Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

12.04.2004 16:20 | Совраска | Администратор

СТРАСТИ ПО «СТРАСТЯМ»

Фильм американского режиссера Мэла Гибсона «Страсти Христовы», повествующий о последних часах земной жизни Иисуса Христа, вышел в широкий российский прокат. В столице лента будет одновременно демонстрироваться в 34 кинозалах. Среди них — такие крупнейшие кинотеатры, как «Пушкинский», «35 мм», «Родина», «Космос», «Победа». После зрителей Москвы и Санкт-Петербурга ленту смогут увидеть уже в конце апреля жители 40 регионов России. Фильм идет на арамейском и латинском языках с русскими субтитрами. Лента «Страсти Христовы», премьера которой состоялась в США в конце февраля, демонстрируется уже в 20 странах как христианской, так и исламской традиции.

ФИЛЬМ Мэла Гибсона «Страсти Христовы» породил немало споров и комментариев еще до выхода на экран. Стремление преуспевающего актера и постановщика воссоздать евангельский сюжет о распятии Христа, к которому уже обращались многие режиссеры — от Пазолини до Скорсезе (богобоческий фильм которого вызвал особо резкое неприятие у верующих), многих удивило.

Спонсоров, желающих финансировать проект, не нашлось, и Гибсон осуществил постановку на свои средства— более 25 млн. $. (Возникли даже разговоры, что таким образом он решил отблагодарить Бога за избавление от алкогольной зависимости.) Необычным был и подбор актеров, среди которых практически не было звезд (лишь Моника Белуччи, исполнившая роль Марии Магдалины известна зрителям). Роль Христа исполнил никому не ведомый Джеймс Кэвизел. Многим казалось странным приглашение на роль Сатаны Р. Челентано, дочери популярного итальянского актера.

Во время работы над фильмом (он снимался в Индии), также произошло немало таинственных событий. В крест, на котором Джеймс Кэвизел изображал распятие, ударила молния, но актер не пострадал и даже узрел в этом добрый знак. Ему, кстати, пришлось проносить на себе огромный 70-килограммовый крест, таково было условие режиссера.

Но самым необычным стало решение Гибсона озвучить фильм не на английском, а воссоздать ту языковую среду, которая была в то время. Христос обращается к ученикам на арамейском языке, первосвященники говорят на иврите, а Пилат и легионеры общаются на латыни, что лишь усиливает эффект от происходящего на экране. Следует напомнить, что язык Христа— арамейский, по происхождению он галилеянин (был такой народ на Ближнем Востоке в те времена).

Многие ошибочно причисляют Христа к евреям, хотя ортодоксальные иудеи всегда категорически отмежевывались от подобного мнения. В книге британского публициста Дугласа Рида «Спор о Сионе» теме происхождения Христа уделена целая глава. Галилея, где Христос провел большую часть жизни, по утверждению Рида, была «совершенно отделена от Иудеи, имела собственного римского тетрарха. Для Иудеи она была «заграницей». Смешанные браки между жителями этих двух стран были запрещены, и еще до рождения Христа Симон Тарсис, один из маккавейских князей, насильно переселил всех проживавших в Галилее иудеев обратно в Иудею.

Другими словами, и по расе, и политически, галилеяне и иудеи были различными народами. Более того, «учение Христа было прямым вызовом Закону в его фарисейской интерпретации... Его Нагорная проповедь...опровергала то, чему учили сотни страниц Ветхого Завета. Она противопоставила любовь ненависти, прощение отмщению, милосердие — злобе, доброе соседство — отчужденности, правосудие — дискриминации,.. жизнь — смерти... Молодой галилеянин никогда не учил раболепству, но лишь внутреннему смирению, и лишь в одном неизменно и постоянно звучал его гнев— в нападках на фарисеев». И потому в фильме Гибсона проповеди Христа звучат на арамейском (этот язык ныне почти полностью забыт). Но во время допросов в Синедрионе Христос обращается к книжникам на иврите, и речь его исполнена мудрости и достоинства, что повергает судей в ярость.

Вообще сцена судилища над Христом в полутемном храме вызывает особые чувства. Облаченные в дорогие одежды первосвященники преисполнены ненависти к бедно одетому Христу, его учению, которое повергло в прах человеконенавистническую мораль, проповедуемую ими. Именно сцены судилища над Христом вызвали мощный протест со стороны еврейских организаций США — Антидиффамационной лиги и центра Симона Везенталя, которые даже требовали запретить показ фильма, способного, по их мнению, «вызвать антисемитские настроения в обществе». Уступая давлению, Гибсон вынужден был пойти на переделку уже готового фильма, убрав из него откровения первосвященника Каиафы и лжесвидетельства против Христа. Но и в измененном виде фильм впечатляет и не «антисемитские» настроения будит, но протест против показанной в нем несправедливости. Кстати, в фильме даны и другие образы, такие, как Симон Киринеянин, помогавший Христу нести крест, или молодая иудейка, протянувшая плат, дабы утереть лицо его от пота и крови, и лик Христа запечатлелся на ткани. Жаль, что протестовавшие не узрели этих персонажей, исполненных любви и смирения, как и того, что роль Девы Марии исполнила румынская еврейка Майя Моргенштерн.

