПРФ Л.А. Иванченко и оставлением Чубу «конкурента», который на встречах с избирателями агитировал за него же?!), клянется в своей любви к горнякам и заявляет, что лично президент В.В. Путин вариант ФГИКа практически одобрил и поручил уладить формальности вице-премьеру В.Б. Христенко. В конце августа 2001 года, в преддверии Дня шахтера, в шахтинском театре «Пласт» собирается крупная конференция угольщиков Дона, на которой заместитель Чуба по ТЭКу С.М. Назаров заявляет в присутствии прессы, что время закрытия шахт прошло. Теперь будут развивать старые и строить новые. Однако «улаживание формальностей» в исполнении В.Б. Христенко оказалось очень долгим процессом. Видимо, веря в его обещания, руководители города и «Ростовугля» несколько раз говорили, что официальное решение по ФГИКу будет принято то через неделю, то через 10 дней, то через месяц. «Историческое» заседание правительственной комиссии прошло только 31 января 2002 года, на котором, как метко выразились в народе, «из ФГИКа скрутили фигу». Было принято шокирующее решение о ликвидации ОАО «Ростовуголь», приходе на его место ООО «Компания Ростовуголь» под эгидой холдинга «Русский уголь» во главе с небезызвестными отцом и сыном Варшавскими. Эти господа объявили о выделении «здорового ядра» из семи шахт и закрытии пяти (трех в Шахтах, одной в Новошахтинске и одной в Шолоховском Белокалитвинского района). Снова всплеск безработицы — и снова обещания, что уж на оставшихся шахтах все будет по высшему стандарту. Дежа вю.

Ко Дню шахтера-2002, 25 августа, горняки получили задолженность по зарплате (многие вместе с расчетными, т.к. их шахты закрылись). Какие убогие зрелища можно было видеть в те предпраздничные дни в Шахтах! Люди, привыкшие к многолетнему безденежью, обезумели, получив показавшиеся несметным богатством десятки тысяч рублей. Магазины бытовой техники, где хозяева предварительно резко взвинтили цены, работали до 2 — 3 часов ночи, распродав почти все запасы товара, лилась рекой выпивка в ресторанах. Деньги что вода — быстро просочились сквозь натруженные мозолистые руки горняков. Похмелье наступило быстро. Те, кто потратил за пару дней расчетные, принялись искать новую работу, чаще всего уезжая из города. Те, кто пошел работать на уцелевшие шахты, вновь столкнулись с выдачей «процентов», да и то несвоевременной. Одновременно вступили в силу драконовские методы контроля за трудовой дисциплиной. За малейшее, даже формальное «нарушение» — вычет из зарплаты. У шахтеров в реформенное лихолетье появился такой способ приработка — взять на неделю липовый больничный и вместо бесплатной работы сделать за живую копейку какую-нибудь шабашку. Так вот, по указанию хозяев руководство шахт стало регулярно посещать заболевших работников. Увидят, что не лежишь в кровати, больничный не оплатят. Одному рабочему не оплатили, увидев, что он несет по двору ведро воды. Сегодня долги по зарплате на предприятиях ООО «Компания Ростовуголь» составляют 4 месяца. На семи «здоровых» шахтах стоят 9 лав из-за отсутствия денег на их оборудование и подготовку к работе. Добыча угля упала до чисто символической. Циркулируют слухи о том, что господа Варшавские намерены обанкротить и распродать компанию с молотка.

Сегодня на улицах Шахт, Новошахтинска все меньше молодых лиц. Новое поколение, за исключением детей «новых русских», которым папочки презентовали какую-нибудь фирмочку «купи-продай» вкупе с «мерседесом» и элитной квартирой, ищет лучшей доли вдали от малой родины. На рынках, особенно вещевых, некоторые торговцы «прогорают» из месяца в месяц — нищий народ неплатежеспособен. В Шахтах к тому же съежился, как шагреневая кожа (до размеров одного цеха!), крупнейший в Европе ХБК (ныне ЗАО «Дон-Текс»), да и там средняя зарплата не дотягивает до тысячи рублей. Правда, гендиректор «Дон-Текса» А.Я. Игнатова за что-то неизменно получает благодарности и награды от правительства. Впрочем, зная курс этого правительства на развал и разрушение, удивляться не стоит. Есть два предприятия — керамический завод «Стройфарфор», штампующий облицовочную плитку, доступную только богатым, и филиал корпорации «Глория Джинс», где, как заявляют их хозяева, зарплата рабочих больше 5 тысяч рублей. Но реально ее редко кто получает. Ведь и там, и там «по-западному» действует все та же бесчеловечная система ударов по карману по поводу и без. Условия труда тяжелейшие (на «Глории Джинс» были случаи выкидышей у беременных женщин из-за поднятия тяжестей), текучка кадров огромная, в том числе и из-за инвалидизации. Вот только прикормленный ВТЭК чаще всего дает группу по общему заболеванию, отказываясь признать вину хозяев предприятия. Страшные картины разрухи, похлеще, чем в Грозном, можно видеть в шахтерских поселках Белокалитвинского района Синегорском, Коксовом, Шолоховском, Горняцком. Здесь шахты из кормилиц превращены реформаторами в источник угрозы — дома стоят на подработках и подтоплениях.

На въезде в Шахты, главный город Российского Донбасса, висит пафосный лозунг «Слава шахтерской доблести!». Надо бы его сменить. Слишком кощунственно он смотрится ныне. Особенно на фоне большого числа дорожных проституток, встречающих путников на участке трассы, ведущей в город. Шахтерские территории Дона испытали, видимо, одни из наиболее страшных ударов «реформ» последних лет. Мучительное, непростое возрождение здесь возможно, только если власть на всех уровнях возьмут патриоты-государственники. Неужели задурманенный красивыми обещаниями народ в предстоящие выборные кампании вновь вручит власть разрушителям державы? К сожалению, твердо ответить «нет» не могу. Уж столько раз обманывали людей, и они вновь и вновь поддавались. Думаю, деятели НПСР и КПРФ на местах должны как следует организовать избирательную кампанию на шахтерских территориях, ибо здесь живет большой пласт потенциальных сторонников патриотических сил, которые готовы честным трудом возродить свои города. Не дайте опять обмануть народ!

Филипп ШАХОВ.

Шахты,

Ростовская область.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList