Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

14.06.2001 00:10 | Дума | Администратор

НА СВЯТОЕ ПОЛЕ С ПОСЕВОМ ЛЖИ

Главному редактору
газеты "Известия"
М. Кожокину

Уважаемый господин Кожокин!

Прочел заметку в рубрике "Вспомним" в номере от 12.07.00 о танковом сражении под Прохоровкой и впервые в жизни пишу в Вашу газету, постоянным читателем и подписчиком которой являюсь.

Я очень рад, что я не один не смог молчать, прочитав это, более того, я был уверен, что так будет. Я полностью разделяю позицию читателя Михаила Петухова. Он нашел точные слова о сути заметки и привел интересную информацию. Но я решил написать свое письмо, просто потому, что не могу молча проглотить написанное Б.Соколовым.

Я просмотрел имеющиеся в моей библиотеке материалы на эту тему и проконсультировался со специалистами (с военными и историками) и считаю необходимым отметить, что приведенные в заметке факты не подтверждаются другими источниками, при этом данные о потерях сторон в этом сражении абсурдны с военной точки зрения, а оценка события автором как "мнимой победы советского оружия" противоречит известным фактам и, по моему мнению, аморальна.

В отличие от Б.Соколова я не смог поработать в архивах. К сожалению, у меня нет таких возможностей. Но для того чтобы составить общую картину такого известного события войны, как Курская битва и сражение под Прохоровкой, вовсе не обязательно сидеть в архиве. Конечно, необходимо сосчитать, в том числе с немецкой пунктуальностью, НАШИ потери с точностью до танка, но НЕМЕЦКИЕ потери я советую немецким историкам пересчитать еще раз.

Из моих источников назову основные: "Воспоминания и размышления", Г.К. Жуков (АПН, 1971г.), "Дело всей жизни", А.М. Василевский (Изд-во Политич. лит-ры, 1973г.), "Утерянные победы", Э.Манштейн, "Россия в войне 1941--1945гг.", А.Верт (англ. корреспондент "Би-би-си" и "Санди Таймс" в Москве в годы войны, Изд-во Прогресс, 1967г.), "Военно-энциклопедический словарь" и ряд других книг.

Я также консультировался с генерал-майором танковых войск Сервиановым Ю.М., участвовавшим в Курской битве в районе Понырей в должности ком. танковой роты, получившим ранение в танковой атаке в 1944 г., окончившим две Академии и прошедшим все ступени армейской службы до зам. команд. армии, с другими военными, а также с профессиональными российскими историками.

У меня есть еще один источник правды о войне, он хранится во мне. Это то, что рассказывал мне при жизни мой отец. Никогда и никому в жизни я так не представлялся, но сейчас я считаю абсолютно уместным сделать это.

Мой отец -- дважды Герой Советского Союза генерал-полковник Родимцев Александр Ильич. Он воевал в Испании, прошел всю войну -- от Киева в 41-ом до Праги в 45-ом, а в промежутках был Сталинград, где он был командиром 13-ой гвардейской дивизии, которая так и не дала немцам пройти последние 100 метров до Волги в центре города, на их 1600 километровом пути от советской границы до Волги. Было и многое другое, в том числе и Курская дуга. Отец командовал в этом сражении 32-м гвардейским корпусом в составе 5-ой гвардейской армии.

Я видел отца во время неоднократных встреч с известнейшими советскими военачальниками, писателями, однополчанами (не буду занимать место перечислением имен, отмечу только, что среди них были и П.Ротмистров, и командующий 5-й гв. армией А.Жадов, и командиры среднего и младшего звена, и К.Симонов, и С.С. Смирнов), а также с историками, журналистами, причем не только советскими. Встречи проходили, в том числе, и в нашем доме, и я был свидетелем многих их разговоров, а многое узнавал от отца.

Они всегда вспоминали о войне. Они вспоминали ПРАВДУ о войне, а они ее знали. Они ЗНАЛИ цену, которая была заплачена за нашу победу в войне и в каждом отдельном сражении. Они хорошо знали врага. Они на всю жизнь запомнили правду о 1941-1942 гг. Но они также знали и цену себе и своим солдатам! Потому, что это уже они в 1943г. брали в плен Паулюса в Сталинграде, а под Прохоровкой в начале августа -- офицеров разгромленной 19-й танковой дивизии из армейской группы Кемпфа. Командир же этой дивизии застрелился, видимо, на радостях от побед, добытых вместе со своими товарищами из СС под Курском, согласно "взятым не с потолка" данным о войне Б.Соколова, следуя логике которого, мы и не победили под Курском вовсе.

Я живой свидетель этих воспоминаний, и в своих комментариях я опираюсь и на них, и меня при этом не интересует, что подумает по этому поводу Б.Соколов, который "ввел в научный оборот" вместе со своими немецкими коллегами "новейшие" данные о войне. И до тех пор, пока моя память хранит живой дух и подробности этих бесед и воспоминаний, я буду считать себя, так же, как оставшиеся в живых ветераны, хранителем ПРАВДЫ об этой войне.

Теперь по сути вопроса.

 

СООТНОШЕНИЕ ТАНКОВЫХ СИЛ в сражении под Прохоровкой

Источники, которыми я пользовался, не дают возможности оценить количество участвовавших в битве с обеих сторон танков с точностью до единицы и это объяснимо -- у авторов были другие задачи. Но данное обстоятельство не имеет определяющего значения, т.к. по Б.Соколову разница определяется не на штуки, а в разы, а по потерям -- в десятки раз.

Однако общую картину сражения воссоздать с помощью указанных выше источников вполне возможно, причем достаточно объективную, поскольку взятые вместе они нивелируют естественные для мемуаристов и участников боев с обеих сторон неточности и преувеличения в оценке собственных успехов и потерь противника. У меня нет оснований не верить моим источникам.

Из книги Г.К. Жукова: "Ставка... подтянула из своего резерва в район Прохоровки 5-ую гвардейскую общевойсковую и 5-ую гв. танковую армии и наутро 12 июля ввела их в сражение. Вступив в дело, последняя имела в строю до 800 танков Т-34 и самоходно-артиллерийских установок.

Противник в общей сложности имел на обоянском и прохоровском направлениях не меньшее количество танков", стр. 464.

Из книги Э.Манштейна, комментарии к главе 14: "12 июля Гот собрал для решающего удара все подвижные силы -- около 600 танков. В районе Прохоровки эта группировка столкнулась с 5-ой гв. ТА П. Ротмистрова (850 танков)".

При этом 5 гв. ТА П.Ротмистрова наносила контрудар по ВСЕЙ танковой группировке немцев из состава 4-ой немецкой ТА, которой командовал Гот, а не исключительно по 2-му танковому корпусу СС. В состав 4-й ТА изначально входили четыре танковых и пять пехотных дивизий.

А теперь еще конкретнее -- о бое непосредственно под Прохоровкой. Из книги А.М. Василевского: "Вчера сам лично наблюдал к юго-западу от Прохоровки танковый бой наших 18-го и 29-го корпусов с более чем двумястами танков противника в контратаке. Одновременно в сражении приняли участие сотни орудий и все имеющиеся у нас РСы".

Эту цитату я продолжу, когда буду приводить данные о потерях, а пока хочу отметить, что это не просто послевоенные воспоминания маршала, а отрывок из его доклада в Ставку, написанного 13 июля 1943 г. Содержащаяся в таком докладе информация должна была быть максимально достоверной -- это очевидно.

Огульно утверждать, как это делает Б.Соколов в "Известиях" 18.07.00 о том, что наши генералы лгали о количестве танков врага и преувеличивали немецкие потери в своих донесениях, боясь Сталина, -- значит, быть зашоренным ограниченным человеком, никогда в жизни не общавшимся с советскими генералами и не представляющим себе, какого высочайшего уровня достоинства и воинской чести в подавляющем большинстве своем были эти люди.

Итак, группу немецких танков атаковали два советских танковых корпуса. В одном танковом корпусе было 260 танков. Таким образом, А.М. Василевский подтверждает, что на ЭТОМ КОНКРЕТНОМ участке сражения 12-го июля со стороны немцев сражение начали более 200 танков, а с нашей стороны около 520. Кроме того, в бою участвуют все рода войск -- артиллерия (в большом количестве), пехота с противотанковыми средствами, а также авиация.

Э.Манштейн: "Правому танковому корпусу армии (2-й танковый корпус СС обер-группенфюрера Гаузера) также удалось выйти на оперативный простор. Одиннадцатого июля он атаковал Прохоровку и затем ДАЛЬШЕ НА ЗАПАДЕ ФОРСИРОВАЛ Псел.", стр.532 (выделено мной).

Таким образом, согласно Манштейну, 12 июля этот танковый корпус немцев, хотя и участвовал, по-видимому, в отражении контратаки 5-й гв. ТА, но уже не был у Прохоровки в полном составе, т.к. то сражение, которое называют "под Прохоровкой" и которое имеет в виду, очевидно, Б.Соколов, произошло на левом берегу Псела. Этим также косвенно подтверждается, что 12 и 13 июля в бою против 5-й гв. ТА участвовали и другие части 4-й ТА Гота.

Таким образом, мы имеем следующую картину боев: В начальной фазе боя -- у Прохоровки -- участвуют с немецкой стороны 250 -- 300 танков, с нашей около 520. Всего же в течение двух дней - 12 и 13 июля - в сражении на ОБОЯНСКО -- ПРОХОРОВСКОМ направлении, на которое выдвигались одновременно войска обеих сторон, с немецкой стороны принимало участие более 600 (из имевшихся на южном фасе Курской дуги в начале наступления около 1350 танков), а с нашей -- до 800 -- 850 танков и САУ.

Я так подробно остановился на этих данных, поскольку заметка Б.Соколова имеет очевидный подтекст, однозначно понятый всеми, кто ее читал: Уж здесь-то мы навалились на них с тройным преимуществом, а все равно ребята из СС врезали по первое число аж целой танковой армии русских, да еще в соотношении 67:1!

За кого же Б.Соколов принимает наших танкистов, солдат, офицеров и генералов, разделяя эту точку зрения? За сутки боя всем вместе им удалось подбить 5 танков, потеряв при этом на каждый немецкий 67 своих! Как же Вы вообще воевали-то, наши отцы, царство Вам небесное?

Нет, не так они воевали. Абсурдность этих данных понятна любому здравомыслящему человеку. Кроме Б.Соколова. Упорное нежелание Б Соколова верить советским источникам (это же не модно !), панический ужас от словосочетания "советские генералы" и желание любой ценой сотворить сенсацию выставили его посмешищем в этой ситуации.

 

Вот, что пишут о ПОТЕРЯХ другие источники:

А.М. Василевский, продолжение цитаты со стр.321 из донесения в Ставку:

"В результате все поле боя в течение часа было усеяно горящими немецкими и нашими танками". И далее о НАШИХ потерях: "В течение ДВУХ ДНЕЙ боев (12 и 13 июля) 29-й танковый корпус П.Ротмистрова потерял безвозвратными и временно вышедшими из строя 60% и 18-й корпус -- до 30% танков.". То есть он оценивает потери обоих корпусов за ДВА ДНЯ боев в 234 танка. Это соотносится и с данными других источников. Но потери в боях на этом направлении несли и другие советские танковые части -- 2-й и 5-й гв. танковые корпуса и др.

Из книги Э.Манштейна, комментарии к гл. 14: "К вечеру (12 июля) поле боя осталось за советскими войсками. Потери их составили 300 танков, Гот потерял 400 танков".

Из книги А. Верта, без точных цифр, но доходчиво: "После войны немцы признавали, что их танковые войска под Курском были просто стерты в порошок", стр. 493.

Г.К. Жуков: "Общие потери вражеских войск за это время (Курской битвы, с 5 июля по 23 августа) составили... около 1500 танков". Эта цифра приводится и во многих других отечественных и зарубежных источниках. В некоторых, например у А. Верта, дается оценка немецких потерь до 2000 танков.

Добавьте к этому данные, которые приводит в своем письме в газету М.Пастухов со ссылкой на источники.

Если учесть очевидный факт, что большая часть этих потерь, не менее 2/3, приходится на период немецкого наступления под Курском, которое продолжалось 18 дней, то исходя из цифры 1500 танков получается, что каждый день немцы теряли В СРЕДНЕМ по 55 -- 60 танков. А в день крупнейшей танковой битвы они потеряли всего 5 танков! Может быть, каким-то образом и произошло, что 2-й танковый корпус СС потерял в тот день 5 танков, но дрались-то в этот день в том самом сражении под Прохоровкой наши танкисты не только с этим корпусом!

Да, потери наши за эти два дня были огромны, более 300 танков (по некоторым зарубежным данным до 400). И никто их не скрывал. Но и у немцев после этих боев наступать так, как раньше было нечем. Не было больше для этого необходимого количества танков и людей. Их потери в этом двухдневном сражении оцениваются разными источниками в 320 -- 400 танков. Если бы они потеряли в тот день всего 5 танков против 334 советских, то им следовало наступать и развивать свой успех !

Столкнувшись в открытом бою, две танковые массы перемалывали друг друга, до тех пор пока у не подбитых еще танков не кончался боезапас (в Т-34 это 52 снаряда) или ранения членов экипажей (от попаданий осколков и снарядов) в танках, которые все же оставались в строю, или потеря управления войсками не вынуждали прекращать бой.

Вооружение советских танков Т-34 -- 85 мм пушка (а таких танков в армии П.Ротмистрова было большинство), также как и вооружение САУ -- пушки калибра 85 и 100 мм, позволяло пробивать броню ВСЕХ немецких танков и САУ, в т.ч. "Тигров", "Пантер" и "Фердинандов".

Боевой опыт и качество вооружений советской армии, подготовленность войск были уже гораздо выше летом 1943 г., это должен знать человек, который пишет о войне. Силы сторон оказались примерно равны, но свою задачу -- уничтожение советских войск на Курской дуге -- немцам выполнить не удалось. Можно, конечно, продолжать спорить -- чья это была победа, когда обе стороны понесли такие потери. Однако в результате этих боев в наступление, как известно наверное и немецким историкам тоже, перешла советская армия.

А причин неудачи немецких войск можно приводить великое множество:

Э.Манштейн называет, в частности, и высадку западных держав на Сицилии, и невозможность использовать авиацию из-за нелетной погоды, и захлебнувшееся наступление 9-й немецкой армии на Орловском направлении (в результате ударов советских войск!!), и отсутствие единства в данном вопросе в немецком верховном командовании и т.д. Но это уже другая тема.

Напомню, что командующий немецкой 4-ой танковой армией в Курском сражении генерал Гот был снят со своего поста ЗА ПОРАЖЕНИЕ.

 

Опубликованные Б.Соколовым данные потерь сторон в сражении под Прохоровкой -- 5 немецких танков против 334 советских, говоря языком военных, -- глупость, а с исторической точки зрения -- или заблуждение, или дезинформация, или сознательная ложь.

Обязательно нужно уточнять и данные о потерях с обеих сторон, и все другие обстоятельства этих боев. Но не надо делать идиотов из советских солдат!

Своей публикацией Б.Соколов оскорбил воинскую честь всех советских солдат, офицеров и генералов, участвовавших в сражении на Курской дуге -- и павших, и вышедших из нее живыми.

Победа наша в Курской битве была ПОДЛИННОЙ, а не МНИМОЙ. Цена была за нее заплачена большая, это так. Но это же разные вещи! Чем дороже (к величайшему сожалению!) цена, тем дороже победа, пусть Б.Соколов спросит об этом любого старого солдата -- он получит такой же ответ.

Я настаиваю на том, чтобы Б.Соколов привел неопровержимые данные позорного поражения советских танковых войск в сражении под Прохоровкой, а именно: 5 немецких танков и 334 наших. Судя по его комментариям в газете от 18.07, он уверен в своей правоте.

В противном случае, как мне думается, такая солидная и уважаемая газета, как "Известия", должна принести извинения читателям за публикацию этих данных.

Прошу извинить за запоздалое письмо, но из-за занятости мне пришлось потратить определенное время на его написание.

С уважением,
РОДИМЦЕВ Илья Александрович.

Это письмо сын легендарного русского героя послал в свое время в редакцию "Известий" и "не получил до сих пор, -- как сообщил он нам недавно, -- никакого ответа ни по существу, ни вообще хоть чего-то. И давно уже понял, что ничего не дождусь". Илья Александрович просит нас хоть как-то использовать его письмо "в интересах защиты чести и достоинства наших отцов и всех фронтовиков".


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList