Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Все подробности стоимость разработки чертежей рабочей документации у нас.

Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

27.02.2013 22:54 | Статьи | Авангард Иванов

CТРАСТИ ПО "АВРОРЕ"


У кораблей, как и у людей, судьбы особые, разные, одна на другую непохожие. Вероятно, это сходство дает основание нарекать корабли собственными именами. Одни корабли тянут долгую и спокойную жизнь, стареют, ветшают и уходят на списание с последующей утилизацией. Другие, участвуя в бурных событиях истории, проживают героически яркую, но трагически краткую жизнь. Но есть и такие корабли, которым судьба отмерила долгий, почти бесконечный век, а легендарная слава не дает покойной старости, снова и снова вовлекает их в круговорот человеческих страстей.
Судьба прославленного на весь мир крейсера «Аврора», участника войн и революций, похожа на остросюжетный сериал длиною в столетие с непредсказуемым содержанием и неоконченным сценарием. Пройдя прямым курсом весь XX век, 1 декабря 2010 года приказом бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова флагман российского флота был вычеркнут из списка действующего флота России. 1 августа 2012 года крейсер стал филиалом Центрального военно-морского музея в С.-Петербурге, а 16 октября «музей на воде» покинул последний военный матрос, на корабле остались только гражданские специалисты.
Осень 2012 года отметилась в судьбе «Авроры» перепиской депутатов С.-Петербургского законодательного собрания и ветеранов флота с городской администрацией и федеральными властями на предмет восстановления крейсера в заслуженных правах. Однако тогда это «бумажное» заступничество общественности ни к чему не привело. Ситуация изменилась лишь с момента скандальной отставки А. Сердюкова 6 ноября 2012 года. Новый министр обороны Сергей Шойгу посетил С.-Петербург вскоре после своего назначения на пост и заявил о возможности возвращения крейсера «Аврора» в состав ВМФ РФ. В ходе личной встречи С. Шойгу и губернатора Северной столицы Г. Полтавченко было принято решение о создании межведомственной группы, которая должна изучить техническое состояние старейшего боевого корабля России и выработать предложения по его ремонту и дальнейшему содержанию.
Новым витком этой истории стало объявленное 7 февраля решение минобороны о переводе «Авроры» с места вечной стоянки в доки петербургского предприятия «Северные верфи» для ремонта. Планы отремонтировать крейсер с последующей возможностью его практической эксплуатации содержатся в докладе на имя главы военного ведомства, подготовленном заместителем министра обороны по вооружению Ю. Борисовым и завизированном Главкомом ВМФ России В. Чирковым. «Для реализации данного варианта необходимо установить навигационное оборудование, средства связи и радиотехническое вооружение, дизель-электрическую энергетическую установку», – говорится в докладе.
На ремонт «Авроры» определена и начальная сумма – 400 миллионов рублей. Ожидается, что при должной скорости оформления контрактов работы начнутся в сентябре текущего года, с тем чтобы на зиму встать в док и вернуться в обновленном виде на прежнее место к лету 2014 года.
Вместе с тем, несмотря на обозначенную многомиллионную сумму проекта, никаких четких планов в отношении «Авроры» у минобороны в настоящее время не существует. Официально крейсер еще не переведен в ведение ВМФ, даже не создана комиссия по его ремонту. Пока решено только обследовать «Аврору», чтобы составить план ремонта. Этим занимаются сотрудники «Северного проектно-конструкторского бюро» и завода «Северная верфь». Они же решают, как отбуксировать корабль с учетом течения и фарватера, как отсоединить «Аврору» от стоянки и коммуникаций.
Однако, по мнению корабелов, уже сейчас ясно, что для восстановления исторических ходовых характеристик «Авроры» необходимо отремонтировать дизель-генераторы корабля, заменить забортную арматуру, электрокабели, насосы, системы пожаротушения, другие узлы и агрегаты. Также придется воссоздавать боевую рубку, строить два паровых спасательных катера, которые уже уничтожены, возводить батарейную палубу, ставить восемь 152-мм орудий, две паровые машины – шпилевую и рулевую, а также устанавливать три торпедных аппарата калибра 381 мм. Реальность выполнения такого объема работ в сжатые сроки вызывает у многих сомнение.
«Совершенно очевидно, что создать новый паровой двигатель по чертежам начала XX века практически нереально: нет материалов, углей особых марок, наконец, специалистов как по созданию, так и по эксплуатации механизма-раритета, – отмечают специалисты верфи. – Это сложная и во многом уникальная ремонтно-реставрационная операция, а сроки реализации проекта, его стоимость, организационные вопросы пока еще не определены». При этом на «Северной верфи» утверждают, что ранее обнародованный бюджет ремонта в 400 миллионов рублей для столь масштабного проекта явно недостаточен.
Неожиданно возразили моряки, ратующие за возвращение крейсеру «Аврора» флагманского статуса. Морская общественность С.-Петербурга и ветераны флота предлагают свой проект ремонта крейсера: в День ВМФ (последнее воскресенье июля) поставить «Аврору» во главе парада кораблей. Развести мосты и красиво, на глазах петербуржцев, отбуксировать крейсер к месту ремонта. За год привести в порядок судно – заменить арматуру, старые части корпуса, водоотливные системы, систему охлаждения и т.п. В это же время отремонтировать стоянку у Петроградской набережной. А после всего так же торжественно вернуть корабль на место стоянки в День ВМФ. К тому же 1 августа мы помним как дату начала Первой мировой войны, а крейсер «Аврора» – единственный в России сохранившийся корабль – участник тех событий.
На этом петербургские моряки предлагают и закончить. А вместо выхода «Авроры» в море, считают ветераны флота, лучше расширить экспозицию музея и создать учебную базу для нахимовцев и кадетов; пусть они учатся вязать морские узлы, нести вахту, поднимать флаг. С этой идеей согласны и музейные сотрудники «Авроры». Свои соображения моряки отправили в министерство обороны и губернатору С.-Петербурга.
Однако руководство военного ведомства пока не дает никаких комментариев. А губернатор Северной столицы временно занял выжидательную позицию, ведь решать, ставить столетний крейсер на ход или нет, в конечном итоге будет Верховный главнокомандующий. Поэтому вопрос о затеваемой минобороны затратной реставрации «Авроры» с неясными практическими целями продолжает возбуждать споры и накалять страсти.
 
Денис МИРОНОВ-ТВЕРСКОЙ

blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList