Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

19.05.2005 21:59 | Совраска | Администратор

ЗАКОН ПРОВАЛИЛИ МОЛЧАНИЕМ

Они должны быть доступны всем школьникам без исключения. Но в РФ намеренно учебные книги превращают в дорогостоящий товар, который не по карману многим учащимся и педагогам. Издание учебников подмяли под себя дельцы, а распространение — спекулянты, не отягощенные ответственностью за образовательный уровень подрастающего поколения. Государственный контроль упразднен. Результаты — плачевны.

«Каждый пятый ребенок школьного возраста в РФ не обеспечен учебниками. А в некоторых регионах обеспеченность учебной литературой составляет 50%, т.е. каждый второй ребенок не имеет учебников. Более половины учебников, которыми сейчас пользуются школьники, давно отслужили свой срок. Четверть из них морально устарела», — заявил на недавнем заседании Госдумы депутат от КПРФ, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Олег Смолин, в очередной раз пытаясь убедить «Единую Россию» в необходимости принятия закона «Об издании учебной литературы и обеспечении ее доступности».

Главная его цель — возврат учебников и учебной литературы в категорию общедоступной. Для этого в нем предлагается ввести норму о закупке и доставке учебной литературы для 70% обучающихся (согласно количеству малоимущих семей) в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также для педагогических работников за счет федерального бюджета. Затраты, как подсчитал О.Смолин и его единомышленники, участвовавшие в разработке законопроекта (Иван Мельников, Тамара Плетнева, Андрей Скоч, Владимир Грачев, Владимир Гребенюк), составят всего полтора миллиарда рублей, что вполне посильно стране, имеющей профицитный бюджет (в 2004 году получен профицит в 685 млрд. руб.) и Стабилизационный фонд в 858 млрд. руб. Кроме того, проект закона содержит положения, направленные на упорядочение системы подготовки (на конкурсной основе) и стандартизации издания учебников в противовес сложившемуся в стране опасному разнобою.

В советское время, напомнил О.Смолин, бесплатные учебники имел каждый школьник. А нынче педагогам уже учить детей не по чему. Прежде в каждой школе была своя библиотека, регулярно пополнявшаяся не только учебниками, но и новинками периодики, художественной, научной литературы. Теперь во многих школах вообще утрачен смысл существования таких библиотек: фонды не обновляются, учебники не поступают, о периодике и думать забыли. А детей учить надо. Выход стали искать в карманах родителей, которых вынуждают скидываться на приобретение учебников для своих чад.

«Даже в самой капиталистической стране США никому не приходит в голову насильно собирать деньги с родителей», — заметил в своем выступлении О.Смолин. Там 90% детей учится в бесплатных государственных или муниципальных школах с бесплатными учебниками, при том, что месячная зарплата самого низкооплачиваемого американца составляет 1 тыс. долларов, а в РФ — около 25 долларов, в сорок раз меньше.

Второе пришествие капитализма в Россию ударило по отечественному образованию со всех либерально-рыночных орудий. Пришествие «медведей» в Думу загнало в тупик российское учебное книгоиздание, которое О.Смолин сравнил с уравнением, где одна половина величин не известна, а вторая — отрицательная. Решить его позволило бы принятие предложенного им закона, но принят был закон №122. Им финансирование издания учебников сброшено с федерального бюджета на бюджеты регионов и местного самоуправления, что, по определению О.Смолина, противоестественно в условиях, когда «федеральный бюджет является самым богатым». Отказавшись от оплаты издания учебников, правительство РФ автоматически лишается и права контроля за их содержанием, потому как, «музыку заказывает тот, кто платит», указал О.Смолин. А «Российская Федерация пытается задавать стандарты, заказывать содержание, но платить за это не хочет».

А что же регионы? Они в РФ разные. В них, по словам О.Смолина, складывается колоссальное неравенство по уровню обеспеченности учебной литературой. Депутат проанализировал ситуацию по 78 регионам и выяснил: «Если в Московской области на выпуск учебной литературы выделено 30 млн. руб. за первый квартал текущего года, то в Белгородской, Брянской областях — ноль, во Владимирской — 5 млн. руб., в Калужской — 2 млн., в Воронежской — нет бюджета... и т.д.».

