Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

18.10.2001 01:20 | Патриот | Администратор

"НАШ НОВЫЙ СОЮЗНИК - РОССИЯ"

Под таким заголовком выходящий из печати на этой неделе старейший леволиберальный американский еженедельник "Нейшн", помеченный 5 ноября, публикует статью Стивена Коэна - хорошо известного нашему читателю профессора Нью-Йорского университета, одного из ведущих западных специалистов по советской и российской истории. Ниже следует полный перевод статьи, не все положения которой отражают точку зрения редколлегии нашей газеты. В то же высказанные Коэном позиции резко расходится с большинством сегодняшних публикаций американских СМИ и высказываниями политиков, представляя собой альтернативный подход к "русской" политике Вашингтона. К сожалению, вряд ли этот голос будет услышан в коридорах власти американской столицы.

"Чудовищные события 11 сентября предоставили Соединенным Штатам второй исторический шанс, после впустую промотанной возможности 90-х годов, установить подлинные отношения сотрудничества с пост-коммунистической Россией. Подобные отношения необходимы для того, чтобы совладать с реальными сегодняшними опасностями в области безопасности, превосходящими те, которые имели место во время холодной войны, и сделавшими США настолько уязвимыми, что даже они не могут более всерьез рассматриваться в качестве "супердержавы".

На самом деле, и упадок начиная с 1992 года российской ядерной инфраструктуры, и "низкотехнологичные, высокопродуманные" атаки на Америку в сентябре могут быть предзнаменованием наступления эры средневековья в области международной небезопасности. Ни с одной из этих опасностей нельзя эффективно совладать без России - единственной другой полностью ядерной державы и крупнейшего перекрестка цивилизаций.

Согласие Владимира Путина сотрудничать с военной кампанией Вашингтона против терроризма, особенно в соседнем Афганистане, открывает путь к подобным взаимоотношениям, но это потребует крупных изменений в американской политике по сравнению с той, которая существовала до 11 сентября. Те далеко не мудрые шаги привели к тому, что Россию охватили антиамериканские настроения и к наступлению "холодного мира" между бывшими противниками в "холодной войне".

Они включали в себя политику администрации Клинтона по фактическому навязыванию Москве во имя "реформ" мер "шоковой терапии" одновременно с убийственным внешним долгом; нарушение данного США Кремлю в 1990-1991 годах обещания не расширять НАТО на Восток; и бомбардировку братской России славянской страны - Сербии.

Во время своих первых восьми месяцев при власти, администрация Буша также основывала свою политику на превалирующем близоруком представлении о том, что "Россия больше не имеет значения". Пренебрегая серьезными переговорами с Москвой, она заявила о своем намерении продвигать НАТО прямо к российским границам, включая бывшие советские республики Литву, Латвию и Эстонию, и в одностороннем порядке аннулировать Договор по противоракетной обороне 1972 года, который Москва считает жизненно важным для своей ядерной безопасности.

Несмотря на вынужденно-неохотные аплодисменты решению Путина участвовать в антитеррористической кампании, нет никаких признаков американского пересмотра подобной политики (к примеру, не принимается во внимание даже то, что начиная с 11 сентября Россия стала с точки зрения целей США даже более важной страной, чем большинство членов НАТО). Вместо этого следует новое подтверждение все той же политики и страшные предупреждения в передовых статьях газет против любых серьезных уступок в ответ на участие Москвы, особенно применительно к жестокой войне Кремля в Чечне.

Однако вряд ли Путин сможет продолжать следовать курсу США в борьбе против терроризма без серьезных американских уступок, хотя бы только потому, что он окружен политической элитой, с глубоким недоверием относящейся к Вашингтону и недовольной его решением (сотрудничать с Белым домом в данном вопросе - пер.). Они уже напоминают ему о презренном "синдроме Горбачева-Ельцина" - примере далеко идущих русских уступок 80-90-х годов, за которыми последовали лишь западные нарушенные обязательства и увеличение его (Запада) мощи.

К примеру, они предупреждают, что администрация Буша превратит разрешение на использование баз в Узбекистане в постоянное американское военное присутствие в бывшей советской Средней Азии; использует русскую помощь в Афганистане для установления проамериканского режима в Кабуле; и использует "коалицию" чтобы разобраться с Ираком - то есть сделает то, против чего на протяжении длительного времени возражала Москва.

Но администрация не смягчает и оппозицию США войне в Чечне, которая всегда была по большей части риторической, стоявшей на первом месте в ряду требуемых Путиным (от США) уступок. Значительно большее значение имеют расширение НАТО (лишь ничтожное меньшинство с обеих сторон принимает всерьез разговоры о русском членстве в этом блоке), договор по ПРО и неспособность Москвы инвестировать капиталовложения в свою опустошенную экономику и в обнищавший народ, одновременно обслуживая долг Западу в размере около 165 миллиардов долларов.

Изменения в политике США по этим трем вопросам и необходимы, и желательны. Можем ли мы в действительности ожидать поддержки Москвой войны НАТО против терроризма, в то время как этот альянс времен "холодной войны" продвигается в направлении России? Можем ли мы ожидать, что Россия, чей оборонный бюджет составляет около 15 процентов от бюджета Вашингтона, вынесет стоимость военного сотрудничества в Афганистане и возможно, еще где-то без снижения долга? И может ли Белый дом просить Кремль верить его намерениям после того, как США не будут более нуждаться в русской помощи, в то же время продолжая отказываться вести переговоры по противоракетной обороне и договору ПРО?

Более того, все эти "уступки" были бы в долгосрочных американских национальных интересах. Россия, чьим границы на Востоке угрожает НАТО, чья ядерная безопасность подорвана американским стратегическим односторонним подходом и чья экономика находится в зависимости от долгов Западу, в конце концов ответит, делая то, что как должен надеяться Вашингтон, она не будет делать - искать достойных доверия союзников на Востоке, еще более загружая свою изношенную ядерную инфраструктуру еще большим числом вооружений и продавая больше оружия государствам, которых Вашингтон обвиняет в пособничестве терроризму.

Таким образом, события 11 сентября ставят Джорджа Буша не перед одним, а перед двумя историческими вызовами - защитить Америку от беспрецедентной опасности и развить беспрецедентные отношения с Россией. Если их понять правильно, то эти вызовы неразрывны".

Леонид НИКОЛАЕВ.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList