Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

13.01.2006 13:26 | Совраска | Администратор

ШАГИ ВТЕМНУЮ?

ШАГИ ВТЕМНУЮ?

Депутат Ю.А. КВИЦИНСКИЙ: почему Запад встревожен газовым конфликтом России и Украины

— Юлий Александрович! Газовый конфликт с Украиной завершился в конце концов компромиссом, которым не нахвалятся кремлевские руководители. Вместе с тем смысл достигнутой договоренности не совсем ясен. Поскольку люди уже привыкли не доверять заявлениям Кремля, многие думают сейчас, что власти что-то скрывают, изображают успех на пустом месте. В самом деле, как это получается? Газпром утверждает, что «выжал» из Ющенко 230 долларов за тысячу кубометров российского газа, а принадлежащая Газпрому компания Росукрэнерго обязалась поставлять на Украину газ за 95 долларов. Кто же приплачивает украинцам?

— 95 долларов на круг, очевидно, получается в результате того, что Росукрэнерго будет поставлять на Украину как дорогой российский, так и более дешевый туркменский газ. До сих пор газовый баланс Украины складывался из 18 млрд. кубометров собственной добычи, 36 млрд. кубометров туркменского и 25 млрд. кубометров российского газа. При таком соотношении цифра 95 не получается, но на нее можно выйти, если увеличить долю газа, поставляемого из Средней Азии. Детали этой сделки до конца не раскрываются. Поэтому на Западе ее характеризуют как «темную», хотя и приемлемую для всех участвующих сторон и лиц.

— А что там, на Западе, вызывает сомнения?

— Ну, например, почему для осуществления этой договоренности понадобились «прокладки» в виде малоизвестной фирмы Росукрэнегро, которая, кажется, на 50% является дочкой все того же Газпрома? Далее, сколь долго Туркмения будет держать цены на свой газ на нынешнем низком уровне, т.е. по существу дотировать Украину? Есть и такой вопрос: выдержит ли украинская экономика нынешний уровень цен, не начнется ли через некоторое время обвал в ряде ее ведущих экспортных отраслей, таких как металлургия и производство искусственных удобрений? Эти опасения подпитываются настораживающими заявлениями российского президента, который продолжает уговаривать Киев: мол, если ему будет трудно, Россия будет опять готова помогать.

— И что же тогда будет?

— Поживем — увидим. Опасения насчет платежеспособности Украины сильно занимают страны ЕС. Если Украина окажется не в состоянии платить новую цену в 95 долларов, то Киев почти неизбежно вернется к практике воровства газа. А что это такое, в ЕС очень остро почувствовали в те дни, когда Газпром закрутил газовый кран. В некоторых странах ЕС после 1 января этого года недосчитались порядка 50% предназначавшегося им российского газа. Конечно, западные СМИ не замедлили обратить весь свой благородный гнев против России, но Киеву-то в те дни без обиняков и очень ясно сказали, что так дело дальше не пойдет и что надо договариваться. Вот «оранжевые» и были вынуждены уступить.

— Но на Москву Запад ведь тоже оказал сильное давление. Кондолиза Райс под новый год послала резкое письмо С.Лаврову, предупреждая Россию против «провокационных шагов». Были и другие высокие обращения. Но подачу газа Россия тем не менее прекратила, что вызвало не только раздражение, но и испуг. Уже после заключения сделки Райс опять взялась корить Кремль за то, что он не готов ответственно вести себя на энергетическом рынке, демонстративно заявила на встрече с журналистами в Госдепе, что, мол, так игру вести нельзя, что Россия действует не по правилам, о чем «очень, очень ясно» было сказано русским и т.д.

— Конечно, давление было. Но если разобраться, весь его пафос можно свести к следующему: как вам, г-н Путин, не стыдно цены так повышать для украинцев, да еще в год, когда вы становитесь председателем «восьмерки». Это больше походило на растерянные мелодекламации, чем на разговор с позиции силы. Правда, у нас многие привыкли бледнеть от одного гневного взгляда американцев, но на сей раз, видимо, поняли, что «это гром не из тучи, а из навозной кучи», как любил говорить мой бывший начальник, посол СССР в ФРГ В.С.Семенов.

— А чем можно объяснить такую сдержанность Запада?

— Все, на мой взгляд, достаточно просто. Сейчас им не с руки задираться с нами. США крепко завязли в Ираке и Афганистане и не скоро оттуда вылезут. Американцам нужна поддержка Кремля, чтобы попытаться заставить Иран пойти на уступки в деле свертывания его ядерной программы. К тому же с Россией предпочитают не портить отношений в тот момент, когда открываются неплохие возможности внедриться или даже поставить под свой контроль ее сырьевые и энергетические ресурсы. Газпром ведь уже частично начал распродаваться.

На подходе новый российский закон о недрах, на базе которого многие думают неплохо поживиться. Далее, Кремль обозначил посредством нового закона о некоммерческих общественных организациях возможность перекрыть каналы западного влияния в России, прежде всего в оборонной и ядерной сферах. Если он продолжит движение по этому пути, то псу под хвост может пойти все, над чем с таким усердием трудился в России Запад на протяжении последних 15 лет. Есть страхи и в отношении возможности повторения дела Ходорковского применительно уже к новым фигурам, тесно связанным с Западом.

В этой ситуации Вашингтону приходится скрепя сердце говорить, что урегулирование отношений с Украиной — «позитивный шаг», но некоторые моменты этой сделки, мол, «внушают опасения». Поэтому надо, дескать, «воспитывать» Кремль, но продолжать сотрудничать с ним. Говорят, что искусство дипломатии состоит не в том, чтобы ссориться с Россией, а в том, чтобы взаимодействовать с ней там, где это выгодно, и осаживать ее там, где она плохо себя ведет. Правда, при этом господа из Госдепа США не скрывают, что стратегические цели в отношении России по окончании «холодной войны» отнюдь не изменились. Обрубок Советского Союза, оставшийся живым после Беловежской Пущи, надо продолжать «сковывать» в экономическом, деловом, политическом и личном плане.

— В личном плане ?

— Ну да, и в личном плане тоже. Имеется в виду, что в этом году Россия будет председательствовать в «восьмерке» и устроит саммит в Петербурге, в повестку дня которого сама предложила поставить вопрос об обеспечении энергетической безопасности. Россия очень заинтересована в успехе этой встречи как ее хозяйка. Следовательно, как рассуждают на Западе, надо воспользоваться этой заинтересованностью и постараться возможно глубже впутать Россию в систему договоренностей об энергетической безопасности. Эти договоренности должны были бы открывать надежный доступ Западу к российским энергоресурсам на длительную перспективу и в то же время лишать Россию возможностей использовать энергетическую компоненту для решения своих национальных задач во внешней политике.

Наиболее откровенные западные собеседники формулируют эту цель так: не позволить России менять не ею установленные правила игры на энергетическом рынке, а заставить ее подчиниться этим правилам, несмотря на уникальные природные богатства и возможности нашей страны. Они ведь объективно позволяют нам диктовать условия той же самой Европе. Тогда в Вашингтоне и в Брюсселе появится надежда сыграть на честолюбии новых хозяев России, о которых хорошо известно, что они готовы многое отдать, лишь бы быть признанными полноправными членами «восьмерки».

— Но США и ЕС имеют серьезные рычаги влияния на Россию помимо игры на честолюбии ее руководителей.

— Конечно, имеют. Но, как мы сейчас видим, приходится при их использовании сопоставлять выгоды и возможные издержки, думать о перспективах. Положение России как великой энергетической державы — уникальное: ее влияние в мире будет неизбежно расти. В головах некоторых западных стратегов уже маячат кошмарные картины огромного российского энергетического спрута с головой в Москве, который простер свои щупальцы-трубопроводы на всю Европу, Китай, Японию и т.д.

Как помешать России воспользоваться возможностями, которые открываются перед ней? Кое-кто в Брюсселе говорит, что надо бы пригрозить России после газового спора с Украиной: ЕС может сократить закупки российского газа, и тогда Россия потеряет 8% своего ВВП, а комиссар ЕС по энергетике (из прибалтов) даже собрался сформулировать единую линию Евросоюза против России. Но это, скорее, блеф. Не в том сейчас ЕС состоянии, чтобы принимать какие-либо серьезные стратегические решения. Не случайно, что пока одни члены ЕС что-то галдят по адресу «силовой политики» России, другие требуют поскорее строить новые газовые магистрали в Европу в обход украинцев, прибалтов и поляков.

Уже сейчас мы покрываем более 25% потребности Европы в газе, и наша доля будет возрастать. Надо быть реалистом — Европе больше взять газ в необходимых для ее развития количествах неоткуда. Норвегия этих потребностей не покроет, а Голландия с Англией не в счет. Для нас же свет на Европе клином не сошелся. Необъятный китайский рынок, а также Япония ждут не дождутся прихода наших энергоносителей. За Россией Запад будет вынужден ухаживать. Важно только, чтобы это твердо уяснили себе у нас в коридорах власти и не пугались по поводу взрыва каждой хлопушки в Вашингтоне и в Брюсселе.

— Мы так увлеклись мировой политикой, что совсем забыли об Украине. Что эта сделка будет означать для украинской политики, для дальнейшего развития наших отношений?

— Прежде всего газовый конфликт с Россией явился отрезвляющим холодным душем для Киева. Но не только для него одного, но и для западных покровителей героев Майдана. Ведь до сих пор украинская политика и западная стратегия в отношении Украины основывались на расчете, что Украина уйдет из сферы российского притяжения и примкнет через НАТО и ЕС к Западу, а Россия еще и заплатит за это. Этот расчет оказался иллюзией, в чем Киев и его покровители могли убедиться в

эти дни.

Если посчитать, мы до сих пор ежегодно субсидировали Украину только за счет поставок дешевых энергоносителей на сумму порядка 3—5 млрд. долларов. Это больше, чем вся помощь Евросоюза Украине за 14 лет ее «самостийности». А США? Они до сих пор хлопают от восхищения крыльями по поводу успеха оранжевой революции и прихода Ющенко к власти. А, собственно, чего так раскукарекались? В прошлом году американцы выделили своим подопечным смешную сумму в 174 млн. долларов.

Теперь стало ясно, что ни США, ни ЕС не собираются брать Киев на свое иждивение. Никто из них в эти критические дни не предложил Киеву ни одного цента для того, чтобы обеспечить поставки российского газа по мировым ценам, без которых экономика Украины мертва. Предпочитали раздавать бесплатные советы о том, что Украине надо самой встать на собственные ноги, и тогда она превратится в желанного партнера для Запада. Но Украина ведь и после газового скандала с нами останется попрошайкой, только теперь ей будет подавать на прожитье не Газпром, а Туркмен-баши.

К тому же Украина имеет огромный доход от своих гастарбайтеров в России. Об этом часто забывают. Слишком привыкли получать от России деньги и проводить вызывающую русофобскую политику. А ведь если оборвется эта пуповина, многие украинские семьи, села и даже города окажутся в отчаянном положении. Знает ли об этом Запад? Да, знает. И тем не менее украинцу получить там на законном основании работу очень трудно. А вот все новых антироссийских шагов от Киева Запад непрестанно требует.

Газовый кризис, видимо, заставит Украину взглянуть правде в глаза. Какие она сделает выводы — это ее дело. Как поведет себя украинская оппозиция накануне предстоящих парламентских выборов — это опять-таки ее дело. Но это и наше дело. Тут не надо стесняться. Украина не только наш близкий сосед, но и наша родная кровь, наша боль. Украину науськивают на конфликт и противостояние с Россией, т.е. толкают в пропасть. Вместе с украинцами в эту пропасть хотят толкнуть и миллионы русских людей в Крыму, в Донбассе, на Харьковщине и в Одессе. Россия не раз говорила о готовности протянуть руку помощи и поддержать своего соседа. Будем надеяться, что теперь, после газового катарсиса, это будет понято и услышано. Настал момент истины и время действий и переоценок. Россия и Украина должны быть вместе. Российско-украинское противостояние — это путь в никуда, путь к катастрофе.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList