07.06.2005 18:24 | Совраска | Администратор
ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОБЫЧНО
2 июня с.г. во Владивостоке прошла встреча министров иностранных дел России, Китая и Индии. По ее итогам было подписано содержательное совместное коммюнике. К этой встрече был приурочен также обмен ратификационными грамотами к Дополнительному соглашению об окончательном размежевании на Восточной части российско-китайской границе. Оно, таким образом, вступило в силу, и теперь вопрос о границах с Китаем (а не надо забывать, что Мао Цзедун еще в 1964 году выдвигал претензии к России в объеме более 1 млн. кв. км) закрыт окончательно.
Встреча во Владивостоке обойдена многозначительным молчанием в США и Западной Европе. Затаились и японцы. Не потому, что встреча не представляет ни для кого из них интереса. Представляет, и еще какой! В данном случае причина иная: недовольство как самой встречей, так и вступлением в силу российско-китайского соглашения. Но недовольны они тихо, надеясь, что наметившееся тесное сотрудничество трех гигантов не получит развития.
Когда бывший министр иностранных дел России Е.Примаков в 1998 году выдвинул идею создания стратегического треугольника Россия—Китай—Индия, на Западе посмеивались. Какой там треугольник! Россия и Китай уже 40 лет не могут отрегулировать пограничные вопросы. Предупреждения о «желтой опасности», раздававшиеся с Запада, должны были гнать Москву в объятия США, НАТО и ЕС. Китай и Индия никак не могли перешагнуть через свои территориальные споры в Тибете и Кашмире. Китайцы упорно поддерживали Пакистан — давнего соперника Индии. Их активность в Непале сердила Дели. Китайцы имели военные базы в Бирме, как бы оспаривая индийские интересы в Бенгальском заливе. В этих условиях казалось, что достаточно Западу и Японии умело играть на противоречиях в русско-китайско-индийском треугольнике, и никакого стратегического партнерства в этом опасном для мирового лидерства Запада объединении не будет.
Однако реальное развитие событий поворачивается в другую сторону. И в этом немалая роль России, которая последовательно выстраивает активные отношения как с Китаем, так и с Индией, настойчиво выступает в качестве движущей силы в деле сближения и налаживания взаимодействия в трехстороннем формате.
Встреча российского министра иностранных дел с его китайским и индийским коллегами — четвертая по счету. Однако три предыдущих проходили как бы «на краешке» других международных форумов. Владивостокская же встреча — первая, специально созванная для обсуждения совместно интересующих проблем и определения программы действий. Впервые принимается совместное коммюнике. В нем участники встречи — Лавров, Сингх и Ли Чжаосин — выразили коллективную уверенность, что Владивосток придаст импульс трехстороннему диалогу во всех сферах, подтвердили, что укрепление партнерства на трехсторонней основе отвечает долгосрочным интересам России, Китая и Индии.
Дело явно идет к институционализации русско-китайско-индийского треугольника, причем круг его интересов определен достаточно широко — от практического сотрудничества в таких областях как транспорт, сельское хозяйство, энергетика и высокие технологии до согласованных шагов по укреплению мира и стабильности в Азии и во всем мире. Хотя эта встреча, как и предыдущие, называется неофициальной, все говорит за то, что такие встречи станут регулярными и вскоре войдут в качестве нового важного элемента в международную жизнь.
Не случайно В.Лавров говорил во Владивостоке, что взаимодействие России, Индии и Китая призвано стать ключевым фактором стабильности в мире, а его индийский коллега подчеркивал «очень большое значение» этой встречи. Все обратили внимание также на то, что китайский мининдел больше не акцентировал неформальный характер встречи, как он делал это в прошлый раз в Алма-Ате, а приветствовал ее как «совместный вклад в благородное дело мира и стабильности во всем мире». Участники единодушно констатировали, что открываются возможности для выхода трехстороннего сотрудничества на качественно новый уровень.
В ходе встречи рассматривались крупные вопросы, которые сейчас стоят на повестке дня всех важных международных форумов, в частности, борьба с международным терроризмом, представляющим собой одну из самых серьезных угроз международному миру и безопасности. При этом было достигнуто согласие, что бороться с терроризмом надо на долгосрочной и последовательной основе без применения двойных стандартов. Адрес, по которому сделано последнее замечание, очевиден. Не следует прикрывать лозунгами борьбы с терроризмом узкие национальные интересы, захват чужих ресурсов и попытки экспорта «демократических революций». Участники встречи также отметили необходимость скоординированных действий правоохранительных органов трех стран в борьбе с оборотом наркотиков и трансграничной преступностью.
Подробно обсуждалось положение в Средней Азии. Россию, Индию и Китай заботит положение в Афганистане. Тревогу вызывают у них также события в Киргизии и Узбекистане. Как сообщает индийская печать, Сингх убежден, что речь там идет о «вмешательстве нежелательных элементов извне». Лавров проявлял большую осторожность в своих оценках: надо, мол, еще расследовать этот вопрос, однако, есть информация, что к организации беспорядков имели отношение радикальные экстремисты из подпольных исламистских организаций.
Кто стоит за их спиной, при этом осталось за кадром, хотя в кулуарах велось немало разговоров о том, что эти экстремисты вполне могут действовать на деньги Запада и в его интересах, поскольку есть силы, пытающиеся через дестабилизацию в Узбекистане и Киргизии спровоцировать конфликты в китайском Синьдзяне. Вместе с тем, слухи о намерении Китая прикрыть свою западную границу с помощью размещения баз в Киргизии подтверждения не получили.
Несмотря на заинтересованность всех трех участников в том, чтобы противодействовать дестабилизации в этом регионе и не допускать укрепления в нем позиций фундаменталистов, пока, судя по сообщениям из Владивостока, Китай продолжает возражать против полноправного членства Индии в Шанхайской организации сотрудничества, предлагая индийцам удовольствоваться статусом наблюдателей. Индийцам это представляется недостаточным, учитывая традиционные интересы Индии в среднеазиатском регионе.
Большое место в работе встречи было отведено вопросам реформы ООН. Имеется согласие в том, что существует объективная потребность в такой реформе, включая реорганизацию Совета Безопасности. Индийская сторона выразила удовлетворение по поводу готовности России и Китая поддержать ее кандидатуру на пост постоянного члена СБ ООН. В тоже время совместные предложения Индии, Германии, Японии и Бразилии, недавно внесенные на рассмотрение ООН и предусматривающие расширение состава СБ с 15 до 25 членов, вызвали дискуссию. Для ее завершения, очевидно, потребуется время. Спешка здесь не имеет смысла. Китай решительно возражает против предоставления Японии места постоянного члена. Не может поддерживать членства Японии в СБ ООН и Россия до тех пор, пока японцы не признают итогов Второй мировой войны, решений Ялты и Потсдама и будут цепляться за свои территориальные претензии на Курилы.
К сожалению, эта принципиальная позиция не прозвучала достаточно четко в высказываниях Лаврова во Владивостоке. Он предпочитал прятаться за рассуждениями о том, что реформа ООН «гораздо шире» реформы Совета безопасности, что нельзя допускать голосования, при котором члены ООН раскололись бы на две группы и т.п. Это создало у индийцев, и не только у них, впечатление, будто Россия была бы готова уговорить Китай снять свои возражения против японского членства. Остается только надеется, что российская дипломатия не пойдет по этому странному пути, а будет в тесной связке с Китаем отстаивать свои коренные интересы на Дальнем Востоке. Кстати, это вовсе не мешает нам выступать в поддержку включения Индии в СБ ООН.
Разумеется, во Владивостоке все участники встречи, каждый, своими словами заверяли, что их трехстороннее сотрудничество не направлено против других стран. Однако, как отмечала влиятельная индийская газета «Хинду», достаточно вчитаться в совместное коммюнике, чтобы понять, что оно является плохо скрытым вызовом нынешней гегемонистской политике США. Россия, Китай и Индия выступили в нем за демократизацию международных отношений, построение справедливого мирового порядка, в основе которого должны лежать соблюдение норм международного права, равенство и взаимное уважение, сотрудничество и продвижение в сторону многополюсности. Центральную роль в достижении этой цели должна играть ООН. Тут, что ни слово, то отвержение нынешней политики США, их совместных с НАТО и ЕС стратегических установок. Несомненно, все это было услышано и понято там, где надо.
Владивостокская встреча — правильный шаг в правильном направлении и бесспорная удача российской дипломатии. Хотелось бы надеяться, что она не останется одиноким эпизодом на общем безотрадном фоне нашей внешней политики.
Ю.КОТОВ
blog comments powered by Disqus