15.07.2002 22:42 | Дума | Администратор
АМЕРИКАНСКИЕ ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ НЕПОДСУДНЫ
Идея создания постоянно действующего трибунала для преследования лиц, совершивших военные преступления, преступления против человечества, виновных в геноциде и массовых нарушениях прав человека, высказывалась еще в ходе Нюрнбергского процесса. Однако организационную форму эта идея обрела лишь 17 июля 1998 года, когда представители 120 стран подписали документ об учреждении Международного уголовного суда (Римский статут). Римский статут вступил в силу в апреле нынешнего года, когда его ратифицировало более половины государств, поставивших под ним свои подписи. На сегодняшний день подписали Римский статут 139 государств, ратифицировали – 76. Среди стран, не подписавших статут и заявивших об отказе участвовать в его работе,– Китай, Индия, Пакистан, Индонезия и Турция. Среди подписавших, но не ратифицировавших статут,– Израиль, Египет, Иран, Индонезия, Япония и Россия. В последние дни своего президентства Билл Клинтон (Bill Clinton) поставил подпись под статутом, но новая республиканская администрация США заявила об отказе его ратифицировать и даже, по некоторым данным, отозвала свою подпись. МУС официально начал свою работу 1 июля 2002 года в Гааге. Его юрисдикция распространяется только на преступления, совершенные после этой даты.
Конфликт между США и ООН по вопросу о принципах функционирования МУС с особой остротой разгорелся в последние дни июня. Вашингтон не устраивало то положение статута суда, которое позволяло Совету Безопасности ООН привлекать к ответственности за преступления против человечества граждан даже тех государств, которые не являются членами МУС.
Конфликт между США и ООН принял открытую форму, когда Вашингтон пригрозил наложить вето на продление миротворческой миссии в Боснии и вывести оттуда своих военнослужащих. В начале июля Совет Безопасности дважды находил временное решение, продлив мандат миротворцев сначала на 72 часа, затем – на 12 дней. Окончательное решение должно было быть принято не позднее сегодняшнего дня, и всем было очевидно, что Вашингтон пойдет на самые крайние меры, если Совет Безопасности не предложит компромиссное решение.
В пятницу три члена Совета Безопасности – Великобритания, Франция (кстати, один из наиболее резких критиков американской позиции) и Маврикий – внесли предложение объявить 12-месячный мораторий на судебное преследование обвиняемых в преступлениях против человечества граждан тех стран, которые не являются членами МУС. После того как с этим предложением неохотно согласилась Мексика (также один из ярых защитников суда), судьба голосования в Совбезе была решена: в ночь с пятницы на субботу все 15 членов Совета Безопасности проголосовали за эту отсрочку.
Более того, в решении Совбеза записано, что через год отсрочка для стран, не являющихся членами МУС, может быть вновь предоставлена. При этом по настоянию США из соответствующей формулировки были исключены слова "индивидуально в каждом случае". Таким образом, США получают возможность практически бесконечно продлевать иммунитет для своих военнослужащих.
Большинство критиков американской позиции из стран, не являющихся членами Совета Безопасности, расценили его решение как нарушение основ международного права и поражение принципа равной справедливости для всех. Председатель комиссии ООН по вопросам деятельности суда канадец Филипп Кирш (Philippe Kirsch) вообще поставил под вопрос законность вмешательства Совбеза и фактически призвал суд игнорировать поправки к его статуту, "пронесенные через черный ход". А представитель Канады в ООН Пол Хайнбекер (Paul Heinbecker), до последнего момента настаивавший, чтобы решение принималось на открытом заседании, с участием всех заинтересованных сторон, заявил: "Сегодня печальный день для Объединенных Наций. Мы очень разочарованы итогами голосования и не считаем, что мандат Совета Безопасности распространяется на трактовку договоров, которые были заключены совсем в другом месте". При этом господин Хайнбекер добавил, что, если бы в открытой дискуссии участвовали представители всех 70 с лишним государств, ратифицировавших Римский статут, результат голосования был бы совершенно иным.
В свою очередь, в Вашингтоне также не считают достигнутую победу окончательной. По словам представителя США в ООН Джона Негропонте (John Negroponte), решение Совбеза "до некоторой степени предоставляет защиту на предстоящий год". Но, как заявил господин Негропонте, это только первый шаг, а правительство США никогда не позволит задержать ни одного американца по решению МУС.
Таким образом, американцы пока выиграли первую партию. Причем всухую. Вторая партия отложена на год. Но мало кто сомневается, что в конце концов США выиграют и весь матч.
Фото АР.
blog comments powered by Disqus