Помимо еврейских организаций, против фильма, еще на стадии создания, выступила Американская лига католических епископов. Потом, правда, католические священники, с санкции Папы, изменили это мнение и даже рекомендовали фильм для просмотра пастве...

Русская православная церковь пока что комментирует фильм Гибсона сдержанно, но в целом благожелательно. Хотя некоторые спецэффекты в фильме, особенно в сценах истязаний, оцениваются иерархами, как излишне жестокие. Но это издержки голливудского кинопроизводства. В фильме действительно немало сцен, изобилующих кровью. Но не стоит забывать, что это было страшное время, и мир был, как, впрочем, и ныне, несправедлив и жесток. Поэтому так проникновенно звучат и сейчас заветы Христа. (По этим нравственным заповедям, несмотря на официальный атеизм, долгие годы жило и наше советское общество. И, может, именно за это нас наказывают сейчас с такой изощренной жестокостью.) В фильме показано, как римские легионеры, упоенные безнаказанностью и могуществом (впрямь, как нынешние американскаие вояки), вымещают на связанном исхудалом узнике свои садистские наклонности и заодно презрение к чуждому им народу, просто звереют от вида его крови и стоического терпения, с которыми он сносит истязания. (В какой-то момент поймала себя на мысли, что вот так и Россия, связанная, истерзанная, подвергается ныне жестоким издевательствам и глумлению. А сытые, наглые лица римских легионеров напоминают реформаторов, обрекших страну на бесчисленные страдания и унижения).

Звучит в фильме и тема народа, его ответственности за свою судьбу. Когда Христа ведут на казнь, беснующаяся толпа осыпает его бранью и камнями. Хотя лишь неделю назад те же самые люди клали пальмовые ветви под ноги мулу, на котором Христос въезжал в Иерусалим (в память о том событии мы отмечаем Вербное воскресенье). Но как переменчива толпа! И за это следует расплата. Стоя у креста, Христос обращается к обманутым: «Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо мне, но плачьте о себе и о детях ваших. Ибо приходят дни, в которые скажут: «блаженны неплодные, и утробы неродившие...». (Лк, гл. 23, пп. 28, 29.) Это суровое пророчество не вошло в фильм, как и некоторые другие эпизоды последнего пути Христа, описанного в четырех Евангелиях— от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, положенных в основу сценария. Видимо, рамки экранного времени, фильм длится 2 часа, не позволили это сделать. Готовясь к съемкам, Гибсон прочел немало исследований историков и богословов, и фильм поражает достоверным изображением той эпохи.

Христос — центральный песонаж, но рядом с ним его ученики (им адресует он такие слова: «Нет большей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих!»), Иоанн Креститель, Мария Магдалина, Дева Мария... Волнующи воспоминания матери о детстве Иисуса, когда он делал первые шаги. И вот она видит, как сын идет в последний путь и молит: «Забери меня с собой!», ибо нет для матери муки горше, чем видеть страдания своего ребенка. Но он благословляет ее на жизнь ради торжества учения, которое оставляет людям.

Смысл подвига Христа, принявшего мученическую смерть, шире его канонической трактовки. Он — как пример служения избранным идеалам, и тот, кто отрекается от них корыстолюбия ради (Иуда) или из страха за собственную жизнь (Петр), неизбежно подвергается мукам раскаяния, которые не легче мук физических, принятых Христом, но выстоявшего. «Плоть слаба, но Дух силен!». И не в смирении и покорности, а в жертвенной готовности служить избранным принципам — смысл христианства...» Не думайте, что Я пришел принести мир на Землю: не мир пришел Я принести, но меч!» (Мтф, гл.10, п.34).

Фильм «Страсти Христовы» заставляет вспомнить и другие заповеди Христа, одна из которых: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объеданием и пьянством и заботами житейскими..» (Ев Лк. гл 21, п. 34), — как напоминание, что нельзя жить лишь мелкими заботами и страстями, ибо не «хлебом единым жив человек». Нельзя так же жить чужим умом и чужой волей: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой» ( Мрк, гл. 8, п.15), иначе быть беде. «Невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят!» (Лк., гл. 17, п.1). Но как посрамлены были гонители и мучители Христа, будут повержены и нынешние «правители мира». «Станут первые последними, а последние — первыми».

Фильм Гибсона « Страсти Христовы» как манифест победы человеческого духа над силами зла. Как и две тысячи лет назад, в мире идет борьба за торжество идеалов Добра и Справедливости. И Россия — форпост этой незримой борьбы. Наша задача— приблизить радостный миг возрождения отечества нашего, и в день Светлого Христова воскресенья, к словам «Христос воскрес!» мысленно прибавим: «Воскресни, Россия!»

Елена БАДЯКИНА.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList