Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

08.11.2001 18:56 | Дума | Администратор

АЛБАНСКОЕ ГОСУДАРСТВО КОСОВО

Конфликт в Югославии, постепенно разросшийся в течение второй половины двадцатого столетия и вступивший в свою открытую фазу в конце 80-х - начале 90-х гг., был прекращен в Косово "миротворческими" бомбардировками НАТО весной 1999 г. Уже 12 июня того года начался ввод контингента КФОР на территорию Косово. В настоящее время его численность составляет почти 50 тыс. человек из 35 стран мира. Из них 40 тыс. - непосредственно на территории Косово, остальные - на тыловых базах КФОР в Македонии, Албании и Греции. Каких же результатов достигли миротворцы за это время?

НАСЕЛЕНИЕ

Одной из самых сложных проблем остается обеспечение личной и имущественной безопасности местного населения, в первую очередь это касается представителей неалбанской его части. За время присутствия КФОР и Миссии ООН в Косово (МООНК) край покинули свыше 600 тыс. сербов, черногорцев, цыган, турок, хорватов. Были убиты более 500 сербов, около 700 похищены.

В городе Приштина из 45 тыс. проживавших ранее сербов в настоящее время осталось несколько семей. В университете, где обучались 18 тыс. студентов-сербов, не осталось ни одного. Зато прибыли около 2 млн. албанцев.

РЕАЛИИ ЖИЗНИ

Два враждующих лагеря: с одной стороны - албанцы, с другой - все неалбанцы, коих в крае осталось менее 10%, - таков основной итог миротворчества по западному образцу. Как следствие, уровень жизни первых практически по всем показателям превышает тот же уровень у остальных. Причина проста - албанцы руководят большинством предприятий, стоят у руля административной власти в крае, держат практически все торговые связи с внешним миром, у них сильно развита собственная теневая экономика. А что же есть у сербов? Часть северных территорий Косово и очаговые места компактного их проживания, немногочисленные и разбросанные по краю. Благо еще иногда помогает Большая Сербия. Это все.

Несколько миллиардов долларов, уже затраченные ЕС на восстановление экономики Косово, определенную пользу принесли, однако в условиях несогласованности действий различных международных структур, действующих в Косово (МООНК, ОБСЕ и др.), и отсутствия строгой системы власти в Центре и на местах до сих пор не удается создать отлаженный механизм освоения этих средств. Очень маленький прогресс в восстановлении экономики не позволяет снять острую социальную напряженность в обществе (безработица, жилищные проблемы) и влечет за собой углубление межэтнического противоречия.

По-прежнему отмечается высокий уровень преступности. Представители этнических меньшинств живут в постоянном страхе за жизнь своих родственников и свою собственную, так как считают, что международные силы не в полной мере способны защитить их от посягательств боевиков бывшей так называемой Освободительной армии Косово и другого рода экстремистских элементов.

Налицо нехватка сил и средств миротворцев, недостаточна численность международной полиции. МООНК планирует увеличить число полицейских, коих всего предполагается иметь в крае около 4 тыс. от ООН и 4 тыс. сотрудников Косовской полицейской службы. Нападения на полицейских стали нормой. Только в 2001 г. сожжено более 10 полицейских машин и 6 похищено.

Процветает работорговля, похищения молодых женщин неалбанской национальности и продажа их в публичные и игорные дома. По данным Международного Красного Креста, более 3,5 тыс. человек за время проведения миротворческой операции были похищены криминальными элементами с целью получения выкупа.

Межэтнические противоречия проявляются и в попытках полного уничтожения памятников культуры и истории православия. За время пребывания сил КФОР в Косово взорвано, сожжено, разграблено или осквернено более 100 православных храмов. Косовский вариант исламского фундаментализма подразумевает стопроцентное изгнание неисламских религий и религиозных конфессий с территорий, запланированных для сотворения "Великой Албании".

ИДЕИ

Некоторые сербские лидеры, видя безысходность сложившегося положения, когда на территории Косово фактически создается моноэтническое общество, выступают с идеей раздела края. Якшич, член политического комитета обороны Косово, заявил, что с политической точки зрения косовские сербы готовы сохранить Косово целым, разделив его на сербские и албанские округа, так как это единственный, на его взгляд, способ существования сербов в Косово. Заместитель премьер-министра Сербии Чович выступил с предложением сформировать на территории Косово два этнических сообщества: сербское, под защитой сил безопасности Югославии, и албанское, под защитой КФОР. При этом каждое из сообществ должно отказаться от исключительных прав на Косово.

В свою очередь, Запад предложил два проекта разрешения этого вопроса. Проект "А" заключается в делении Косово и базируется на принципе округов, разделяя этнические группы и сохраняя их географическое положение. Проект "Б" заключается в делении Косово согласно принципу большинства, то есть южная часть - косовским албанцам, а северная - косовским сербам, не принимая во внимание анклавы.

В ЗАКОНЕ И ВНЕ НЕГО

Пока Гаагский трибунал судит "виновников" югославской трагедии, некоторые настоящие виновники действуют в Косово. Речь, несомненно, идет о боевиках бывшей Освободительной армии Косово. Налицо факт того, что трансформация ОАК в Корпус защиты Косово (КЗК) не принесла положительных результатов, так как выполняемые им функции зачастую далеки от функций МЧС. По некоторым сведениям, половина личного состава региональных тактических групп участвовала в боевых действиях в Македонии. Другие же, под началом МООНК, занимаются обычной трудовой деятельностью, смешанной с учебными стрельбами и тактическими занятиями. Для чего? От кого они собираются защищаться, когда в Косово остается сербов, числом раз в двадцать меньше, чем албанцев?

Руководство албанских экстремистов видит в КЗК прообраз будущих вооруженных сил "независимого Косово", прообраз того щита, который закроет албанцев в случае ввода в Косово югославской армии и полиции, что, кстати, предусмотрено резолюцией СБ ООН # 1244.

Деятельность бандгрупп финансируется из фондов "Народного движения за Косово", которое ежемесячно предоставляет до 2 млн. долл. добровольных пожертвований. Практически все албанское население Косово вовлечено в торговые операции на черном рынке, и представители мелкого бизнеса отдают определенный процент прибыли (деньгами, товарами или продуктами). В свою очередь, преступные группировки, связанные с армиями освобождения, обеспечивают безопасность тем, кто регулярно вносит свой вклад в "освободительную борьбу".

Однако, несмотря на очевидную необходимость изоляции от внешнего мира пойманных террористов, сдавшиеся в мае-июне сего года силам КФОР боевики по какой-то непонятной причине были просто "приняты на заметку", то есть внесены в специальный список и отпущены американцами восвояси. Впрочем, этот грешок проявился у американцев и в Македонии, когда в начале июля в районе Тетово "исчезла" колонна с вооруженными террористами. Существует большая вероятность того, что никто из получивших неожиданную свободу так и не сложит оружие как минимум в ближайшие несколько лет. Как следствие - террор в Косово и на Балканах в целом продолжится. Во многом - во имя воплощения в жизнь концепции "Великой Албании", в состав которой войдут: Албания, Косово, часть Македонии, южная и юго-восточная часть Сербии, восточная Черногория и северная и северо-западная часть Греции.

А что дальше? Полностью контролируя политические организации и экономику Косово, руководство КЗК взяло дальнейший курс на отделение края от Югославии. Фактически при попустительстве МООНК и КФОР созданы условия для превращения Косово в самостоятельное, этнически чистое и независимое от СРЮ албанское государство. Так, в настоящее время уже введены некоторые элементы государственности Косово: государственная валюта (немецкая марка, а с 1 января 2002 г. - евро), практически созданы силовые структуры (полицейская служба Косово, прокуратура, вооруженные силы в виде КЗК). В октябре 2000 г. проведены выборы в органы местного самоуправления, в которых сербы и другие национальные меньшинства не участвовали и работать в них отказались. 17 ноября 2001 г. пройдут выборы в органы законодательной и исполнительной власти. Сегодня на всей территории Косово развевается албанский государственный флаг, а государственная символика СРЮ и Сербии забыта. Без согласования с властями СРЮ выдаются паспорта, водительские удостоверения и номерные знаки на автотранспорт.

Активно идет пропагандистская кампания в албанских СМИ, направленная на внедрение в сознание населения понятий о "неизбежности" отделения от СРЮ и вносящая еще больший раскол в межэтнические отношения. Приняв так называетые Конституционные основы временного самоуправления, албанцы сделали еще один шаг в сторону отделения и развития в Косово самостоятельных государственных институтов.

При таком развитии обстановки в Югославской федерации некоторые официальные лица на Западе уже выражают сомнение в возможности возвращения Косово в состав Югославии. Например, если Черногория выйдет из состава федерации и СРЮ прекратит свое существование, то и вопрос принадлежности Косово может быть пересмотрен, так как резолюция # 1244 СБ ООН предполагает сохранение ее в составе СРЮ, а не Сербии.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

Итак, с уверенностью можно сказать, что более чем два года миротворческой операции в Косово положительных результатов не принесли. Большинство целей, поставленных в резолюции СБ ООН # 1244 от 10 июня 1999 г. по обеспечению безопасности, для всего населения Косово не достигнуто. Сербы вынуждены привыкать к самообозначению "меньшинство", их всячески выдавливают из Косово, фактически не оставляя шансов на возвращение. До сих пор остается неясным, какой процент сербского населения края будет участвовать в выборах и будет ли это участие полезным для них.

Кроме того, усиление сепаратистских настроений, албанский экстремизм и сепаратизм, вкупе с исламским фундаментализмом среди албаноязычного населения Косово и Балкан в целом говорит о росте всевозможных националистических движений, направленных на воплощение в жизнь концепции создания "Великой Албании". Руководство Македонии опасается повторения "косовского сценария" в своей стране. Есть вероятность возникновения этнического противостояния и в Греции. Далее террор и насилие могут двинуться за пределы Балкан - в Европу.

Становится явным тот факт, что политика КФОР по вопросу демилитаризации и трансформации ОАК в КЗК носит де-факто однобокий характер в пользу албанских сепаратистов, что может быть причиной затягивания сроков проведения миротворческой операции и нарастания влияния США и НАТО на Балканах.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList