14.07.2002 07:57 | Патриот | Администратор
БУШ, ШАРОН И АРАФАТ
Свежо предание, да верится с трудом. Мы хорошо знаем по той же Югославии, что «демократизация» в понимании США означает приход к власти проамериканских деятелей. Затем американцы начисто забывают свои обещания. Напомним, что американцы поначалу требовали лишь отстранить от власти С.Милошевича. За это народу обещали молочные реки с кисельными берегами. Сербов обманули самым беспардонным образом. С.Милошевич уже год как в гаагской тюрьме, а жизнь в Югославии становится все хуже. В Палестине, однако, такой номер не проходит. «Проамериканский» деятель там означает «произраильский». Что это означает для арабов, настрадавшихся от полувековой оккупации, — вряд ли нужно объяснять. Что касается обещаний, то палестинцев слишком часто обманывали, чтобы они вновь поддались на сладкоголосые призывы президента США.
План Буша отвергли и ряд лидеров Западной Европы. Только высокомерный идиот, коих всегда хватало в американской верхушке, может рассуждать о том, что хорошо бы убрать Арафата и заменить кем-то другим, более сговорчивым. «Убрать и заменить» его невозможно. Ясир Арафат имеет такое же абсолютно ключевое значение для мирного урегулирования на Ближнем Востоке, как десятилетие назад Нельсон Мандела в ЮАР. С этим придется считаться всем. Кстати, мало кто знает, что Мандела — ныне один из наиболее уважаемых мировых лидеров — был осужден в 1964 года на пожизненное заключение за... организацию вооруженной борьбы против апартеида. То есть по западной терминологии — за «терроризм»...
Чтобы спасти Буша от очередного конфуза, пустили слух, что ему, дескать, подсунули не тот, не окончательный вариант его плана. Американцы начали «отрабатывать назад», заявляя, что сам Арафат в плане Буша не упоминается, а говорится о палестинском руководстве в целом. Как будто это может кого-то ввести в заблуждение! Ближе всего к истине, по-видимому, утверждение, что в президентской команде опять передрались «ястребы» (министр обороны Рамсфельд, его зам Вульфовиц и воинственная г-жа Райе) и «реалисты» во главе с госсекретарем США генералом Пауэллом. Как всегда в современ-ной американской истории, «ястребы» победили. Поэтому на свет появился «план Буша», который было бы правильнее назвать «планом Шарона». Авторство израильского премьера (который люто ненавидит Арафата) видно невооруженным глазом. Это в очередной раз подтверждает, что сейчас Америкой управляют из Тель-Авива так, как никогда раньше.
А между тем политика Шарона вновь зашла в тупик. Ясно, что недавняя «антитеррористическая» операция израильской армии с участием десятков тысяч резервистов полностью провалилась. Израильтяне разрушили сотни домов, убили тысячи палестинцев. Но не смогли добиться главного — сломить дух сопротивления, дух интифады. И это, повидимому, главный итог последних месяцев.
Израильтяне скорее крупно проиграли в мировом общественном мнении. Особенно — в европейском, которое раньше в целом
было на стороне израильтян. Теперь общим местом стали ранее казавшиеся немыслимыми сравнения действий израильских солдат в лагерях беженцев со зверствами немецких фашистов в еврейских гетто Польши, Украины и Белоруссии. По Европе прокатились многотысячные антиизраильские демонстрации. Крупные деятели, не отличавшиеся излишними симпатиями к палестинцам, типа Теда Тернера из CNN, высказались в духе того, что государственный терроризм Израиля порождает индивидуальный террор палестинцев. Это вызвало взрыв ярости в Тель-Авиве, ибо Тернер вскрыл истинную подоплеку происходящего. Такое заявление, исходящее от весьма влиятельного американ-ца, нанесло политике Шарона больший ущерб, чем взрывы бомб.
В раздраженном состоянии пребывает Европейский союз. Много-миллионные капиталовложения ЕС в инфраструктуру Палестины рассыпались в прах под ударами израильских снарядов и ракет. Европа, столь много сделавшая для примирения арабов и израильтян, чувствует себя оскорбленной тем, что соглашения в Осло в 1993 году опрокинуты израильтянами. Кстати, сильно недовольны Израилем и правоохранительные органы США. Эта страна превратилась в один из центров «русской» (!) мафии, а на деле международной преступной сети, действующей в финансовой сфере. И достается от этой мафии прежде всего банковской системе США.
От разбойной политики Шарона серьезно пострадала экономика самого Израиля. Одним из основных источников доходов израильтян был туризм. Но кто же сейчас поедет отдыхать в Израиль? По израильскому обществу бродит страх. Перед непрерывными взрывами бомб, перед призывами резервистов, перед экономическим кризисом. Нет прежней беззаботности и процветания (основанных на использовании дешевой арабской рабочей силы В израильском обществе растут напряжение и раскол. На недавнем еврейском конгрессе в Иерусалиме дело чуть не дошло до рукопашной, настолько непримиримыми были позиции тех, кто выступает за ди-алог с палестинцами, и тех, кто занимает экстремистские позиции.
Израильское общество прошло через несколько войн с арабами. Вроде бы оно подготовлено и к новому столкновению. Однако нынешний этап борьбы принципиально отличается от того, что было в 1967, 1972 и в 1982 годах. Тогда войны велись на территории арабских стран. Они были очень короткими. Сейчас война идет на территории Израиля. Конца и края ей не видно. Это изматывает израильтян, которые в своей массе настроены отнюдь не так кровожадно, как Шарон и его компания.
Генерал Шарон хотел было тряхнуть стариной и, как в 1982 году, разнести палестинские лагеря беженцев в пух и прах. Напомним, однако, что и в 1982 году его танковые колонны простояли несколько месяцев перед Бейрутом, который стойко обороняли палестинцы. Потом он выместил злобу на безоружных беженцах. Даже через 20 лет в мире помнят, что Шарон и его наемники натворили в лагерях Сабра и Шатала, где были хладнокровно вырезаны более шести тысяч палестинцев. На этот раз ему не позволили сделать этого. Шторм протестов, который разразился в Европе сразу после начала недавней операции, вынудил Шарона отказаться от его замысла. Кстати, суд города Брюсселя пока приостановил процесс против Шарона по обвинению его в военных преступлениях в 1982 году. Но только на время, пока Шарон является главой правительства.
Сейчас Шарон сменил тактику. Он манипулирует американцами, используя паранойю в США вокруг «угрозы терроризма». Но на деле Шарон просто тянет время. Точно так же, как это делали вожди режима апартеида в Южной Африке в середине 80-х годов, когда стало ясно, что господство белого меньшинства сохранить не удастся. Путем насилия и махинаций режиму апартеида удалось продержаться еще почти десять лет. Примерно то же самое делает сейчас и Шарон.
В чем-то ситуация в Палестине сложнее, чем в Южной Африке. А в чем-то и проще. Прежде всего в том, что международно-признанная модель урегулирования уже существует. Все знают, что нужно делать. Препятствует только упрямство израильтян. К 1993 году они было созрели до исторического компромисса с палестинцами. Соглашение в Осло («мир в обмен на землю») создавало предпосылки для того, чтобы урегулирование сдвинулось с места. Однако и этот медленный, противоречивый процесс осуществления договоренностей в Осло был сорван в сентябре 2000 года провокационным визитом Шарона к арабской святыне — мечети Аль-Акса.
Есть и еще один фактор, затрудняющий урегулирование. Мощный приток в Израиль выходцев из бывшего СССР, кинувшихся туда в поисках процветания и укрытия от трагедий, разыгравшихся после разрушения СССР. Появилась «свежая кровь» — люди, готовые жить в поселениях на оккупированных территориях, служить в армии. Этим умело воспользовались экстремистские силы израильского общества.
«Русских» израильтян уже более миллиона. Это наши вчерашние соседи, люди, которых меньше всего можно заподозрить в излишней воинственности. Люди хотят мира и благоденствия. За этим они приехали из бывшего Советского Союза. Но именно они в поселениях на оккупированных землях попадают в перекрестный огонь между палестинцами и израильской армией. Им вновь предлагают бесконечный конфликт. Из-за страха перед утерей только-только приобретенного достатка наши бывшие соотечественники становятся опорой экстремистских, антипалестинских сил. «Старую гвардию» типа Шарона подпирают еще более агрессивные политики — выходцы из России типа Либермана, которым нужно завоевывать место под политическим солнцем.
Но и опора на радикализм новых эмигрантов вряд ли что-нибудь изменит. Эмиграция не имеет глубоко духовного характера. Это не возвращение на Родину. Многие приезжие даже не являются евреями. Это экономическая, «бытовая» эмиграция, вызванная более высоким, чем в России, уровнем жизни, благами, которыми переселенцев заманивают в Израиль. Для многих Израиль — лишь трамплин в США или в другие страны Запада. У них нет такой связи с землей, как у палестинцев. Израильтяне, особенно вновь приехавшие, готовы защищать свой образ жизни. Но не землю, с которой они себя не ассоциируют. Зажиточные израильтяне американского или западноевропейского происхождения при обострении конфликта уезжают на Запад. Бегут назад и наши бывшие соотечественники. Если из бывшего СССР в Израиль ежегодно при-езжают примерно 40—45 тысяч человек, то 15—20 тысяч человек каждый год возвращаются назад.
Палестинцам ехать некуда. Это их земля. Другой у них нет. Они будут бороться до конца. В ходе нынешней интифады многое разрушено, погибли тысячи людей. Но в историческом плане, с точки зрения продвижения к намеченным целям — создания собственного государства со столицей в Восточном Иерусалиме, возвращения беженцев и прекращения оккупации их земель — палестинцы не потеряли ничего. Они лишь укрепились в убеждении, что движутся в правильном направлении. Интифада продолжается.
Вячеслав ТЕТЕКИН
blog comments powered by Disqus