Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

28.08.2001 02:35 | Правда | Администратор

НАПЕРЕГОНКИ С ИНФЛЯЦИЕЙ

О ходе подготовки Федерального бюджета на 2002 год
и задачах академического сообщества по увеличению расходов на науку

Руководителям РАН,
Руководителям территориальных
и первичных профсоюзных организаций

 

Глубокоуважаемые коллеги!

Борьба научного сообщества страны за бюджет 2002 года, а вместе с ним за улучшение отношения Государства к отечественному научно-техническому потенциалу продолжается. С 1 сентября к рассмотрению Федерального бюджета в четырёх чтениях приступит Государственная Дума.

Накануне начала осеннего этапа борьбы за бюджет Совет профсоюза выражает глубокую признательность тем работникам научных учреждений РАН и ГНЦ, которые приняли в июне активное участие в массовых действиях профсоюзов науки, прошедших в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Апатитах, Новосибирске, Екатеринбурге и других научных центрах РАН. Именно эти действия заставили Министерство финансов РФ внимательно рассмотреть выдвинутые требования, провести переговоры с делегацией профсоюзов на самых высоких уровнях - зам. председателя Правительства РФ, Министра финансов РФ А.Л. Кудрина, зам. Министра финансов РФ Т.А. Голиковой, - и выполнить отдельные требования научного сообщества.

В результате первоначальная проектировка объёмов финансирования по разделу "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" была увеличена с 27 млрд. руб. до 28,2 млрд. руб, т.е. на 4,4%. По статьям РАН и её региональных отделений получено ещё большее увеличение - 19,9 - 30% (Подробнее см. приложение - таблицу № 1).

И всё-таки достигнутое летом нельзя признать удовлетворительным! Министерству финансов РФ в очередной раз удалось свести постановку вопроса о радикальном улучшении положения отечественной науки к борьбе за создание условий, обеспечивающих для научных коллективов и работников науки в 2002 лишь элементарное выживание. И это несмотря на то, что Президент РФ В.В.Путин, выступая 16 апреля на заседании коллегии Минфина РФ, отнес науку наряду с социальной сферой, государственной безопасностью и образованием к приоритетам Федерального бюджета следующего года.

Для того, чтобы в 2002 году, учитывая рост цен и отмену для науки налоговых льгот, сохранить для наших научных коллективов объём реального финансирования хотя бы на уровне текущего года необходимо увеличение расходов по разделу "Фундаментальные исследования и содействие НТП" до 35,9 млрд. руб., т.е. еще на 7,7 млрд. руб.

Именно эта сумма составит в 2002 году для российской науки прожиточный минимум. К сожалению, в ходе переговоров Правительство и Минфин РФ приняли далеко не все аргументы профсоюзов науки. Более того, их представители не испытали даже тени сомнения в том, что они выполнили поручение Президента РФ относительно приоритетного финансирования научно-технической сферы. Доказывается это тем, что объемы финансирования по подразделу "Фундаментальные исследования", а также по входящим в него статьям РАН и ее региональных отделений предлагается увеличить номинально в 1,4 - 1,5 раза при общем увеличении расходной части бюджета всего на 30 %, а также тем, что в проектируемом объеме учтена индексация заработной платы работников бюджетных учреждений научно-технической сферы в 1,89 раза и индексация коммунальных расходов в 1,6-2,0 раза.

Видимо, тоже самое эти представители будут говорить, отстаивая свой проект Федерального бюджета перед депутатами Государственной Думы. При этом они не забудут заявить о том, что учли требование научного сообщества относительно необходимости продолжить финансирование программ по поддержанию материально-технической базы научных организаций. Программ, включающих в себя капитальный ремонт зданий, создание центров коллективного пользования уникальными приборами, и требующей в сумме 1,4 млрд. руб. Они не забудут также напомнить о том, что учли наше требование компенсировать затраты на оплату налога на добавленную стоимость и пошлины при осуществлении импортных закупок научного оборудования по кредитам германских банков. Эти затраты возникли в связи с отменой ранее действующих льгот и составят 0,43 млрд. руб.

Что же вызывает неприятие правительственной проектировки расходов на науку в Федеральном бюджете 2002 года в размере 28,2 млрд. рублей?

Почему мы считаем 35,9 млрд. руб. прожиточным минимумом для российской науки на следующий год?

О чем должны знать депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации и Президент РФ, утверждая Федеральный бюджет 2002 года?

Во-первых, Правительством РФ предлагается очередное существенное сокращение доли науки в расходной части Федерального бюджета. 28,2 млрд. руб. составляют всего 1,5 %. Губительную для российской науки тенденция может получить ускоренное развитие:

1997г.- 2,88%; 1998г.-2,23%; 1999г.- 2,02%; 2000г.- 1,85%; 2001г.- 1,84%.

Во-вторых, названное выше номинальное увеличение объемов финансирования по подразделу "Фундаментальные исследования", по статьям РАН и ее региональных отделений получено в основном за счет небывалого перераспределения средств внутри раздела "Фундаментальные исследования и содействие НТП", за счет существенного сокращения расходов по подразделу "Содействие НТП", а следовательно на Федеральные

целевые программы, которые приносили научным коллективам немалые дополнительные средства. При таком раскладе трудно представить каким образом может увеличится суммарное финансирование многих научных учреждений РАН. Что же касается ГНЦ, то они при этом могут понести непоправимый урон. Говоря иначе, делается решающая попытка перевести прикладные исследования на самофинансирование. А ведь они занимают немалое место в структуре деятельности академических институтов.

В-третьих, представленный в Государственную Думу проект Федерального бюджета свидетельствует о том, что Правительство и Минфин РФ никоим образом не собираются в следующем году решать самую больную для отечественной науки проблему - проблему привлечения и закрепления специалистов. В 1,89 раза проиндексирована только оплата труда по Единой тарифной сетке и обязательные надбавки типа "За вредность". Никоим образом не проиндексированы надбавки за ученую степень, стимулирующие надбавки и премии, стипендии аспирантам и стажерам, заработная плата, относящаяся к структуре стоимости Федеральных целевых программ и научных исследований по приоритетным направлениям научно-технического прогресса. В результате реальная индексация оплаты труда в научно-технической сфере может составить не более 20 %, оставив большинство работников науки за чертой бедности. Для того, чтобы хоть как-то исправить подобное положение по нашим расчетам необходимо добавить в расходную часть бюджета не менее 5 млрд. рублей.

В-четвертых, в структуре Федеральных целевых программ и научных исследований по приоритетным направлениям не проиндексированы также ассигнования на оплату коммунальных услуг. Недостающая сумма составляет около 1 млрд. рублей.

В-пятых, при существующем росте цен на все без исключения виды услуг остались полностью не проиндексированными расходы по таким статьям бюджетной классификации как связь, транспорт, текущий ремонт, командировки и остальные прочие расходы. Необходимая сумма здесь составляет 1,7 млрд. рублей.

Итого необходимая прибавка со стороны Государственной Думы по разделу "Фундаментальные исследования и содействие НТП" составляет не менее 7,7 млрд. рублей, а общая сумма по данному разделу должна составить минимум 35,9 млрд. рублей.

Для того же, чтобы научным коллективам выйти наконец из режима выживания и перейти к последовательному развитию, включающему в себя решение проблемы закрепления кадров необходимо не менее 75 млрд. руб., т.е. те самые 4 % расходной части бюджета, которые должны выделяться на гражданскую науку в соответствии с Федеральным Законом "О науке и научно-технической политике"

Скорее всего, противоречие, возникшее между суммой, предлагаемой Правительством РФ на науку, и реальными финансовыми потребностями научно-технической сферы будет предложено решать в духе доклада Правительства РФ "Основные направления государственной научно-технической политики Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный периоды", направленного в июне Президенту РФ. В этом докладе предлагается реформировать РАН на основе концентрации имеющихся ресурсов, т.е. сокращения числа научных учреждений и численности сотрудников. По крайней мере именно в этом духе прошло в начале августа первое заседание правительственной комиссии по подготовке мероприятий, направленных на реформирование академической науки.

Мы видим задачу центральных органов профсоюзов науки на данном этапе борьбы за Федеральный бюджет 2002 года в том, чтобы привлечь внимание к требованиям научного сообщества страны руководителей Государственной Думы, Совета Федерации, депутатских фракций, групп и профильных комитетов. Добиться от них поддержки данных требований.

Задача всех научных центров и коллективов заключается в том, чтобы проделать аналогичную работу персонально с каждым депутатом, избранным от соответствующей территории.

Задача научного сообщества страны - провести в сентябре-октябре общероссийское массовое выступление в поддержку своих требований к руководству России по возрождению отечественной науки.


В.Н.СОБОЛЕВ,
председатель Совета профсоюза.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList