22.08.2002 18:22 | Дума | Администратор
ГИБЕЛЬ ЛЕТАЮЩЕГО "КУРСКА"
Два года назад — «Курск». Теперь повторилось и умножилось все, что было до этого. Только еще страшней и беспощадней. Вот трагедии только последних дней. Автобус с людьми в Чувашии — 24 погибших. Как и вертолет, он был перегружен до предела, потому что транспорт сегодня в глубинке ходит нечасто. Жертв было бы меньше, а может, и вообще не было бы, когда бы не перегруз... Как гибли моряки на «Курске», мы с ужасом только догадывались. Гибель вертолета происходила у всех на глазах.
Ми-26 вылетел из Моздока 19 августа около четырех часов дня. Летели военнослужащие, возвращавшиеся к месту службы после отпуска, а также контрактники и солдаты срочной службы, летевшие в Чечню на замену сослуживцам. Ожидающих собралось много, и вертолет был сильно перегружен.
Через полчаса Ми-26 был на подлете к Ханкале и совершал маневры, заходя на посадку. Неожиданно, когда машина находилась на высоте 180—200 метров, командир экипажа майор Олег Батанов передал на землю, что услышал хлопок в районе правого двигателя и получил предупреждение бортовых систем о возникновении пожара. Опасаясь, что огонь перекинется на второй основной двигатель. Батанов срочно пошел на снижение. Аварийная посадка удалась, но ровный участок земли в окрестностях Ханкалы, на который приземлился тяжелый Ми-26, оказался минным полем, защищающим базу от боевиков.
От взрыва мин, на которые опустилась машина, загорелись топливные баки. Пассажиры, пытавшиеся убежать и оттащить раненых от горящего вертолета, также напоролись на мины. Спасателям, срочно прибывшим из Ханкалы на место происшествия, оставалось стоять и издалека смотреть на эту картину — добраться до пострадавших удалось лишь после того, как саперы проделали проходы в минных заграждениях. К тому времени все, что должно было взорваться, уже взорвалось, а то, что могло гореть, сгорело. Счет убитым, раненым и пропавшим без вести пошел на десятки.
20 августа следователи нашли использованный переносной зенитно-ракетный комплекс «Стрела-2», установили, что выстрел был сделан со второго этажа одного из разрушенных пятиэтажных домов вблизи места падения вертолета. Уже обнаружены и опрошены очевидцы и обследована огневая точка.
Как и в случае с «Курском», вначале было высказано несколько версий. Одна из них — перегруз вертолета. Ми-26 может взять на борт 80 человек. Точно сказать, сколько летело в этот раз, до сих пор никто не может — полная неразбериха с полетным листом, с фамилиями записавшихся в него и действительно полетевших. Но на борту было около 150 человек, почти в два раза больше, чем положено. Да еще с оружием и другой военной амуницией. Такие перегрузки в Чечне происходят постоянно — в армии дефицит керосина, и потому каждый рейс грузится, как последний.
Когда погибал «Курск», привлекалась иностраятак. — иатоьйкие — эксперты, техника и водолазы, на всю страну озвучивались их версии. Вчера на радиостанции «Эхо Москвы» трагедию комментировал не кто иной, как представитель Аслана Масхадова, один из лидеров боевиков Вагачаев. Это примерно так, как если бы в годы войны фашистские военачальники выступали по нашему радио с комментари-ями событий в Хатыни.
...Конечно, виновата война. Но сколько уже в этом году убито — именно так! — вдалеке от Чечни? Боеготовность вертолетов авиации сухопутных войск РФ составляет сегодня не более 30% и стремитель-но снижается. Военные эксперты утверждают, что если ситуация с финансированием не улучшится, то в 2010 году в воздух не сможет подняться ни один армейский вертолет. Парк вертолетов Ми, которые состоят на вооружении авиации сухопутных войск, в 1996 году превышал 3000 машин, а сегодня — менее 1500.
Как раз в эти дни правительство выплатило очередной миллиардный «долг» Парижскому клубу.
Неужели и это трагическое лето 2002 года ничему не научит, не заставит содрогнуться всю Россию? Сколько можно терпеть? Пора, пора отделить «овец от козлищ»...
blog comments powered by Disqus