Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

04.08.2001 03:00 | Дума | Администратор

ПОСЛЕДНИЙ СВИДЕТЕЛЬ

Операция "Обрезание концов"

 

31 июля в Санкт-Петербурге с журналистами встретилась группа старших офицеров-подводников, занимавших в свое время высокие командные должности на Северном флоте. На этой встрече присутствовали: Герой Советского Союза, вице-адмирал Е.Д.Чернов (бывший командующий первой флотилией атомных подводных лодок), контр-адмирал Г.А.Шабалин (первый заместитель командующего флотилией атомных подводных лодок), капитан I ранга А.Я.Лесков (командир атомной подводной лодки), а также бывший военный прокурор А.В.Воробьев. И вот что заставило их организовать эту пресс-конференцию. 12 августа исполнится год со дня гибели <Курска>. Однако до сих пор стране так никто официально и не сказал в чем причина этой трагедии в Баренцевом море. И ветераны-подводники ни один десяток лет прослуживших на атомных ракетоносцах выражают сильнейшую обеспокоенность тем, что, судя по тому, как сейчас идут работы по подъему <Курска> мы можем так никогда и не узнать тайну его гибели.

 

Вице-адмирал Е.Д.Чернов: <Я участвовал в расследовании причин гибели в 1989 году подлодки <Комсомолец>, и мы тогда надеялись, что эти уроки той аварии будут учтены. И один из главных выводов - сокрытие причин аварии грозит ее повторением. Но происходит трагедия с <Курском> и мы видим, что все вокруг нее окутано глухой ведомственной тайной - прошел год, затонувшая лодка неоднократно исследовалась водолазами и глубоководными аппаратами, сделаны тысячи снимков, но так до сих пор нет официального ответа --в чем причина и кто виноват?

Более того, именно сейчас, когда началась операция по подъему, весьма высокопоставленные лица стали высказываться в том смысле, что нам так никогда и не удастся установить, отчего погибли более ста российских моряков. Общество взбудоражено различными, зачастую некомпетентными версиями и домыслами --от теракта до мины времен II Мировой войны. Между тем, можно положить конец всем спорам, недомолвкам и пересудам. Есть свидетель той катастрофы, и он пока молчит, но может дать показания. Этот свидетель - причиненная кораблю пробоина, а также разрушенные конструктивные элементы в ее районе. Пробоины и повреждения - только они сейчас могут служить неоспоримыми вещественными доказательствами - что это было - стечение обстоятельств, злой рок, халатность или преступление?

Эти молчаливые свидетели могут рассказать экспертам-криминалистам очень многое: место, куда пришлось столкновение, неизбежно сохраняет на себе частицы инородного металла и краски, а также следы взрывчатых веществ (если был взрыв), а также еще многое, многое другое. Но только при одном непременном условии - если эта пробоина попадет на поверхность к экспертам-криминалистам в первозданном, нетронутом виде.

Однако, сама принятая схема подъема <Курска>, у нас специалистов-подводников вызывает сильнейшее опасение, что этим молчаливым свидетелям вообще когда-либо позволят заговорить. Было принято безапелляционное решение - отрезать первый отсек и поднимать подводную лодку на поверхность без него. Но, вспомните слова Клебанова, что пробоина находится между первым и вторым отсеком. Значит с большой вероятностью можно предполагать, что линия разреза пройдет как раз в районе пробоины и безвозвратно уничтожит все улики. После чего эта пробоина, искромсанная <для удобства обрезания>, перестанет быть вещественным доказательством>.

По мнению ветеранов-подводников, аргументы в пользу <обрезания> первого отсека совершенно несостоятельны. Якобы поврежденный первый отсек может отвалиться в процессе подъема, что вызовет детонацию имеющихся там торпед. Однако моряки - участники пресс-конференции ссылаются на слова командующего Северным флотом адмирала Попова, который заявил, что в первом отсеке торпед нет. Кроме того, есть мнение опытных судостроителей, что если пробоина в прочном корпусе имеет те размеры, о которых говорил Клебанов, то это никак не может помешать подъему затонувшего корабля.

 

Бывший военный прокурор А.В.Воробьев: <В настоящее время по факту гибели <Курска> возбуждено уголовное дело. Однако обязанность следствия принять все меры к сохранению улик и вещественных доказательств совершенного преступления. Представьте себе, что случилось дорожно-транспортное происшествие, которое повлекло гибель даже не ста, а только одного человека, то ни один следователь не позволил бы именно ту деформированную часть машины, которая и нанесла смертельный удар, отрезать и утопить на дне моря, а оставшуюся часть машины отправить на экспертизу. Поэтому я подчеркиваю, что подъем <Курска> это задача не только техническая, но и юридическая>.

Участники пресс-конференции считают, что даже если по каким-то соображениям нельзя поднять лодку целиком, то линия разреза ни в коем случае не должна проходить в районе пробоины, и затем первый отсек все равно должен быть извлечен на поверхность.

 

Капитан I ранга А.Я.Лесков: <Недавно директор ЦКБ <Рубин>, генеральный конструктор подводных лодок этого типа И.Спасский сделал весьма показательную оговорку. Он высказался в том смысле, что все до последнего троса готово к подъему и единственное что может помешать - это трехбалльный шторм. Но каждому моряку известно, что в августе-сентябре трехбалльный шторм для Баренцева моря явление совершенно обычное. С другой стороны, постоянно сообщается, что сейчас идут испытания захватывающих устройств. Вы где-нибудь слышали о такой спасательной операции, когда работы по подъему уже идут полным ходом, а механизмы для этого еще только <испытываются>? Так что же в этом случае получается? Деньги наших налогоплательщиков, 130 миллионов долларов, будут, не хочу сказать - выкинуты на ветер, а просто утоплены на глубине? Вы только вдумайтесь в эту цифру - 130 миллионов в морскую пучину, когда флот стонет от безденежья! Да еще при посредничестве какой-то иностранной фирмы <Мамут>. Да после этого деньги <утраченные> при ремонте Кремля кажутся сущей безделицей. И в итоге может получиться, что поднять лодку не удается <по техническим причинам>. И единственным результатом всей затеянной операции окажется уничтожение пробоины. И тогда уже действительно никому и когда не удастся проникнуть в тайну гибели <Курска>.

<Но этого ни в коем случае нельзя допустить - сказал в заключение, обращаясь к журналистам контр-адмирал Г.А.Шабалин - все наши обращения наверх, в том числе и в прокуратуру, остались без ответа. Поэтому мы сейчас обращаемся к вам, надо общими усилиями спасти последнего свидетеля - поднять на поверхность лодку с нетронутыми пробоинами. Не смотрите, что обращаются к вам отставники - это надо морякам, это флот просит о помощи!>

Сергей ИВАНОВ
(наш соб. корр.)

Санкт-Петербург.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList