Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

22.04.2006 18:47 | Совраска | Администратор

СКОЛЬКО СТОИТ МОЗОЛЬ ОЛИГАРХА?

КАЗАЛОСЬ бы, совсем недавно, когда в 2004 году вышел первый номер русской версии журнала Forbes со списком ста богатейших людей нашей страны, это вызвало настоящий ажиотаж. Много нового выяснили для себя рядовые граждане, узнав, какие замечательные, поистине бесценные люди живут если и не по соседству, то все-таки в той же стране. А главное — как живут. Ведь до этого о проблемах российских миллионеров и миллиардеров те, кто не попал в эту категорию, как-то мало задумывались.

И вот минуло всего два года, а «золотые списки» стали для России такой же неотъемлемой частью обычной жизни, как обделенные судьбой и правительством пенсионеры, льготники или нищие на городских помойках. Что и говорить, это приятно. К хорошему страна, как выяснилось, привыкает быстро.

А хорошего за этот год, как показывает анализ опубликованного списка, случилось немало. Почти вдвое по сравнению с 2004 годом выросло совокупное состояние супербогатых россиян, теперь оно достигает $248 млрд., а потому и попасть в престижный клуб богачей стало намного труднее. Если два года назад цена билета составляла всего $280 млн., то теперь с такой жалкой суммой в «золотую сотню», — сборную команду лучших людей страны, — нечего и соваться. Необходимо дотянуть хотя бы до $450 млн. Радует, что, несмотря на эти сложности, многие, даже очень многие, не только дотянули, но и с лихвой побили установленный денежный ценз. Так что теперь у нас на 14 миллиардеров больше, чем в прошлом году, и тенденция роста, как заявляют эксперты, будет продолжаться.

Поистине сложно что-либо возразить главе компании Северсталь Алексею Мордашову, заявившему недавно, что Россия сегодня, мол, «совсем не та страна, которой была 7—8 лет назад», и все благодаря «финансово-экономической политике правительства и государства». У 7-го номера «золотой сотни» есть все основания для таких заявлений. А свидетельством тому — $8,5 млрд. Черная металлургия — это, конечно, не нефть, но и на ней, как выясняется, состояние нажить можно немаленькое. К тому же сам Мордашов гордится, что не только ресурсы за рубеж гонит, в чем привычно упрекают наших олигархов, но и в производство инвестирует. Вот и контролируемый Северсталью завод УАЗ скоро будет производить корейские внедорожники, японские грузовики и итальянские легковушки. О судьбе отечественных «уазиков», правда, ничего не слышно. Но зачем вообще нужны российские автомобили, если в стране пока не перевелись полезные ископаемые? А о временах, когда все же переведутся, людям, которые не только себя, но и своих праправнуков на всю жизнь обеспечили, думать, естественно, не пристало.

Но почему же мы начали с 7-го, а не с первых номеров списка, что было бы, конечно же, по справедливости? Просто о лучших из лучших наших миллиардерах сказано, кажется, все, что только возможно. Самый непревзойденный из них, как известно, является Роман Абрамович, скопивший $18,3 млрд. Теперь ему, отцу пятерых малолетних детей, точно не придется беспокоиться об их будущем. Главные статьи доходов, естественно, нефть и алюминий. И, поистине, несправедливы упреки в его адрес, что если бы государство не выкупило у него Сибнефть, еще увеличив его и без того немалое состояние, то, глядишь, средств хватило бы не только на отпрысков олигарха, а что-нибудь перепало и другим подрастающим россиянам. Ну хотя бы детское пособие можно было повысить до тысячи, пусть и не долларов, а рублей. Но это ведь претензия не к Абрамовичу: государство у нас само решает, что продавать, что покупать и на что деньги государственные тратить, не обращаясь за советами ни к олигархам, ни тем более к рядовым россиянам.

А губернатор Абрамович, между прочим, лично и своими усилиями повысил поголовье чукотских оленей на 63%, за что жители Чукотки его просто боготворят. Хотя и столь ответственная благотворительная деятельность не у всех, к сожалению, находит понимание. Некоторые злопыхатели утверждают, что и 1% его состояния с лихвой хватило бы, дабы олени эти заселили все бескрайние пространства нашей родины. Но опять-таки, для чего столько оленей, если нефть льется рекой, а цена ее на мировых биржах уже зашкаливает за $70 за баррель? Гораздо логичнее и рациональнее на образовавшиеся излишки приобрести футбольный клуб из ставшей второй родиной Великобритании, не говоря уж о прочих мелочах, вроде вилл или яхт.

Второй номер списка — Вагит Алекперов — умножает свои миллиарды (которых у него 12,3) не ради яхт. Цель у него гораздо более благородная. «Я надеюсь, что в будущем смогу передать моему сыну крупнейший пакет акций ЛУКОЙЛа, который будет стоить гораздо больше, чем сегодня». Наверняка Алекперову это удастся, поскольку за прошедший год он поднялся в рейтинге с 10-го на 2-е место, а капитализация ЛУКОЙЛа выросла на 150%. А если пакет акций впоследствии перейдет к сыну, это явно гарантирует нефтяную отрасль страны от «молодых выскочек, захвативших ее в 90-е». Этих выскочек Вагит Алекперов, солидный человек и потомственный нефтяник, окончивший в свое время Азербайджанский институт нефти и химии, особенно не любит. И в этом он, безусловно, прав: зачем делиться с теми, кто не успел вовремя «выскочить» или не имеет достойных родителей? Такие пусть сидят себе на бюджетных должностях и не лезут в супердоходную нефтянку.

Кстати, как-то так получается, что пенсии или, например, зарплаты учителей в среднем растут на 8—10% в год, да еще каждую такую индексацию, дающую прибавку в 200—300 рублей, обществу преподносят как величайшее благодеяние. А доходы наших «золотых» тем временем год от года удваиваются, давая соответственно и прибавки миллиардные. Так, один из самых молодых миллиардеров, 34-летний Андрей Мельниченко (финансы, уголь, удобрения) два года назад был на 30-м месте с $1,2 млрд., а ныне уже 21-й с $3,8 млрд. Единственная россиянка-миллиардер, жена московского мэра Елена Батурина поднялась с 35-го на 29-е места, удвоив свой капитал. Если в 2004-м у нее было только $1,1 млрд. (можно сказать, самый низкий порог миллиардерской бедности, еще чуть-чуть — и за порогом эксперты Forbes оставят), то сейчас все благополучно, с запасом — $2,4 млрд.

Поднакопил за это время деньжат на российской нефти Михаил Фридман, который теперь не 6-й, а 4-й и обладает $10,4 млрд. Разбогател на угле и цветных металлах Искандер Махмудов. Он тоже поднялся за два года в рейтинге на 2 пункта и стал 13-м. Однако вряд ли это число может назвать несчастливым человек, капитал которого $6,4 млрд. К слову, Махмудов, как и прочие российские миллиардеры, очень любит Великобританию. А жители одного из городков в Южном Йоркшире его считают своим спасителем и благодетелем. Он выкупил там давно законсервированную и неработающую шахту и собирается ее реанимировать. Вот местные англичане и радуются: появятся новые рабочие места, а значит, люди — и прежде всего, молодежь — без дела болтаться не будут. Конечно, назвать это чистой благотворительностью нельзя: Махмудов собирается получить с шахты доход, и не маленький. Ну а не получит, тоже не беда. Цена-то английской шахты для него всего ничего — $60 млн.!

Так в чем причины столь неравномерного роста доходов у простых граждан и членов «золотой сотни»? Об одной из них говорит Рустам Тарико, 31-й в списке, обладатель $2 млрд., председатель совета директоров банка «Русский стандарт»: «Делать, что хочу, — это принципиально. Если я не хочу идти на работу, я не пойду. Никто и ничто меня не заставит». А еще объясняет, что нужно быть «воодушевленным тем, что ты делаешь». Что же особенно воодушевляет самого миллиардера? Ну, скажем, такие архиважные вещи: «Я, например, могу рисовать этикетку для бутылки водки два года. Не нравится мне этикетка, я сижу себе и дальше рисую». Может ли себя представить на месте Тарико простой врач, учитель или, скажем, шахтер? Нет, конечно! Что бы у них ни случилось, а на работу все равно каждое утро идти надо, пусть даже мысли о собственной зарплате не позволяют сильно воодушевиться. В противном случае дети останутся неучами, больным никто не поможет, а без уголька не будет ни тепла, ни света. Но разве можно сравнить степень важности и творческий вклад какого-то там врача и миллиардера, изобретающего водочную этикетку? Этикетка — это тебе не какие-то больные голодранцы. Ну а потому и доходы соответственные.

Рустам Тарико, кстати, в «золотой сотне» новичок. А всего таких новичков 20. Естественно, пришли они не на пустое место, вытеснив тех, кто оказался в неудачниках. Это прежде всего Михаил Ходорковский, два года назад возглавлявший рейтинг российских богачей, и другие его соратники по ЮКОСу. У Леонида Невзлина, еще недавно входившего в десятку богатейших бизнесменов, журналисты Forbes даже взяли интервью: мол, как чувствует себя человек после такого краха? Но, по словам Невзлина, никакого такого краха в его жизни и не было, да и не жалеет он особенно ни о чем. А о чем ему жалеть, если в отличие от того же Ходорковского находится не на нарах под Читой, а в израильской резиденции.

Ну а что касается его средств к существованию, то об этом, судя по всему, сердобольным читателям тоже беспокоиться не нужно. По крайней мере сам Невзлин не беспокоится. К тому же эксперты Forbes подчеркивают, что, формируя рейтинг, оценивают «не состояние банковских счетов предпринимателей, а стоимость их бизнеса». И если ЮКОСа и «Менатепа» больше нет, это, однако, не означает, что и со счетами у Невзлина все плохо. Впрочем, как и у Ходорковского, хотя в колонии, безусловно, от банковских счетов мало проку.

Но есть и другие вылетевшие, о судьбе которых тоже переживать не стоит. В прошлом году сотню замыкал Николай Борцов, выбившийся в люди на розливе соков «Тонус», «Я» и «Фруктовый сад». А на этот раз в список он не попал. Нет, с соками дела по-прежнему обстоят хорошо. Просто вошел в силу наследник, сын Юрий Борцов. И теперь соки они разливают порознь. А коли поделить бизнес стоимостью $750 млн. на два, то до проходного ценза немножечко не хватает. Но все у них будет хорошо, и очень вероятно, что год спустя они оба окажутся в «золотой сотне». Ведь Борцов-отец — член фракции «Единая Россия» в Государственной думе, а Борцов-сын возглавляет фракцию «единороссов» в липецком парламенте.

О партийной принадлежности самых дорогих граждан России в журнале, к сожалению, ничего не говорится. Однако, помимо Борцова, в Госдуме есть еще по крайней мере два очень небедных представителя «партии власти». Это Александр Лебедев (23-е место: $3,7 млрд., финансы, инвестиции) и Андрей Скоч (56-е место: $820 млн., черная металлургия). Необходимо также отметить, что Forbes учитывает лишь тех, кто заработал деньги «частным порядком», не будучи госслужащим.

К сожалению, тех, кто в нашей стране заработал миллионы на госслужбе, кажется, пока никто не учитывает. Надо сказать, что это сильно снижает ценность материалов, собранных журналом Forbes. Ведь в противном случае «золотая сотня» могла бы выглядеть несколько иначе. Разве нет в нашей стране известных чиновников, министров, губернаторов, президентов, которые создавали свои немалые капиталы именно благодаря занимаемым государственным постам? Даже обидно за тех из них, кто вполне мог бы составить конкуренцию если не Абрамовичу и Алекперову, то уж Вексельбергу и Потанину наверняка.

Но и по имеющимся скупым сведениям вполне можно сделать вывод, что представляет из себя думская «партия власти», а значит, и сама власть. И чьи соответственно она защищает интересы. Тех, у кого мозоли на руках, как, например, у Михаила Прохорова ($ 7,6 млрд., 10-е место), генерального директора «Норильского никеля». Он сам так и говорит: «Представьте масштаб: у тебя работают 100 тысяч человек и еще 400 тысяч непосредственно зависят... Когда со стороны смотришь — это одно, а когда это у тебя в мозолях просто — это совсем другое». Интересно только, откуда у миллиардеров мозоли? Может быть, от кикбоксинга и стоячего скутера, которыми они занимаются на досуге?

Екатерина ПОЛЬГУЕВА.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList