18.09.2003 07:19 | Дума | Администратор
ВОЙНА ПРОТИВ РУССКИХ ДЕТЕЙ
— В прошлый раз мы говорили о том, как реформа сказалась на продолжительности жизни наших сограждан и почему она вызвала такой небывалый скачок смертности. Но особого внимания заслуживает то, что происходит в результате реформы с рождаемостью и с детьми.
— Это, на мой взгляд, даже страшнее, чем смертность взрослых. Мы в том разговоре сравнили реформу с невидимой войной против населения России. Если продолжить эту мысль, то война против детей — это даже среди войн на уничтожение есть самый жестокий и самый подлый род войны. Тут подрезается корень народа, его надежда на будущее. И этот вид войны еще труднее различим населением. Ведь каждая семья находит объяснение, почему у нее в эти годы не родилось детей, и не замечает, что это происходит со всем народом. Личное заслоняет общее, и народ не чувствует опасности.
— Эта тема, конечно, огромная. Невозможно разделить, например, физическое и духовное здоровье детей и подростков. Но давайте пока не будем касаться вопросов воспитания детей, их беспризорности, их целенаправленного растления телевидением в союзе с преступным миром. Поговорим об исходной основе жизни детей — о семье и физическом здоровье.
— Реформа нанесла тяжелый удар по семье в целом, во всех отношениях. Что подорвало семью? Резкое обеднение людей, безработица, невозможность для молодежи получить жилье, вынужденная миграция, втягивание в преступность, пьянство с тоски. Когда такая беда в доме, страшно заводить ребенка — как его уберечь!
Посмотрите на график — число новорожденных в России на 1000 населения. Это же катастрофа народа! Небывало резкий перелом, такого даже война не вызывает. 88-й год, первые законы, ломающие советский уклад жизни, переход к рынку, — и покатилось. Об этом ни Горбачев, ни Ельцин стараются не говорить, а это прямой результат того курса реформы, который они приняли от Международного валютного фонда и обязались выполнять.
— Люди интуитивно почувствовали, к чему этот курс ведет, и перестали заводить детей.
— Еще учтите, что тот уровень рождаемости, на который мы опустились, 8—9 новорожденных на тысячу, во многом поддерживается за счет окраин. В русских областях дело совсем плохо.
— Как вы это объясняете?
— Реформа сильнее всего ударила именно по русским, особенно по промышленным областям. Малые народы острее почувствовали опасность для самого своего существования, чем русские. Они лучше «закрылись» от реформы, сумели сорганизоваться. Поезжайте, скажем, в дагестанский аул — обеднели люди сильно, но уклад разрушен в меньшей степени, чем в Пскове или Ярославле. Эта «оборона» далась окраинам очень дорогой ценой — ценой архаизации, усиления родоплеменных связей, натурального хозяйства. Это не выход для всей страны, но на какое-то время защищает семью.
— Да, в целом мы отступать в архаику не можем, нас просто проглотят. Но ведь люди ищут выход. Посмотрите снова на график. Чуть появляются проблески надежды на изменение курса реформ — слегка повышается рождаемость. Потом опять разочарование — и новый спад. Вот поверили в Путина — чуть приросла. Потом увидим, что дальше будет.
— На существенный рост надеяться не приходится, ибо, как заявил Путин, курс реформ остается неизменным. Значит, причины этого обвала не устраняются. Ведь рождаемость — только результат многих процессов.
На 1000 человек населения в 1987 г. у нас было заключено 10 браков, а в 2001 г. — 6,9. Но есть еще более важный показатель — превышение числа браков над числом разводов. Он составлял 6 в 1987 г., а в 2001 г. упал до 1,6. Можно сказать, число эффективных браков снизилось почти в четыре раза! Вдвое выросла доля внебрачных детей — почти до 30%!
— Это первый результат реформы. Меньше свадеб, больше разводов, больше вдов, меньше рождений и крестин. А в какую жизнь входят те дети, что родились? О тех, кто не родился, что же говорить, их потеря для народа абсолютна. Не родился — значит, не болеет, не нужны ему детский сад, коляска, питание, жилплощадь. Поговорим о рожденных.
— На здоровье детей и подростков реформа сказалась самым страшным образом. Это только кажется, что дети не переживают — от социального бедствия их организм и психика страдают гораздо сильнее, чем у взрослых. В пять раз за годы реформы выросла детская инвалидность!
— Рост страшных показателей у детей в пять раз — это какая-то магическая цифра, часто ее слышим.
— Да, вот выдержки из «Государственного доклада о состоянии здоровья населения Российской Федерации» (2000 г.): «Число здоровых дошкольников за последние годы уменьшилось в 5 раз, и при поступлении в школу их количество не превышает 10%... Число не готовых к систематическому обучению детей увеличилось в 5 раз... Сохраняется неблагоприятная тенденция ухудшения состояния психической адаптации детей и подростков».
Вот какой ценой оплачиваются дела чубайсов и абрамовичей, и ответственность за такую судьбу детей — на всех нас, родителях. Мы этих чубайсов к власти привели и у власти удерживаем. Будут выборы — и опять их поддержат. Кого Сванидзе уговорит, кто за бутылку водки бюллетень свой продаст.
— Что все-таки конкретно так ударило по здоровью детей?
— Трудно отделить ухудшение материальных условий жизни от общего настроения в семье и в обществе. Ребенку нужен покой, ощущение надежности, ласка родителей. А если они сами живут в страхе и стрессе, ребенок болеет даже если завален апельсинами и игрушками. А когда не хватает ребенку на хлеб, тут вообще материальная и духовная сторона дела неразделимы.
— Давайте поговорим о хлебе.
— Врачи — по необходимости материалисты. Их главный вывод — ухудшение здоровья детей вызвано резким ухудшением условий жизни, и особенно питания женщин во время беременности. В том же «Государственном докладе» говорится: «Продолжает ухудшаться качество здоровья беременных женщин... Резко сократилось число нормальных родов, удельный вес которых составил по России 31%». Подумать только, почти половина женщин приходит на роды в состоянии анемии из-за плохого питания!
— Я думаю, для тех мужчин, которые стали отцами, один этот факт говорит о реформе больше, чем все послания Путина. Уж что-что, а когда жена готовится стать матерью, то готов расшибиться, но обеспечить ей получше питание. Всегда так было! Уж если женщина рожает в состоянии анемии от плохого питания, значит, дело действительно дошло до крайности.
— Еще, слава Богу, что имеют мужество рожать и выкармливать детей — при том, что и продукты детского питания, и предметы детского обихода перестали быть объектом заботы государства. Цены на них взвились выше, чем на товары для взрослых, — ведь все равно мать купит ребенку и молоко, и обувь, никуда не денется.
— Да, отечественная промышленность, работавшая для детей, совсем разорилась, живем на импорте. Хотя наши товары лучше были — для наших условий. Но все же первое дело — питание.
— Доклад о состоянии здоровья фиксирует важный факт: «Складывающийся «бедный» тип питания приводит к возрастанию частоты белково-калорийной недостаточности, проявляющейся у детей и подростков снижением массы тела и низкими ростовыми показателями». Но дело не только в массе тела и росте — нехватка белка наносит удар по всем физиологическим системам организма и по умственному развитию человека. Не хватает белка — рушится система иммунитета, любая простуда проходит очень тяжело.
И все это — выдержки официального документа правительства, формулировки в нем сглажены, говорится уклончиво. Подумайте: родился ребенок, все средства семьи, конечно, ему на питание, никто на этом не станет экономить. И все равно в России возник и начинает господствовать бедный тип питания. У детей!
— Выходит, в массе своей даже младенцев не могут наши женщины полноценно прокормить!
— Да! И тем самым на всю жизнь подрывают их здоровье. Неполноценное питание — хуже, чем то недоедание, которое сто лет назад было у крестьянских детей. Тогда не было у детей сладостей и мяса, но были ржаной хлеб, каша и хоть немного молока. А теперь — суррогаты. В Государственном докладе о состоянии здоровья сказано: «Питание детей раннего возраста является одним из ключевых факторов, определяющих адекватный рост и развитие детей, их устойчивость к действию неблагоприятных внешних факторов. Нарушения питания в раннем детском возрасте оказывают неблагоприятное влияние на состояние здоровья не только в первые годы жизни, но и в последующие возрастные периоды... В условиях снижающейся платежеспособности населения многие виды детского питания стали недоступными для большинства потребителей».
Надо же в это вдуматься. Недоступны для большинства! О каком росте доходов говорит Путин, если на детское питание денег у людей нет!
— Меня потрясла одна вещь. Сейчас бывают уличные беспорядки подростков, выросших уже за годы реформы. Телевидение показывало эти толпы. Что вдруг открылось — худые, щуплые подростки, лица землистые, на них —следы недоедания.
— На это надо всем нам глядеть — и вспоминать. Думал ли молодой мужик в 1991 г., когда аплодировал Ельцину, что он своими аплодисментами вгоняет в такую жизнь целое поколение русских детей! Так теперь надо не отворачиваться, а смотреть на дело наших рук и думать, как исправить положение. На дубинку ОМОНа надежда? На то, что он этих щуплых подростков загонит в их гетто? Напрасные надежды.
blog comments powered by Disqus