24.07.2003 20:50 | Совраска | Администратор
ТРАМВАЙНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Признаюсь, вся эта беготня за убегающим трамваем возмутила меня, поэтому я поднялся в салон в раздраженном состоянии, а тут еще компания довольно взрослых людей, обменявшись какими-то репликами, разразилась, казалось бы, неуместным хохотом. Так сказать, в сердцах я спросил одного из этой компании: «Над чем вы, собственно, смеетесь? Тут же плакать надо. Какой-то геморрой придумали на наши головы, бегай за трамваем, выстаивай в очереди, это же просто маразм!» «Да поэтому и смеемся, что маразм, но не только руководства трамвайного депо. Это уже и маразм режима, приобретающий зримые и неоспоримые формы. Посудите сами: в советское время, при социализме поездка на трамвае, можно сказать, самом демократичном виде транспорта, стоила всего 3 копейки, и никто никогда особенно и не ловил никаких «зайцев», он все равно был прибыльным. А нынешние-то власти обещали нам какие-то грандиозные перемены, свершения, а кончают тем, что пошло мелочатся. Вся так называемая вертикаль власти озабочена лишь тем, чтобы ни один гражданин, не дай Бог, не проехал «зайцем».
Признаться, эти слова заставили призадуматься, кое-что вспомнить и кое-что сравнить из «века нынешнего с веком минувшим». И действительно, советская эпоха — ведь это же было время великих строек: осуществления плана ГОЭЛРО, создания тяжелой промышленности, возведения заводов и фабрик, освоения целины и космоса. «Наших планов — громадье», — как сказал Поэт. Великое время, порожденное великими людьми, и само выдвигало великих людей в разных областях человеческих знаний, труда. Их имена еще на слуху, поэтому даже и упоминать никого, пожалуй, не буду. Так что же нам подсунули вместо всего этого, и кто они, нынешние «крутые реформаторы»?
Помнится, в середине 60-х годов прошлого века в Советском Союзе развернулась дискуссия по поводу перехода оплаты проезда в общественном транспорте на бескондукторную форму. И тогда были некие нытики, которые угрюмо утверждали, что люди, в сущности, дрянь, платить не будут. Победило доверие к человеку, вера в его порядочность — перешли сначала к просто кассам, в которые опускали мелочь и отрывали билетик, потом к компостированию проездных талонов. Транспорт не разорился. Однажды в 1970 году поздно вечером на последнем троллейбусе возвращался домой и разговорился с водителем. Тот, видимо, неравнодушный человек, с гордостью за свою отрасль заявил, что московские транспортники приносят прибыль в 5 миллионов рублей ежегодно. Я его слова, конечно же, не проверял, но не в этом суть. Кто из нас не помнит песню о последнем случайном троллейбусе и кто в нем, благожелательном к влюбленным, не возвращался домой в полночь — за полночь. Водители подбирали запоздавших пассажиров, даже не спрашивая, есть ли у них деньги за проезд. Теперь понятно, что так, в частности, проявлял себя советский гуманизм, доброжелательность, дружелюбие, воспитывавшиеся в обществе, — большое являло себя в малом, как сказали бы в этом случае японские философы. Теперь же этого не будет. Наследники тех угрюмых личностей, которые всех людей считали дрянью, ощетинились трехрогими валидаторами — «Стой! Хода нет! Предъяви для прохода на режимный объект!» Ощущение такое, что к руководству государством пришел шекспировский Шейлок из трагедии «Венецианский купец», который ради прибыли продал свою родную дочь.
Кстати говоря, пертурбации в московском трамвае №17 — это уже не первая акция властей, ей предшествовала «перестройка» московских и близких к столице вокзалов и станций пригородных направлений — везде, например, на станциях «Серп и молот», «Новая», которые я знаю, взгляд невольно отмечает топорно обрубленные сходы мостовых переходов. Ранее они радовали глаз изяществом инженерного разрешения главной задачи — быстрого доступа пассажиров к поездам и освобождения перронов. Теперь эти «инвалиды» угрюмо ведут к неким павильонам, в которых установлены аппараты, через которые надо пройти, чтобы вырваться на свободу. Так всех пассажиров проверяют на некоем подобии детектора лжи.
Впрочем, это угрюмо-злобное отношение к людям просматривается и в надоевших разговорах об установке счетчиков в квартирах на газ, горячую и холодную воду. Шейлокам неймется! Кстати говоря, в советское время дискутировался вопрос: устанавливать их или нет? Между прочим, счетчики газа стояли, потом их убрали. Тогда экономисты, ученые и практики пришли к выводу, что строительство еще одной отрасли промышленности, а счетчики же надо выпускать, необоснованно, поскольку не работает на прогресс экономики в целом. Они не нужны при привязанных к нормальным человеческим потребностям нормам потребления, которые граждане и оплачивали.
Да, государство помогало им из общественных фондов потребления, которые, в частности, формировались за счет природной ренты. Ныне эту ренту подарили олигархам, балующим себя, любимых, покупкой иностранных футбольных команд, другими шалостями, а вот народ заставляют отдуваться, придумывая для него все новые и новые повинности. Выступая в прошедшую пятницу в селе Старая Ладога, президент Путин заявил, что считает «реальным перейти к системе взимания налога с физических лиц по месту жительства». Проблема в том, по его словам, чтобы организовать эффективное администрирование по сбору этого налога. Вот ведь не дают покоя нашим благодетелям эти самые физические лица, то есть мы с вами, обычные рядовые граждане! Окружают повсеместно «заботой», видимо, скоро, как в Средневековье, с нас, горожан, будут брать налоги за окна в квартирах, а с селян — за дымы над хатами. На этих ребят можно смело положиться — задуманное сделают непременно. Путин подтвердил, что в правительстве в настоящее время «думают, как перейти к этой системе».
В заключение отмечу. В общественном транспорте пока еще остается льгота для маленьких детей — они проезжают бесплатно. В трамвае №17 для этого им достаточно лишь, встав чуть ли не на четвереньки, пролезть под трехрогим турникетом. Видимо, в правящих кругах считают, что для наших детей (а ихние отпрыски скорее всего ездят в легковушках) это полезно как физически, так и морально — будут привыкать к своему подневольному положению с младых ногтей. И будут, если мы, взрослые, согласимся с таким унижением наших ребят.
Валентин СИМОНИН.
blog comments powered by Disqus