23.10.2015 10:14 | Статьи | Авангард Иванов
УГРОЗА ДЕФОЛТА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Выступление от фракции КПРФ на пленарном заседании Государственной думы 21 октября 2015 г
Уважаемые депутаты!
Сегодня нам предстоит заслушать отчет правительства о реализации антикризисного плана в первом полугодии 2015 г. Конечно, рассмотрение было бы более содержательным, располагай мы показателями бюджета на 2016 г., который на этой неделе должен поступить в Государственную думу. Но и имеющейся информации достаточно, чтобы прийти к следующим выводам:
– при отсутствии cпроса за результаты работы и гарантированном «одобрямсе» со стороны парламентского большинства правительство потеряло способность и желание оперативно реагировать на вызовы времени;
– несмотря на «пожарную» ситуацию, сложившуюся в экономике и социальной сфере, президент страны не готов сегодня к серьезным изменениям. Его устраивают и ключевые кадры и действующий в «ручном режиме» механизм управления страной.
Анализ действий правительства в кризисный период и оценка экономического положения России весьма наглядно представлены в заключении Счетной палаты. Этот документ должен бы, на мой взгляд, подтолкнуть парламентское большинство критически взглянуть на текущую ситуацию и начать, наконец, спрашивать с исполнительной власти. Но для серьезного спроса есть и другие – чрезвычайные – обстоятельства. Особую опасность представляют одобренные правительством планы ущемления социальных прав граждан, в первую очередь прав пенсионеров.
Нарушать законодательство с целью сэкономить на наименее социально защищенных гражданах исполнительная власть начала еще весной этого года. Тогда положенную по закону индексацию ежемесячных денежных выплат инвалидам и чернобыльцам заменили пустыми обещаниями депутатов от «Единой России». Но то, что происходит сейчас, – это событие другого масштаба. Фактически речь идет о дефолте социальной сферы, а сложившаяся ситуация имеет ряд общих черт с августом 1998 г. Тогда государство отказалось от выполнения своих обязательств по внутреннему долгу, по погашению облигаций ГКО. Сегодня заявляют об отказе от долгов перед пенсионерами по предстоящей индексации их страховой пенсии по фактической инфляции за 2015 г.
Эти обязательства закреплены в законе, принятом менее двух лет назад. Подчеркну, что страховая пенсия – это не пособие, это обязательство государства, возникающее вследствие уплаты страховых взносов, которые в интересах будущего пенсионера выплачивает его работодатель. При этом надо понимать, что гарантия повышения страховой пенсии на уровень инфляции – это основное положение пенсионной реформы, которое создавало для будущих пенсионеров стимул к официальной трудовой деятельности с «белой» зарплатой. А для нынешних пенсионеров – давало хоть какую-то уверенность в завтрашнем дне.
Такие нововведения пенсионной реформы, как ежегодное определение парламентом стоимости пенсионного балла при отмене требования об обязательной индексации стоимости балла по фактической инфляции ровно ничего не гарантируют. Поэтому планы правительства подрывают доверие человека к перспективам его страховой пенсии. Разговоры о том, что возможно осенью пройдет вторая индексация, хотя сейчас на это в бюджете денег не заложено, – не что иное, как циничный разговор «в пользу бедных».
Подобного отношения к правам пенсионеров не позволяла себе ни одна развитая страна мира: нет примеров, когда при высокой, тем более двузначной инфляции, в развитых странах проводилась бы заморозка индексации пенсий и в реальном выражении резко снижался размер трудовой пенсии. Все понимают, что если снижение доходов подталкивает людей трудоспособного возраста к более активным поискам другой работы, то для пенсионеров это прямой путь к обнищанию.
К изменению пенсионного законодательства в развитых странах относятся крайне осторожно. Там правящий класс давно усвоил, что поспешные односторонние действия в этой сфере чреваты дестабилизацией общества. Например, в Великобритании сейчас обсуждается реформа пенсионной системы, которая в полном объеме будет касаться лишь граждан, выходящих на пенсию в 80-х годах нашего века. Кстати, в Великобритании трудовая пенсия индексируется ежегодно на максимум из трех величин: инфляция, рост средней зарплаты, и постоянная величина – 2,5%. И аналогичные правила действуют в большинстве развитых стран. Поэтому, повторюсь, попытка исполнительной власти самовольно управлять страховой пенсионной системой не лезет ни в какие ворота и в данном случае влечет социальный дефолт.
Уважаемые депутаты! Как известно, в России с 2002 г. в рамках государственной пенсионной системы внедрена накопительная составляющая. Она была внедрена на основе прогнозов, достойных барона Мюнхгаузена. У меня в руках экономическое обоснование «накопиловки», подготовленное министром экономического развития Грефом в 2001 г., обещающее среднюю доходность инвестирования пенсионных накоплений на 7 процентных пунктов превышающую инфляцию. А фактическая доходность от инвестирования накоплений в среднем за истекшие 13 лет, как все депутаты, надеюсь, уже знают, существенно отставала от инфляции и, следовательно, накопления обесценивались.
Вспомним еще попытку вдохнуть вторую жизнь в «накопиловку». Речь идет о дорогостоящей кампании по государственному софинансированию накопительной пенсии, начатой в 2008 г. по инициативе Путина. Эта кампания фактически провалилась (о чем КПРФ предупреждала в самом начале процесса): из 16 млн граждан, вовлеченных в этот процесс, лишь 1,15 млн внесли хоть рубль живых денег.
Отметим еще, что в большинстве развитых стран мира, в том числе в США, Великобритании, Германии, Франции, Канаде, обязательная накопительная пенсия отсутствует.
Казалось бы, ясно, что и в нашей стране с ее непредсказуемой инфляцией и финансовым рынком, оторванным от реального сектора экономики, накопительную пенсию надо выводить за рамки государственной пенсионной системы. Но в России «накопиловка» охраняется либералами как священная корова, в том числе с помощью оголтелой информационной кампании. И надо поучиться у либералов последовательности в отстаивании своих целей. Вот, например, интервью Кудрина, который в 2012 году, забывая о несостоятельном прогнозе Грефа, позволяет себе заявлять, что «ошибок при вводе накопительной части пенсии не было». А на днях во время форума «Россия зовет» иностранные друзья наших либералов намекнули Путину, что закрытие накопительной системы «похоже на признаки каких-то изменений в политике». И Путин поспешил уверить их в том, что либеральной догме не изменит.
Не исключаю, что за стремлением сломать действующую систему страховых пенсий стоит не только желание Минфина сэкономить, но и желание прозападного либерального лобби продолжить в России строительство финансовой пирамиды гигантских размеров, убрав реальную альтернативу «накопиловке». К сожалению, представители социального блока правительства, долгое время занимавшие правильную позицию в какой-то момент, что называется, «прогнулись» и сами стали доламывать разработанную и внедренную ими пенсионную реформу. Не было услышано и мнение оппозиции, в частности, заявление Президиума ЦК КПРФ от 25 июня этого года, в котором отказ от индексации пенсий по фактической инфляции назван преступным.
Сегодня предельно ясно проявилась сущность правящего режима. Действуя в интересах олигархов, он не рассматривает даже возможность принятия очевидных мер для выполнения ранее принятых социальных обязательств и балансирования бюджета пенсионного фонда. Среди возможных мер, которые в этом направлении предлагает рассмотреть КПРФ, отметим следующие:
1. Снятие ограничения по базе начисления взносов в ПФР. Сейчас предельная годовая заработная плата, с которой начисляется в ПФР 22%, составляет 711 тыс. руб., а с заработка, превышающего эту сумму, взимается всего 10%. Внедрение этой меры по оценкам ПФР позволит ему получить дополнительно порядка 400 млрд руб. в год.
2. Отмена временно действующего льготного тарифа отчислений 22% с облагаемой базы вместо утвержденного ранее тарифа 26%. По подсчетам пенсионного фонда эта мера принесла бы в 2016 г. порядка 650 млрд руб.
3. Направление на индексацию страховой пенсии «замороженных» средств пенсионных накоплений за 2015 г. в сумме около 350 млрд руб., с соответствующим увеличением пенсионных прав трудящихся (заморозка пенсионных накоплений по причинам, указанным выше, представляется совершенно обоснованной).
Реализация только первых двух из указанных выше мер, против чего, естественно, выступают предприниматели, позволит практически покрыть дефицит ПФР по выплатам страховых пенсий при полноценной индексации.
Кроме того, вне поля рассмотрения нашей власти находятся такие действия, как реальная борьба с серыми зарплатами и внедрение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, которые бы реально способствовали наполнению государственного бюджета и бюджета ПФР.
Уважаемые депутаты! Как и в 1998 г. наше правительство, распихав имеющиеся резервы по карманам банкиров, прекращает выполнять свои обязательства. Как и тогда, время требует новой команды у руля страны. Кое-что, конечно, изменилось. Позитивные сдвиги произошли во внешней политике, но зато парламент страны, кажется, потерял свой голос. На следующей неделе мы разъедемся в регионы и сможем посоветоваться с людьми по поводу сложившейся в стране ситуации. Надеюсь, что поддержка избирателей поможет Государственной думе принять назревшее решение в отношении правительства и предложенного им бюджета.
Депутат Госдумы, академик Б.С. КАШИН
blog comments powered by Disqus