Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

16.06.2001 01:00 | Правда | Администратор

ОГЛЯДЫВАЯСЬ ПО СТОРОНАМ

После заметных инициатив в размораживании процесса Приднестровского урегулирования президент Молдовы В.Воронин совершил серию крупных внешнеполитических акций и заставил говорить о себе за пределами традиционного треугольника Москва-Кишинев-Бухарест. Неровно, с рывками и провисаниями, как набирающий ход локомотив, Молдова начала набирать свой новый внешнеполитический вес.

В апреле в Страсбурге громко хлопнул дверью главный молдавский человеколюб - представитель правительства РМ в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) В.Ногачевский. Не пожелал представлять коммунистическое правительство. Он получил указание министерства юстиции избежать обвинений в адрес России в деле приднестровского террориста И.Илашку, которое сейчас находится на рассмотрении ЕСПЧ, но перед тем, как хлопнуть дверью, обвинил Россию в грубом нарушении прав человека в Приднестровье в 1992 году. Новая Молдова без сожаления рассталась с ним, как со своим мрачным прошлым.

Возобновление контроля над ценами, установление протекционистских таможенных тарифов, субсидирование сельскохозяйственных производителей, увеличение бюджетных компенсаций на оплату электроэнергии некоторым категориям населения и прочие подобные действия и намерения правительства и парламента Молдовы не на шутку обеспокоили Международный валютный фонд, тем не менее 8 мая Молдову принимают в качестве полноправного члена во Всемирную торговую организацию, куда безуспешно пытаются проникнуть Россия и Украина.

В начале лета Молдова получила статус наблюдателя в Союзе России и Белоруссии ( Приднестровье при этом - статус гостя). Сделаны твердые заявления о присоединении к этому союзу. Но в конце июня Молдова станет полноправным членом и Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы. Те, кто связывал надежды с ориентацией нового молдавского лидера исключительно на Россию, испытывают некоторое разочарование. Но это факт: в строгом соответствии со своей предвыборной программой В.Воронин заявляет о том, что Молдова прагматично смотрит во все стороны. Критерий выбора один - практическая полезность для Молдовы тех или иных союзов.

Наиболее интересный в этой связи ход молдавского президента - это его участие и позиция на Ялтинской встрече глав государств ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова). Она прошла в конце прошлой недели.

В Ялте, которая теперь обозначена как столица ГУУАМ, наконец-то состоялось окончательное оформление этой региональной организации. Была принята Хартия ГУУАМ, которая официально провозгласила приоритеты сотрудничества стран-участников. Молдавский президент настойчиво подчеркивал в Ялте, что эти приоритеты должны носить не политический, а скорее конкретно-экономический характер, прежде всего необходимо организовать транспортировку энергетических ресурсов Прикаспия - с этой целью и создавался ГУУАМ, что и заинтересовало Молдову в участии. Он настаивал на том, чтобы из текста Хартии были удалены положения, наделяющие глав стран-участниц принимать на саммитах ГУУАМ политические решения. В.Воронин хотел бы, чтобы в преамбуле Хартии, в которой перечисляются базовые документы этой организации, упоминались и документы СНГ.

В своем выступлении в Ялте, которое можно считать первым программным заявлением молдавского лидера в сфере международных отношений и приоритетов его республики, он, в частности, сказал:

- Хочу подчеркнуть, что Республика Молдова выступает за сотрудничество по линии ГУУАМ, но мы ставим вопрос о конкретном наполнении этого сотрудничества. Наши страны могут успешно сотрудничать как в рамках международных организаций, так и на двустороннем уровне. И речь здесь идет в первую очередь об обмене опытом развития экономики, социальной жизни, упрочении демократических институтов и построении развитого государства - то, чего мы сами себе желаем, путей и методов эффективной интеграции в международное сообщество...

В конце этого месяца запланировано вхождение республики в Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы в качестве ее полноправного члена. Для нас вхождение в ВТО и в Пакт стабильности - события знаковые, неординарные, можно сказать крупный внешнеполитический успех. Пакт стабильности мы рассматриваем в первую очередь, как возможность участия в крупных программах по развитию инфраструктур.

Экономические проекты, в первую очередь связанные с развитием транспортной сети, могли бы быть вписаны в контекст нашего сотрудничества по линии ГУУАМ. Таким образом, развитие инфраструктуры Республики Молдова могло бы способствовать усилению межрегиональных экономических связей между Центральной, Юго-Восточной Европой, Кавказом и Центральной Азией.

В этой связи надо отметить как перспективную постановку вопроса о зоне свободной торговли стран ГУУАМ... К этому вопросу надо, по моему мнению, подходить очень взвешено, поскольку принятие на себя обязательств, вытекающих из этого соглашения, налагает естественно и большую ответственность всех наших государств. Но если в результате создания зоны свободной торговли мы сможем выбить почву из-под ног целых полчищ чиновников, которые сегодня стоят с протянутой рукой на различных участках, начиная от Ташкента и до Кишинева, то, конечно, создание такой зоны будет вполне объективно оправдано и поддержано как экономическими агентами, так и всеми народами наших стран.

Надо отметить также и возможное негативное влияние нерешенных конфликтов на эффективное функционирование зоны свободной торговли. Поэтому наше взаимодействие в рамках ГУУАМ должно быть одновременно направлено и на решение застарелых проблем регионов, на укрепление целостности и независимости наших государств. Зоны неконтролируемой экономики, как мы все с вами знаем, не совместимы с принципами зоны свободной торговли. Поэтому наша солидарность в вопросах укрепления стабильности в наших странах должна быть постоянной...

Хотелось бы обозначить нашу позицию и относительно Хартии ГУУАМ. Этот документ фиксирует достигнутый уровень взаимодействия наших стран в этом формате, а также и на международной арене. Мы ясно излагаем свои принципы сотрудничества, основанные на верховенстве международного права. Я целиком и полностью поддерживаю направления сотрудничества внутри ГУУАМ, связанные с созданием условий для экономического роста и повышения благосостояния народов наших стран. Одновременно мы должны твердо заявить, что наше сотрудничество никоим образом не нацелено на создание каких-то замкнутых самодостаточных структур. Более того, мы считаем, что взаимодействие в рамках ГУУАМ должно способствовать одновременно усилению сотрудничества прежде всего в рамках СНГ, Черноморского экономического сотрудничества, и других структур региональных, в которых наши страны участвуют толи вместе толи каждая в отдельности. Надо использовать возможности, которые открываются через программы Европейского экономического сообщества и здесь есть много интересных проектов...

Однако другие главы стран ГУУАМ не поддержали предложение В.Воронина об упоминании в Хартии документов СНГ. На пресс-конференции по итогам ялтинской встречи из их уст не раз звучало, что новая структура носит экономический характер и не превратится в военно-политический блок, который противопоставит себя интересам России, однако предложение В.Воронина накануне встречи пригласить Россию в качестве наблюдателя было отклонено. Президент Украины Л.Кучма мягко заметил, что статус наблюдателя не может быть предоставлен в рамках еще несуществующей организации. Тогда Воронин заявил, что он будет настаивать на приглашении России в ГУУАМ если не в качестве полноправного члена, то хотя бы в качестве наблюдателя. Однако в числе потенциальных членов ГУУАМ президент Шеварднадзе предпочел назвать Румынию и Болгарию.

Создан явно антироссийский блок с экономической сверхзадачей открыть новый канал энергетической подпитки Запада, независимый от России. При этом "Великий шелковый путь", о котором так много и поэтично говорилось в Ялте, скорее всего превратится в обыкновенный грязный бездонный нефтепровод, по которому потекут ненасытному Западу последние богатства прикаспийских недр. Очевидно, В.Воронин почувствовал в Ялте некий дискомфорт, что и побудило его заметить на пресс-конференции: "Не думаю, что, сотрудничая в ГУУАМ, нас втянут в другие политические альянсы, или и того хуже, военные. Я бы не хотел, чтобы эта деятельность противоречила интересам СНГ, где мы намерены и в дальнейшем действовать очень активно".

Поживем - увидим. А пока президент В.Воронин распорядился сформировать группу ученых для создания школьного учебника по истории Молдовы. Такого еще не было. До сих пор в школах Молдовы изучали курс "История румын". Думается, что власть, которая хочет, чтобы народ изучал историю собственного, а не соседнего государства, быстро определится, в какую сторону ей имеет смысл смотреть прежде всего, чтобы не закружилась голова. Именно так делают мастера танца, когда им приходится исполнять полные обороты...

Лев ЛЕОНОВ,
наш спец.корр.

Кишинев.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList