Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

08.03.2005 21:14 | Совраска | Администратор

ПАТРИОТИЗМ... И ТАКИЕ «ВРЕМЕНА»

Уже не в первый раз, как только во «Временах» В.Познера заходит речь о патриотизме, академик от журналистики и телевидения вытаскивает на свет Божий свои дежурные сомнения и примеры об опасности воспитания этого чувства у русского народа, о чуть ли не отрицательном отношении к патриотизму некоторых великих русских писателей, например, Лермонтова и Л.Толстого. Вот и 20 февраля он снова повторил свои дежурные сомнения и примеры.

Русский патриотизм вызывает у В.Познера явное неприятие и раздражение. Чтобы вызвать подобное неприятие и у части обдуманно подобранных, давно примелькавшихся на «Временах» собеседников, одновременно посеять сомнения у другой части собеседников, у присутствующей аудитории, а главное — у миллионов телезрителей, он, как ему кажется, приводит убийственные аргументы об опасности этого чувства для русских, для России вообще. Это и близость русского патриотизма к национализму, и повторяющееся в либеральной прессе старое английское изречение: «Патриотизм — последнее прибежище негодяев»; это и цитирование начала стихотворения Лермонтова «Родина» о «странной» любви поэта к отчизне и, наконец, — чтение с воодушевлением и явным удовольствием приписываемого Лермонтову стихотворения «Прощай, немытая Россия» (вот, мол, вы какие — русские!) При этом В.Познер не упускает возможности заметить, что его любимая страна — Америка...

В другой стране, где действительно заботятся о воспитании у своих граждан любви к Родине, такого ведущего на государственном телеканале не держали бы и дня. У нас же В.Познер — один на главных пропагандистов либерализма, приведшего страну к катастрофе. В эфире он — полный хозяин, передачу ведет, как и некоторые другие телеведущие российских каналов, в жанре допроса, бесцеремонно обрывает собеседника, если тот говорит что-либо антилиберальное или национально-русское.

Но академик явно себя переоценивает. Он допускает элементарные фактические и логические ошибки, которые не делает ни учитель в средней школе, ни ученик старших классов, изучающие творчество Лермонтова и Л.Толстого. Удивляет молчание в таких случаях иных собеседников В.Познера. Что это? Согласие со вседозволенностью телеведущего, солидарность с ним, когда он открыто высказывает неприязнь к русскому патриотизму и сомнение в положительном выражении этого чувства русским народом?

Но обратимся к аргументам академика.

Старый английский афоризм «Патриотизм — последнее прибежище негодяев» пошел гулять в либеральной прессе и на телевидении после того, как он был высказан «правозащитником» С.Ковалевым, приписавшим его Л.Tолстому.

Но как может одобрять этот старый английский афоризм автор величайшей патриотической эпопеи «Война и мир» и других произведений, в которых он многократно высказывал боль за русский народ, свое положительное отношение как к простым людям, так и к героям-патриотам высшего круга общества.

Строго говоря, дело совсем не в этом. Афоризм ничуть не умаляет самое понятие «патриотизм», если логически разобраться в смысле этого выражения. Для отпетого негодяя прибежищем может быть все, что угодно, в том числе демократия, реформы, журналистика, телевидение, Государственная дума, предпринимательство... Да мало ли еще что... При этом не последним прибежищем, а первым попавшимся, лишь бы это было выгодно. И несостоятельно для В.Познера упорно повторять этот усложненного смысла афоризм. Нехорошо и мелко.

Что касается стихотворения Лермонтова «Родина», то В.Познера хочется пристыдить за элементарную непорядочность и некомпетентность. Все-таки академик перед многомиллионной аудиторией должен быть соответственно подготовлен и не клеветать на великого поэта-патриота и стараться сделать из него близкого сердцу В.Познера либерального отщепенца, ненавидящего Россию.

В.Познер страдает отсутствием тонкого языкового чутья и элементарной наблюдательности, не говоря уже о том, что у академика нередко прорываются чуждые русскому языку интонации, мелодика речи, произношение звуков, не свойственное русским литературным фонетическим нормам.

Академик не заметил, что свое стихотворение Лермонтов назвал «Родина», а в начале его обратился к другому слову — отчизна. Это отнюдь не случайная замена, особенно для языка первой половины XIX века, да и последующего времени. Слова, с одной стороны, родина, с другой — отчизна и отечество в то время, и прежде всего в книжной, публичной речи, заметно различались своими смыслами. У таких великих поэтов, как Пушкин, Лермонтов, не было случайного употребления слов, они были выверены, как говорил Белинский, с математической точностью. И два этих слова, употребленных Лермонтовым в стихотворении, делят его, по сути дела, на две части. Слова отечество, отчизна имели явственное, особенно для того времени, официальное, гражданское звучание (ср. название журнала того времени: «Сын отечества»). Акад. В.В. Виноградов, глубокий знаток языка того времени, подробно разобрал значения и смыслы этих трех слов (см.: «О языке художественной литературы». М., 1959, с. 221 и сл.).

Слова отчизна, отечество преимущественно употреблялись в смысле «страна, гражданином которой является кто-либо»; родина — «страна, где родился кто-либо». Потому-то у Лермонтова не могло быть одинакового отношения к стране, с одной стороны, с официальной, гражданской точки зрения, с другой — как человека, родившегося в этой стране, считающего ее близкой своей душе, с детства впитавшего восприятие ее природы, нежное отношение к себе родных и близких ему людей, привычную с малых лет обстановку быта и т.д. Любовь Лермонтова к официальной отчизне как ее гражданина, дворянина и офицера, исполнявшего свой гражданский и военный долг, не могла не быть странной. Великий поэт презирал окружение царя, решениям которого он должен был подчиняться. Это окружение (а следовательно, косвенно и самого царя) поэт заклеймил гневными словами: «Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи...», т.е. официальную верхушку, правящую страной. Николай I, видя в нем великого поэта (царь хорошо разбирался в поэзии), тем не менее сослал его не куда-нибудь, а на Кавказ, на линию, под пули горцев, почти на верную смерть. Вспомним «Валерик», кровавое побоище, в котором Лермонтов показал себя храбрым офицером, получившим, несмотря на отрицательное отношение к нему власти, награду за храбрость. Это был ответ дворянина и офицера, человека чести, верного присяге отчизне, к которой он, естественно, питал «странную» любовь.

Именно поэтому стихотворение Лермонтова отчетливо делится на две части. Его тон, содержание меняются, когда поэт имеет в виду родину; здесь он высказывает свою сыновнюю любовь к тому, что его окружало с детства, входило в его жизнь вместе с любимыми людьми, окружающей природой, обстановкой, всем, что с ранних лет формировало его сознание, чувства, мировоззрение. Так можно любить мать, которая всегда остается дорогой и любимой и чувство к которой делает незаметными ее возможные недостатки.

«Родина» Лермонтова знаменовала собой целый патриотический цикл ярких стихотворений-раздумий о России многих выдающихся русских поэтов — А.С. Хомякова, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, А.А. Блока, С.А. Есенина, А.Т. Твардовского, Н.И. Рубцова и многих других.

Виктор ГРЕЧКО.

Н. Новгород.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList