Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

04.10.2002 08:47 | Правда России | Администратор

СТЫДНО ЗА ПРЕМЬЕРА

В России сегодня нет никакой власти, кроме исполнительной. Законодательная власть, по сути, ликвидирована: Совет Федерации после изгнания оттуда губернаторов стал просто конторой, а в Государственной думе правительство купило себе “техническое большинство”, штампующее по его указке любые, даже самые варварские законы. Премьер и его вице с видимым удовольствием издеваются над парламентской оппозицией. Судебная власть напоминает карикатуру. Правительство плюет на решения всех судов, в том числе и Конституционного.

Кому же принадлежит эта исполнительная власть? Чью волю исполняет? То, что не народа, — однозначно. Иначе бы не заставляла даже своих, купленных с потрохами депутатов по шесть раз переголосовывать для продавливания закона о запрете референдума. Она и не пытается скрывать, на кого работает, что ее хозяевами являются криминальные группировки, грабящие все годы “реформ” страну и ее народ, интересы которых, в свою очередь, тесно переплетаются с интересами западной финансовой олигархии.

На днях была представлена на обсуждение концепция альтернативной бюджетной политики на 2003 год, которую предполагается принять в качестве официального документа НПСР. Эта концепция специально подготовлена на основе требований бюджетного послания В. Путина и правительственных проектировок федерального бюджета. Даже в таком виде она демонстрирует всю глубину разрыва между риторикой президента и действиями его команды.

О том, куда ведет эта власть страну и что необходимо сделать для вывода России из кризиса, рассуждает сегодня на страницах “Правды” один из ведущих авторов концепции депутат Государственной думы, член-корреспондет РАН Сергей Юрьевич Глазьев.

Опасные тенденции

Я бы выделил три наиболее опасные тенденции нынешней социально-экономической ситуации в России. Первая — деградация научно-производственного потенциала. Износ основных фондов в стране достиг критических величин. Идет лавинообразное сокращение производственных мощностей. Оно сопровождается быстрой утратой научно-технического потенциала, который является основой современного экономического развития.

Вторая — деградация человеческого потенциала. Безработица, детская беспризорность, наркомания, алкоголизм — наиболее яркие ее проявления. Сегодня 20% городского населения находится на социальном дне, треть имеет доходы ниже прожиточного минимума.

Третья — деградация природно-ресурсного потенциала. В стране процветает хищническая эксплуатация природных ресурсов. На одну тонну добываемой нефти списывается четыре тонны запасов. Ни государство, ни олигархи, получающие чудовищные сверхприбыли, не финансируют разведку новых месторождений. Очень скоро нам просто нечего будет добывать.

При такой политике в близкой перспективе страну ждут катастрофическое сжатие остатков нашего научно-производственного потенциала, утрата способности к самостоятельному социально-экономическому развитию, деградация и вымирание населения, фактическое превращение России в сырьевую колонию с ликвидацией национального суверенитета.

Можем ли мы переломить эти тенденции? Разумеется, можем, если будем грамотно подходить к формированию экономической и бюджетной политики. Для этого в стране есть все необходимые ресурсы. Прежде всего не используется значительная часть трудового потенциала. Многие квалифицированные кадры остаются без работы.

Производственные мощности в наукоемком машиностроении загружены лишь на треть, а по ряду перспективных направлений экономического роста — всего на четверть. Авиакосмическая отрасль, биотехнологии, телекоммуникации, атомная энергетика, промышленность переработки нефти и газа, современные конструкционные материалы — это те отрасли, где наши предприятия имеют передовые технологии и где темпы роста производства в мире составляют от 20 до 80% в год.

У нас есть мощные внутренние источники инвестиций в производство. Если наладить нормальную работу банковской системы и устранить долларизацию обращения, можно было бы удвоить объемы капиталовложений за счет сбережений населения. Еще большим инвестиционным потенциалом обладает пресечение утечки капитала. Мы подсчитали по платежным балансам Центробанка, что за 1992—2000 годы 87,5 миллиарда долларов выручки от продажи нефти и другого сырья не вернулось в страну.

Логика правительства

По всем этим направлениям правительственный проект бюджета никаких решений не предлагает. В нем нет механизмов социально-экономического развития. Вопреки требованию закона не сформирован бюджет развития. Без поддержки остаются банки развития. Нет системности в федеральных целевых программах. Нет плана развития госсектора. Есть только дальнейшая распродажа остатков госсобственности по бросовым ценам.

Ничего в проекте бюджета не говорится о тарифах на услуги естественных монополий. А без этого вообще невозможно прогнозировать его расходы. Отсутствие контроля за тарифами сегодня стало главным фактором инфляции. По существу правительство идет на поводу у монополи-стов, которые злоупотребляют своим положением на рынке. Например, рентабельность “Газпрома” достигла 67,6%.

Так называемый профицит бюджета есть не что иное, как сокращение конечного спроса на 72 миллиарда рублей. Растущие заимствования на финансовом рынке — 163 миллиарда рублей — означают вычет из потенциальных инвестиций. Такой бюджет тормозит экономическое развитие, негативно сказывается на темпах экономического роста.

Единственная, ничем не подкрепленная догма, которой правительство “обосновывает” такую свою политику,— это “необходимость” максимального сокращения непроцентных (не связанных с выплатой процентов по долгам) расходов. То есть того, для чего, собственно, и существует бюджет. Мне стыдно за премьера, за то, что он не понимает азов государственной социально-экономической политики. При нашем тощем бюджете и загибающейся экономике говорить, что сокращение непроцентных расходов стимулирует деловую активность, — это все равно, что требовать лечить дистрофика голоданием.

Наша банковская система не предоставляет сегодня долгосрочных кредитов. Если правительство самоустраняется от поддержки нововведений, инвестиций в наукоемких перспективных отраслях, которые требуют капитальных вложений с окупаемостью в 5—7 лет, то эти перспективные локомотивы экономического роста не заработают, а имеющийся научно-промышленный потенциал будет просто-напросто уничтожен. Может, в этом и есть смысл деятельности правительства?

Сегодня бюджет теряет огромные доходы. Правительство оставляет монополистам сверхприбыли от эксплуатации природных ресурсов и от злоупотребления монопольным положением. Эти деньги в экономику не поступают, они вывозятся за рубеж и накапливаются на офф-шорных счетах. В интересах страны следовало бы изъять у них эти средства и направить на цели социально-экономического развития. Но правительство этого не делает. То есть за тезисом о сокращении непроцентных расходов лежит политика обслуживания олигархического бизнеса, который ежегодно вывозит из страны более 30 миллиардов долларов.

Логика патриотов

Мы предложили альтернативную концепцию бюджета. Она исходит из того, что для реализации имеющегося потенциала развития необходима серьезная активизация роли государства в промышленной, научно-технической, природно-ресурсной политике.

Для ее проведения мы предлагаем реализовать право государства как собственника недр и других природных ресурсов на монопольную ренту и изъять сверхприбыль от их эксплуатации в доход бюджета. Это даст не менее 240 миллиардов рублей.

Второй дополнительный источник средств — пресечение невозврата валютной выручки от экспорта российского сырья. Наши “олигархи” не вернули в страну более трех триллионов рублей выручки от продажи нефти и другого сырья. То есть просто поставили сырье без оплаты. По существу они украли эти деньги. В том числе более триллиона рублей у бюджета в виде незаплаченного налога на прибыль. Правительство делает вид, что ничего не происходит. Мы требуем прекратить это открытое разграбление национальных богатств и изъять в бюджет причитающиеся налоговые платежи.

По этим и другим источникам, буквально лежащим на поверхности, мы видим возможность увеличения доходов консолидированного бюджета уже в 2003 году не менее чем на триллион рублей, в том числе федерального бюджета — не менее чем на 459 миллиардов рублей.

Кроме того, мы предлагаем отказаться от профицита бюджета и использовать другую концепцию работы с внешним долгом. Правительство вообще игнорирует свои долговые обязательства перед населением, отказывается восстанавливать сбережения вкладчиков Сберегательного банка. И в то же время полностью расплачивается по внешним долгам.

Это несправедливо и экономически абсурдно, потому что главным источником инвестиций является население. Роль иностранных инвестиций в нашей экономике ничтожна. Мы считаем, что, как минимум, необходимо обеспечить паритет собственного населения и иностранных кредиторов в погашении и обслуживании госдолга. Кроме того, мы предлагаем использовать схему “долги в обмен на инвестиции”, которая успешно реализовывалась во многих странах. Никакой объективной необходимости тратить треть бюджета на выплаты по долгам просто не существует.

В отличие от правительства, которое нарушает все законы о нормативах бюджетных расходов, мы предлагаем эти законы соблюдать. Ведь если мы расходуем бюджетные средства на науку, образование, повышение качества человеческого потенциала, на лизинг новой техники, инвестиции через банк развития, то эти расходы работают на экономический рост, на повышение уровня жизни населения.

За счет дополнительных доходов мы предлагаем существенно увеличить бюджетные расходы на образование, здравоохранение, науку и культуру, увеличить заработную плату бюджетникам не с июля, а с января, удвоить размер детских пособий, профинансировать программы борьбы с детской беспризорностью, наркоманией и алкоголизмом.

Считаем необходимым ликвидировать налоговые перекосы в пользу федерального центра, вложить серьезные средства в модернизацию коммунального хозяйства, 75 миллиардов рублей направить на поддержку инвестиций в приоритетных отраслях российской экономики и еще не менее 26 миллиардов добавить на поддержку сельского хозяйства.

www.gazeta-pravda.ru


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList