27.06.2003 16:29 | Правда | Администратор
МЫ УХОДИМ...
— Это произошло четыре года назад. Сегодня, как известно, объявлено о выводе российских миротворцев с Балкан: они, мол, дорого обходятся казне, а польза от них минимальная. Как вы оцениваете это решение и каковы его геополитические последствия для России?
— Пребывание российского воинского контингента в регионе, где веками присутствуют наши стратегические интересы, позволило России на равных вести переговорный процесс со странами НАТО, противостоять попыткам западных стран расчленить Союзную Республику Югославию, наконец, протянуть руку помощи многострадальному населению братской Сербии, ведущему мужественную борьбу против коалиции агрессоров.
Весь мир убедился: феномен русского солдата, жертвовавшего собой ради братьев-славян во времена Суворова и Гурко, Скобелева и Толбухина, жив и воплощается в героизме современного российского десантника. Весь мир увидел: России достанет сил выпрямиться, как бы недруги ни стремились поставить ее на колени. Парни-десантники возродили веру в Россию у той подавляющей части мирового сообщества, которая не желает жить по указке из Вашингтона. А каким энтузиазмом в те дни был охвачен российский народ, у которого впервые за последние годы возродилась надежда, что наша армия не только жива, но и способна на победы!
— Леонид Григорьевич, расскажите о некоторых подробностях того легендарного броска. Ведь вы, будучи начальником Главного управления международного военного сотрудничества Миноборо-ны РФ, имели к его осуществлению непосредственное отношение.
— В июньские дни 1999 года Россия сыграла большую роль в урегулировании югославского кризиса. Европейцы и даже американцы с надеждой смотрели на нас, полагая, что Россия сможет развести стороны, участвовавшие в конфликте. С делегацией США, которую возглавлял генерал Фоглиссон — посредниками же выступали финны, которые сыграли положительную роль в этой акции, — было решено, что “присутствие по безопасности” — такое название носи-ла послевоенная операция в Косово — будет осуществляться следующим образом. Силы, участвовавшие в войне против Югославии, будут располагаться вдоль границы Косово с Албанией и Македонией. Им определили коридор не более 50 километров. Они должны были блокировать границу Албании и Македонии с Союзной Республикой Югославией для фильтрации беженцев, предотвращения прорыва боевиков. На остальной территории Союзной Республики Югославии должны были разместить свои войска нейтральные государства и страны НАТО, не принимавшие активного участия в агрессии. Мы работали по этому вопросу с Украиной и другими странами СНГ, с исламскими государствами. Россия добилась, чтобы силы безопасности Югославии лишь частично вывели свои подразделения. Натовцы пусть медленно и неохотно, но склонялись к нашей позиции.
В этих условиях роковую роль чуть было не сыграла предательская позиция (иных слов не подберу) В. Черномырдина, назначенного спецпредставителем президента РФ. В конце мая 1999 года в Кельне состоялась итоговая встреча делегаций заинтересованных сторон, в которой участвовали президент Финляндии М.Ахтисаари, первый заместитель Госсекретаря США С. Тэлботт, от России — В. Черномырдин, я и генерал В. Заварзин — представитель России в НАТО. Как ни странно, Черномырдин при обсуждении итогового документа поддержал... противоположную сторону.
Мы были ошарашены таким поворотом дела. Я заявил, что это не документ, а ультиматум американской стороны, что военная часть российской делегации не будет участвовать не только в его подписании, но и в обсуждении и что мы покидаем это собрание. Черномырдин бросил мне вдогонку: “Вашей подписи тут и не требуется”.
Таким образом, в результате такого поворота дел был принят американский документ, и это в то время, когда Россия играла главную роль на этих переговорах и все надеялись на ее силу и твердость.
В одночасье мы скатились на третьи роли, предав сербов — народ, близкий нам и по духу, и по вере.
— Как события развивались дальше?
— 9 июня я встретился с генералом Фоглиссоном, который вместе с Тэлботтом прилетел в Москву. От него услышал, что американцы разрешают (!) нам одним батальоном участвовать в миротворческой операции в американском секторе.
Естественно, российская делегация отказалась обсуждать вопрос при такой его постановке, поскольку это противоречило резолюции № 1244 Совета Безопасности ООН. Переговоры были прерваны. Мы с коллегами из МИД стали готовить доклад Б. Ельцину о том, что нас пытаются отстранить от урегулирования балканского процесса, предложили меры, которые следует предусмотреть, в том числе для реализации нашего права на одновременный с американцами ввод наших подразделений.
Батальон российской бригады в Боснии по приказу Москвы начал выдвигаться по направлению в Сербию и Косово. Для натовцев это не было неожиданностью.
Накануне операции, вечером, команда С. Тэлботта, чтобы сковать переговорным процессом военно-политическое руковод-ство России и, как говорится, под шумок обеспечить упреждающий ввод натовских войск в Косово, прибыла в сопровождении министра иностранных дел И. Иванова в Министерство обороны РФ. Тэлботт потребовал, чтобы переговоры с ним вели министр обороны, министр иностранных дел, начальник Генштаба и другие высокопоставленные военные.
На вопросы же И. Иванова и И. Сергеева о том, когда войска НАТО планируют войти в Косово, американцы без запинки отвечали, что не ранее чем через сутки. Между тем российская военная разведка четко докладывала о начавшемся продвижении натовских частей. Вскоре пустопорожнее времяпрепровождение российским министрам стало очевидно, и они оставили аме-риканцев, но те уезжать из Минобороны отказались.
А в кабинете министра обороны РФ обстановка накалялась: постоянно поступала информация о продвижении натовцев и нашего батальона, который под Белградом возглавил генерал В. Заварзин. Как только передовые части НАТО пересекли границу Македонии с Косово, наш батальон в соответствии с планом пересек административную границу Сербии с Косово и рванул на Приштину.
Еще в стенах Минобороны РФ Тэлботт получил информацию о том, что Cи-Эн-Эн показывает ввод российского батальона в Приштину, и потребовал от И. Иванова объяснений.
Однако дело уже было сделано — наш батальон вошел в Слатину и занял круговую оборону...
— Тогда Россия заставила с собой считаться. А сегодня? В чем, на ваш взгляд, урок приштинского броска наших десантников?
— Тогда, может, впервые после унизительного десятилетия Россия могла гордиться собой. Ее международный престиж взлетел в те дни на небывалую высоту. Геополитическая ситуация стала меняться в пользу сторонников Союзной Республики Югославии и России.
Однако этот потенциал не только не был использован руководством страны, но бездарно, не исключено, что и умышленно, растрачен и девальвирован.
Сегодня Россия сама уходит с Балкан, оставляя дружеские точки опоры, предавая забвению свои национальные интересы. Так российская властная элита по сути уничтожает потенциал Великой Победы, одержанной нашим народом над фашизмом: достаточно напомнить фактическую сдачу Западу Калининградской области, оказавшейся в окружении НАТО. Так она сдает в архив и славные дела современного российского воинства, а с ними и надежды россиян на возрождение страны.
Уже который год продолжающиеся “реформы” все более убедительно демонстрируют всю свою пагубность для русского и других коренных народов России. Продолжаются тотальное разграбление страны, уничтожение потенциала национальной безопасности, деградация и вымирание населения. Особенно усердствуют так называемые либерально-демократические силы, спеша завершить разрушение Вооруженных Сил и спецслужб, чтобы оставить страну безоружной перед мощной военной машиной США и их политикой глобального силового доминирования.
Надо прямо сказать: состояние национальной безопасности России приблизилось к последней, может быть, черте, за которой последует необратимая утрата остатков былого могущества и потенциала возрождения страны.
От разрушения Российское государство и его Вооруженные Силы могут и должны спасти решительные действия офицерского корпуса, всех патриотических сил страны, подобные тем, которые совершили воины-десантники в июне 1999 года на древней сербской земле.
Нужен политический марш-бросок истинных патриотов во власть — вот главный урок, который мы должны извлечь из той легендарной десантной операции четырехлетней давности.
Беседу вела
Марина ЭРАТОВА.
--------------------------------------------------------------------------------
Помпезность и расточительство — антинародны
ВСЮ ВТОРУЮ половину мая город-герой на Неве праздновал свое 300-летие. Именитые гости более чем из 40 государств, встречи руководителей стран СНГ и ЕС, позолота дворцов и храмов, балы и банкеты, представления на уличных подмостках и в концертных залах, лазерные, водные шоу и фейерверки, теле- радио и печатные СМИ пытались придать юбилею города мировую значимость, доказать на его примере величие современной России.
Одобряя и поддерживая идею празднования значимых исторических дат в истории России, Секретариат Совета СКП — КПСС считает необходимым заявить об излишнем расточительстве при подготовке и праздновании юбилея, несовместимом с сегодняшней социально- экономической ситуацией в стране, о перекосах, допущенных его организаторами и СМИ в трактовке истории юбиляра.
Санкт-Петербург, созданный каторжным трудом крепостных, пережил 214 лет в царской, 74 года — в советской и 12 лет — в современной “демократической” России. Здесь зарождалась крупная промышленность нашего Отечества, формировались пролетариат и крупная буржуазия, создавались центры передовой научной мысли, российской культуры и просвещения. Вместе с тем процветала нещадная эксплуатация трудового люда помещиками и капиталистами. Шло расслоение населения города на массы униженных и угнетенных пролетариев и кучку жирующих богачей. В результате — восстание декабристов в 1825 году, революционные выступления рабочих в декабре 1905 года, буржуазная революция в феврале 1917 года и Великая социалистическая под руководством партии большевиков во главе с В.И. Лениным в октябре 1917 года.
За годы Советской власти Ленинград превратился в крупнейший промышленный, научный и культурный центр не только социалистической России и Советского Союза, но и всего мира. В городе создавались самые современные технологии в различных отраслях промышленности — от производства тканей до оборонной и космической. Высокими темпами росло производство электротехнического и электронного оборудования, тракторов, товаров народного потребления. Были ликвидированы такие спутники капитализма, как безработица, бандитизм, беспризорность. Средняя продолжительность жизни возросла с 35 лет в царской России до 65 лет у мужчин и 74 лет у женщин. Население города, выстоявшее в тяжелейших испытаниях гражданской и Великой Отечественной войн, героически пережившее 900 дней и ночей фашистской блокады, выросло с 1 468 900 человек в 1918 году до более чем 5 млн. человек в 1990 году. Юбилеи отмечались трудовыми победами, решением социальных проблем, улучшением жизни людей. Советская власть всегда и везде была вместе с трудовым народом.
За последние 12 лет “демократической” России и капиталистической реставрации город, как и вся страна, отброшен на десятилетия назад. По данным официальной статистики, промышленное производство в целом сократилось вполовину. В 80 раз упало производство паровых турбин, в 22 раза — тракторов, в 45 раз — телевизоров, производство шерстяных тканей — в 5 раз. На знаменитом Кировском заводе в советское время работали 63 тысячи человек и выпускали 2000 тракторов в месяц, сейчас 9 тысяч рабочих производят в месяц 80—90 машин. И такая же судьба у Металлического завода, “Электросилы”, у всех ленинградских гигантов. Почти в два раза сократилось потребление жителями города мясных, молочных продуктов и овощей. Вернулись безработица, беспризорники, выросла преступность. Смертность жителей города в 2,3 раза превышает рождаемость, средняя продолжительность жизни у мужчин уменьшилась на 5 лет, женщин — на 2 года, население за 12 лет сократилось на 406 тысяч человек.
И на этом фоне с “имперским” размахом российская власть готовила и провела юбилей. На праздничные мероприятия, по предварительным оценкам, было затрачено 60 млрд. рублей. В то же время предложение фракции КПРФ о признании ветеранами труда лиц, ковавших Победу в годы Великой Отечественной войны, и предоставление им льгот, на что требовалось 1,5 млрд. рублей, было отклонено президентом и депутатами Госдумы, представляющими партию “Единая Россия”.
Такое празднование юбилеев русский народ всегда называл “пир во время чумы”. На этом пиру власть отгородилась от бездомных и нищих колючей проволокой, а от истинных творцов славы и величия города — его тружеников — разводными мостами и милицейскими кордонами.
К сожалению, такое проведение праздников в современной России становится обыденностью. Скоро 1000-летие Казани, 400-летие Томска. У нас же впереди выборы. Есть реальная возможность пока еще мирным путем вернуть во власть патриотов Советской социалистической России. Как и кого выбираем — так и живем!
www.gazeta-pravda.ru
blog comments powered by Disqus