26.03.2012 19:51 | Статьи | Авангард Иванов
ВЫБОРЫ В ЮЖНОЙ ОСЕТИИ
В Южной Осетии предстоит второй тур президентских выборов. В ходе голосования 25 марта никто из четверых кандидатов не смог набрать более 50% голосов. Победителем первого тура стал бывший глава КГБ республики 60-летний Леонид Тибилов, получивший почти 42%. Его соперником будет уполномоченный президента республики по правам человека 35-летний Давид Санакоев, у которого 25,36%.
Посол Южной Осетии в России Дмитрий Медоев получил 23,8%, лидер югоосетинских коммунистов Станислав Кочиев – 5,62%.
На сегодняшний день главным итогом выборов можно считать достаточно высокую явку – более 70%. Причем «против всех» проголосовали лишь 216 избирателей, то есть менее одного процента. Между тем после отмены результатов ноябрьских президентских выборов, в которых убедительную победу одержала оппозиционный кандидат Алла Джиоева, были серьезные сомнения в том, что выборы вообще состоятся. Некоторые эксперты и политологи предполагали, что реакцией на острый политический кризис станет протестное поведение граждан.
Характерной чертой избирательной кампании стало то, что все кандидаты называли себя оппозиционными бывшему главе Южной Осетии Эдуарду Кокойты. Ну и, соответственно, обвиняли соперников в поддержке, якобы оказываемой им «людьми Кокойты», оставшимися во власти. Иными словами, хоть какая-то принадлежность к партии власти считалась дискредитирующим в глазах избирателей фактором. Не желал никто из кандидатов восприниматься и в качестве ставленника Москвы, хотя все они выступили за более тесное сотрудничество Южной Осетии с Россией.
Лидера президентской гонки Тибилова пытались уличить также в тесных связях с осетинскими олигархами (живущими в том числе и в Москве). Тибилов и то и другое категорически отрицал. Так, в интервью «Коммерсанту» он напомнил: придя к власти, Кокойты уволил его с поста руководителя КГБ. После этого Тибилов работал на технической должности в Смешанной контрольной комиссии по урегулированию ситуации в зоне конфликта, в коммерческом банке. И, мол, все это время Кокойты чинил ему всяческие препятствия и мстил. «Так объясните мне, каким же образом я могу быть в его команде?» – возмущается в интервью Тибилов.
Что касается бизнесменов и олигархов, то, по его словам, никто не может запретить им поддерживать того или иного кандидата.
Самый молодой из кандидатов Давид Санакоев также категорически не согласен, что является-де ставленником Эдуарда Кокойты. Он утверждает, что его должность уполномоченного по правам человека не давала ему абсолютно никаких благ и преференций, зато создавала множество проблем. Санакоев родился в Цхинвале, в 1993 году окончил ту самую цхинвальскую школу №5, во дворе которой в разгар войны с Грузией 1991–1992 годов хоронили погибших детей и взрослых. Затем он получил диплом экономического факультета Юго-Осетинского государственного университета. Работал консультантом по вопросам беженцев в общественной организации. А в 2004 году занял свою нынешнюю должность омбудсмена. С 1 по 6 августа 2008 года по поручению главы правительства занимался эвакуацией детей из предвоенного Цхинвала. 8 августа, когда начались активные боевые действия, присоединился к составу Отдельной горной роты МО и ЧС РЮО для защиты республики.
В случае победы на президентских выборах Санакоев намеревается провести серьезные реформы государственной системы, оставшейся после Кокойты. Он полагает, что одни кадровые перестановки ничего не дадут – необходимо прежде всего разграничить все ветви власти, а также избирать парламент не по партийным спискам, а на мажоритарно-пропорциональной основе. По его словам, воля народа Южной Осетии, выраженная на двух референдумах, – это сближение с Россией. Но пока республика к этому не готова: «Надо построить национальную экономику, чтобы не быть обузой для России».
Накануне голосования из больницы была отпущена Алла Джиоева, победительница прошлогодних президентских выборов, признанных недействительными. Разразившийся после этого кризис сначала удалось сгладить: Джиоева и Кокойты достигли определенных соглашений и компромисса. Однако посчитав, что соглашения нарушены, Джиоева вышла из них. После этого она лишилась возможности участвовать в повторных президентских выборах, а попытка провести свою инаугурацию закончилась возбуждением уголовного дела, разгромом ее штаба, арестами сторонников и срочной госпитализацией самой Джиоевой с инсультом.
Практически всю избирательную кампанию Джиоева провела в больнице, причем находилась она там фактически под стражей. И это несмотря на то, что дело против нее было закрыто и, как заявил ушедший несколько дней назад со своего поста генеральный прокурор Таймураз Хугаев, у прокуратуры к Джиоевой претензий нет.
Что касается нынешних кандидатов в президенты, то в ходе агитационной кампании они по совместному соглашению не касались темы Джиоевой. Однако накануне выборов высказались. Получается, что и Тибилов, и Санакоев, и Медоев возмущены тем, как обошелся с ней режим прежнего главы государства. Правда, занявший третье место Дмитрий Медоев не слишком верит в искренность возмущений своих оппонентов. Так, он уверяет, что когда еще в 2007 году Джиоеву сняли с работы за антикоррупционные разоблачения и незаконно посадили под домашний арест, все теперешние защитники молчали, боясь проблем: «Все, кто сегодня говорит: «Алла, Алла», – не подходили тогда к ее дому. А кто защищал тогда ее права и кто к ней ходил? Я ходил!»
Впрочем, у одного из двух вышедших во второй тур кандидатов – Тибилова или Санакоева – будет возможность доказать искренность своих слов относительно Джиоевой уже на посту главы государства. Если, конечно, второй тур, назначенный на 8 апреля, пройдет в штатном режиме и определит победителя. Никаких серьезных нарушений в ходе первого тура ни местные, ни международные наблюдатели (последних было около 50) не выявили.
Но такие заявления звучали и после второго тура выборов 2001 года, что не помешало местным властям (как полагают многие граждане Южной Осетии, не без активного вмешательства Москвы) отменить их результаты. Сложно сказать, чего добилась этим Россия. Характерно, что единственный кандидат, который прямо и однозначно говорил о необходимости скорейшего вхождения республики в состав России, – коммунист Кочиев – оказался по итогам выборов лишь четвертым. Павел СВИРИДОВ
blog comments powered by Disqus