Усугубляется положение и налоговым прессингом на издателей учебной литературы со стороны правительства и его думского «медвежатника». Ими отменена налоговая льгота на прибыль, введен 10% налог на добавленную стоимость и уже звучат предложения об отмене остальных льгот для издателей учебников. Это ведет к их удорожанию и превращению в недоступную «роскошь» для большинства школьников и учителей. Не желая работать себе в убыток, издатели утрачивают интерес к учебной литературе, тиражи которой неуклонно падают. С 91-го по 99-ый годы они упали в 2 раза, в 2000-ые годы они продолжают падать еще более стремительными темпами.

И это не предел в «провалах». В стране до сих пор не урегулированы правила выпуска учебной литературы, не установлен государственный образовательный стандарт. Никто не может четко объяснить, какими должны быть учебники в российских школах. Сейчас в отборе учебников, по словам О.Смолина, царит субъективизм. Особенно это касается учебников по гуманитарным дисциплинам. В регионах, например, вызывают тревогу учебники Кредера по нашей новейшей истории, критикуется учебник Далуцкого. Некоторые учебники написаны крайне тяжелым языком. А «чрезмерно усложненная форма изложения материала затрудняет его усвоение и превращает ученика в отстающего», заметил О.Смолин.

Но самое непоправимое последствие, которым чревато, по мнению О.Смолина, отсутствие стандартов, — это разрушение в РФ единого образовательного пространства. В школах с хорошей материальной базой дети будут получать добротные знания, слабые — учащиеся в бедных провинциальных школах. Выпускникам разных школ заведомо уготовано неравенство в части стартовых возможностей, которые, по задумке квазирыночников, будут зависеть не только от материального уровня семей, но и от территориального признака.

Закон О.Смолина противостоит этой опасной тенденции. В нем все разложено по полочкам, все логично, доказательно, все согласовано и одобрено педагогической и издательской общественностью в регионах. В его поддержку высказывались не только депутаты-коммунисты, но и другие депутаты, подчеркивая, что без учебников невозможно дать качественное образование, а плохо образованная страна не будет конкурентоспособной, не сможет обеспечить свою независимость и безопасность. Но если закон уже пять лет пылится в думских коридорах, значит, кому-то не хочется, чтобы Россия была конкурентоспособной и обеспечивала свою национальную безопасность?

Против принятия закона выступила президентская партия «Единая Россия». Ее мнение выразил Председатель комитета по образованию и науке «единоросс» Николай Булаев (избран в одномандатном округе № 149 Рязанской области). Он оценил закон, предложенный О.Смолиным, как «не отвечающий духу времени». А дух, как он пояснил, отныне определяют 95-ый, 131-ый и 122-ой законы, новые Бюджетный и Налоговый кодексы, и написать не противоречащий им закон об общедоступности учебников практически невозможно. Было видно, как Н.Булаев, под гнетом «медвежьей» дисциплины, усиленно искал аргументы против концепции смолинского закона. Но так и не нашел. Подстраховать его кинулся было единопартиец Сергей Неверов (избран в Новокузнецком одномандатном округе № 091 Кемеровской области), но тоже «сбился», сказав, что «в ряде регионов по одному и тому же предмету люди учатся по разным учебникам и получают противоречивые знания». Положение спас «единоросс» Ильдар Габдрахманов, сказав, что закон принимать нельзя, потому как правительство против. Вот и все аргументы.

Хотелось бы узнать, что думает по этому поводу президент В.Путин, который не раз с телеэкрана раздавал сладкоречивые обещания и наказы правительственным чиновникам о том, что образование в РФ должно быть бесплатным и общедоступным. Помнятся его «потемкинские» выезды в российскую глубинку, сопровождаемые громкими распоряжениями о необходимости срочной компьютеризации сельских школ. А в жизни не то что компьютеров, обычных учебников не стало хватать. Многие сельские школы вообще под воздействием закона № 122 вот-вот прикажут «долго жить».

Примечательно, что пять лет В.Путин у власти и пять лет Госдума, контролируемая путинской партией, блокирует принятие закона О.Смолина об издании общедоступной учебной литературы. Это совпадение невольно приходит на ум, когда возникают вопросы: кто угнетает Россию, сеет в ней неравенство, равнодушен к ее будущему и огульно, под прикрытием псевдодемократических законов, вытесняет государственное участие из всех сфер российской жизни. А если государство не участвует в процессах, которые важны для сохранения самого государства, то вместо него появляется виртуальная «страна. ru», которой не нужны общедоступные учебники и образованные граждане.

Голосование по смолинскому законопроекту было предсказуемым: всего 93 депутата, вместо необходимых 226 (в полном составе фракция КПРФ, часть «родинцев» и независимых), высказались за его принятие в первом чтении. «Единая Россия» индифферентно промолчала, сделав вид, что проблема учебников ее не касается. В очередной раз не удалось пробить твердолобость «медведей», подчиняющихся исключительно правительственным и кремлевским чиновникам.

Ради «красного словца»?_________________________

Вылетает часто, да без толку. Как давно уже замечено гражданами, и на что постоянно обращают внимание коммунисты, слова российского главы резко расходятся с делом. К примеру, на днях В.Путин пригрозил своему правительству, что-де «удвоение ВВП никто не отменял». Но его питерский «караван» в составе Кудрин—Греф во главе с погонщиком Фрадковым, как шел в обратном направлении, так и идет. На это указывают факты, приведенные депутатами на вчерашнем заседании Госдумы.

Все экономические показатели 2005 года резко ухудшаются. Экономический рост за январь—апрель составил всего 4,9 процента (в прошлом году равнялся 7 с небольшим процентам). При таком «подъеме» ВВП России его не удвоить и до конца XXI века. Фондовый рынок страны снижается. По данным грефовского Минэкономразвития и торговли, за перые три месяца 2005 года из России утекло 19 млрд. долл, а частное инвестирование ежемесячно сокращается на 1 процент. Инфляция уже в 3 раза перекрывает прогнозы и достигла 6,5 процента.

Цены растут не только на продукты. Как стало известно депутатам, с 1 мая в 1,5 раза увеличилась отпускная цена на цемент, который в летний период пользуется повышенным спрососм. Это непременно повлечет спад производства строительной отрасли.

Экономика явно ждет поддержки, государственных инвестиций, а главный бухгалтер президента А.Кудрин спешит раздать кредиторам Стабилизационный фонд. Ждут и рядовые граждане поддержки, которую им не раз сулил с телеэкранов президент В.Путин.

Но... «РФ перечисляет Парижскому клубу 15 млрд. долларов досрочно в то время, когда этих денег хватило бы для реализации обещания президента повысить в 1,5 раза зарплату российской интеллигенции. Почему российские нефтедоходы уходят в карманы западных финансистов, а карманы россиян опустошаются?» — возмутился депутат фракции КПРФ Олег Смолин. — Или слова президента предназначаются лишь телезрителям?

Тем более что существенные расхождения между словами и делами президента наблюдаются не только во внутренней политике, но и во внешней. До депутатов доходит информация о даче согласии руководства РФ на инспекцию ядерных объектов со стороны американцев. Не пора ли президенту честно проинформировать общество, что происходит вокруг нашего ядерного комплекса? Вместо этого, как заметил коммунист Анатолий Локоть, Россия подвергается со стороны Грузии, Прибалтики, питающихся российскими энергоносителями, беспрецедентному нажиму. В ущерб интересам РФ цивилизованный Запад в открытую финансирует контрреволюционные перевороты в бывших советских республиках, приводя к власти подконтрольные ему режимы. «Не успел Буш выступить в Тбилиси о том, что Средняя Азия имеет право на демократию, как через неделю в Андижане произошли известные события», — отметил А.Локоть. В опасности Белоруссия, самый верный и надежный союзник России, а В.Путин, который при случае любит поговорить о строительстве Союзного государства, делает вид, что ничего особенного не происходит.

Укрепление Союза Беларуси—России — самый сильный козырь РФ в отстаивании своих геополитических, экономических, оборонных интересов, подчеркивают коммунисты. Они призывают руководство России в год 60-летия Великой Победы советского народа в годы Великой Отечественной войны подкрепить словесный пафос конкретным, единственно верным решением: завершить создание Союзного государства. Препятствий для этого нет. Вопрос упирается лишь в способность президента В.Путина не только говорить и обещать, но еще и действовать, как должно главе, который, согласно конституции, отвечает за внешнюю и внутреннюю политику государства.

Парламентская хроника

Галины ПЛАТОВОЙ


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList