15.08.2002 20:09 | Правда России | Администратор
И СНОВА - КАСКОЙ ОБ АСФАЛЬТ!
Но, увы, очень часто за этими окнами — почти пустые обеденные столы. Хозяйке нечем накормить работника, не хватает средств на одежду и обувь не только для себя, но и для детей — из-за вечных задолженностей по заработной плате. Родители мне рассказывали, что при Советской власти такого никогда не было. И, что самое страшное, из-за технического состояния шахт все чаще дети шахтеров остаются сиротами, а жены — вдовами. В результате терпение горняков подходит к концу.
...И вот среди потоков машин, роскошных витрин, в безумном московском гуле слышу ритмичный звук: раз-два, раз-два-три... Это шахтеры стучат своими касками. Они кажутся инородными на роскошном столичном полотне. Шахтеры Воркуты, Урала, Кузбасса пикетируют здание Министерства энергетики, сидят у красной кирпичной стены, отгораживающей улицу от гостиницы «Россия» с дорогими лимузинами у подъездов.
Виктор Семенов, председатель Независимого профсоюза горняков Республики Коми из Воркуты, вначале отвечает официально даже на простой вопрос, как вы устроились в Москве:
— Проживаем в гостинице «Шахтер», в самом дешевом жилье, которое смогли найти. Мы готовы жить в палатках, пока тепло, но правительство, конечно, не разрешит. В 1998 году мы уже доказали, что можем долго жить в палатках — это было на Горбатом мосту. Я как раз был руководителем шахтерского пикета все четыре месяца. Вот такой быт: днем «работаем», а вечер проводим в гостинице.
— А как живут ваши семьи, сколько времени вам не выплачивается зарплата?
— Задолженность по заработной плате на отдельных предприятиях Воркуты — до семи месяцев. Идет постоянный разрыв: выплачивают нестабильно, малыми частями. Просто-напросто не дают умереть с голоду. А как живем, можете сами увидеть, приехав к нам в Воркуту, там все люди расскажут, своими глазами увидите...
— А мне и рассказывать не надо, я же тоже родом из шахтерского городка в Ростовской области.
— Зовем к себе президента. Пусть посмотрит. Только не так, как у нас обычно встречают в администрации: мы хорошо живем. Нет, надо, чтобы не показуха была, а правда. Да, мы стараемся наш город и людей как-то поддержать, но такое отношение президента и правительства к горнякам всей России дает нам право заявлять, что шахтеров и их семьи уже уничтожают физически. Нас Ельцин так уничтожал, а сейчас его преемник Путин.
— С кем из правительства вы уже встречались?
— В первый день, 12 августа, встретились с первым заместителем министра энергетики Леонидом Александровичем Трапко. Наши требования он рассмотрел, но «Минэнерго не имеет никакой возможности...» Тут-то согласны со всеми нашими условиями, понимают, что жизнь горняков в России ухудшается с каждым годом, условия труда становятся все тяжелей и опасней, несравнимо с советскими временами. Процент травматизма и смер-тельного травматизма вырос во много раз. Поэтому мы требуем, чтобы угольная отрасль контролировалась государством, а не частными хозяевами шахт. Но в министерстве этого не решают. Тут воля правительства и президента нужна. Завтра мы переходим на Горбатый мост, будем пикетировать правительство.
—А что еще, кроме пикетов, вы можете предпринять?
— На местах проводим по существующему законодательству все мероприятия, а это в основном трудовые споры. Скорее всего у нас в Воркуте будет Принято решение профсоюза об остановке всех угольных предприятий. А это уже кризис в энергетике. И мы говорим людям, которые нуждаются в тепле нашего угля, что в кризисе виноваты не мы, а президент, вынуждающий нас идти на такие меры.
В разговор вступает Андрей Сергеевич Дудников из объединения «Челябинскуголь» (город Копейск):
— По нашему объединению не выплачена задолженность за прошлый год, а так сейчас более-менее платят... Но мы тоже приехали, чтобы поддержать Воркуту. Да и нашему объединению необходимо проиндексировать средства...
— Уголь добываем кровью, а пенсия меньше, чем у московского клерка!
— Только замминистра к нам вышел, а высокие чины боятся, сказать им нечего...
— Мы не нужны своему государству, так и никому не нужны, — теперь уже каждый высказывает свою боль, все говорят наперебой.
— КПРФ раньше хорошо работала, а теперь что-то не очень, в Воркуте у нас есть организация КПРФ, но она, как и другие партии, помощи не оказала при подготовке этой акции. Народу нужны работающие лидеры, — говорит проходчик шахты «Заполярная» Константин Константинович Степанов. — Я сам состоял в партии, всегда голосовал за коммунистов, и вся моя семья — тоже. И знакомым всем советую так же голосовать, объясняю, почему коммунисты лучше всех других партий. Но хотелось бы, чтобы за их хорошими словами стояли активные действия. И очень обидно мне, что в КПРФ как-то равнодушно относятся к шахтерскому движению...
— Какая помощь вам нужна сейчас?
— Нужно организовать встречи с депутатами, пусть Геннадий Андреевич придет, выслушает нас, поговорит с народом, поможет встретиться с членами правительства. А газеты должны давать объективную информацию, а не как «Коммерсантъ» и другие. Другие вообще только насмехаются над нашей бедой. Ведь закрываются шахты, становятся мертвыми города, поэтому газеты должны рассказать об этом правительству, чтобы оно повернулось лицом к человеку труда, а не только смотрело, как «нефтебабки» поиметь...
Шахтеры рассказывают, что помощь им оказывает Жириновский: выделил автобус, привозит питьевую воду... Хорошо? Но вот не известно шахтерам, что и с помощью фракции ЛДПР в Думе был принят новый Трудовой кодекс. Вряд ли «добренький» Вла-димир Вольфович им об этом сообщил. Виктор Семенов жаловался, что по этому новому Кодексу трудящиеся не могут противостоять хозяевам. Кодекс разрешает не выходить на работу, если зарплата задерживается на 15 дней. Но вот беда: хозяин имеет право по этому же закону не оплачивать невыходы. Так что прекращение работы в знак протеста против невыплаты заработной платы лишает шахтера будущего заработка.. Не очень-то побастуешь! И за это голосовал Жириновский. А вот коммунисты в Думе были против нового Кодекса и долго боролись против такого угнетательского закона. Но их голосов оказалось недостаточно. Жалко, что шахтеры об этом не знают.
Наталья БЕРИШВИЛИ,
студентка РГУ.
blog comments powered by Disqus