19.10.2002 11:53 | Правда | Администратор
ОПЯТЬ ЗАГОВОРИЛИ О КУРИЛАХ
Иорико Кавагути была принята президентом Путиным, провела переговоры с министром иностранных дел И. Ивановым и вместе с вице-премьером Христенко председательствовала на заседании совместной российско-японской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Как российские, так и японские официальные лица пытались создать впечатление, что вопрос о Южно-Курильских островах в переговорах не обсуждался. Министр иностранных дал России И. Иванов, в частности, сказал, что вопрос о спорных островах не поднимался и что позиция двух сторон в этом вопросе не изменилась. Однако г-жа Кавагути накануне визита в интервью ИТАР-ТАСС заямла. что Япония готова подписать мирный договор с Россией только после «решения вопроса о прмнваявжности» всех спорных островов. Она, правда, выраэила готовность правительства Японии <мбю пцврйпг к «времени, форме и условиям рсашиго возвращения» Южных Курил. А посол Японии в Москве Минору Тамба в интервью газете "Известия"— 12 октября, ссылаясь на токийскую днчирбмю 1993 года, подписанную Ельциным, и мркупжое заявление 2001 года, сделанное Путиным и премьер ммниром Японии И. Мори, заявил, что мирный договор может быть заключен только путем разрешения проблемы четырех островов Южно-Курильской гряды: Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Японская сторона продолжает упорно ссылаться на совместную декларацию СССР и Японии от 19 октября 1956 г. Между тем Советское правительство еще в январе—феврале 1960 года объявило, что в связи с заключением в январе 1960 года американо-японского договора "о взаимном сотрудничестве и безопасности» содержащееся в этой декларации обещание о передаче Японии островов Хабомаи и Шикотан утратило силу.
Но официальный Токио и японские историки продолжают настойчиво твердить о принадлежности Южно-Курильских островов Японии. Так, упоминавшимся выше Такахаси утверждает, что по договору 1855 года Южные Курилы принадлежат Японии и что они «никогда не принадлежали России на закон-ных основаниях». «Мы могли вернуть себе Южные Курилы. когда у власти был Горбачев, — с сожалением говорит Такахаси.— Теперь здесь живут русские, и такова реальность. Мы должны примириться с этой реальностью оккупации, хотя она незаконна».
К сожалению, версию о принадлежности островов Южно-Курильской гряды Японии продолжают раскручивать и некоторые российские ученые и часть российских СМИ. Так, «Независимая газета" опубликовала во время визита Кавагути две статьи некоего К.Саркисова, который призывает к «компромиссному решению» проблемы Курильских островов. Автор является профессором Японского университета Яманаси Гакуин. Он заявляет: «Российской стороне необходимо понять, что очевидное: не только не принадлежавшие нам четыре острова, а все Курилы — не «исконные» земли, а территориальное приобретение. А приобретение нуждается в международно-правовом оформлении, то есть в договоре с Японией». Саркисов весьма сожалеет, что группа японских политиков и сотрудников МИДа, выступавших за «компромиссное решение» территориальной проблемы, недавно была уличена во взяточничестве и привлечена к уголовной ответственности.
В этой связи весьма своевременным является второе издание книги «Русские Курилы. История и современность». Она представляет собой сборник документов, ряд из которых публикуются впервые, которые дают объективную картину истории становления и развития русско-японских отношений и формирования русско-японской и советско-японской границы начиная с первых контактов в 18-м столетии вплоть до нашего времени. В сборнике приводятся неопровержимые свидетельства принадлежности России и СССР Курильских островов, включая группу четырех южных островов архипелага. На основе документов показывается полная несостоятельность японских территориальных притязаний к нашей стране. Вместе с тем в своем обстоятельном комментарии составители сборника отмечают, что проводимая в последнее десятилетие политика потворствования территориальным притязаниям Японии привела к ослаблению позиции России по отстаиванию своей территориальной целостности на Дальнем Востоке. «Дело в том,— пишут авторы сборника,— что в России, и в частности среди чиновников российского МИДа, среди думских политиков, а также в московских академических кругах и в средствах массовой информации, не прекращается деятельность неких «друзей Японии», готовых поступиться не только двумя, но и четырьмя Курильскими островами. И они ждут того момента, когда соотношение сил и настроения в политическом мире России изменятся в их пользу. Ждут того и японские политики. Но дождутся ли они этого — вот вопрос, на который пока трудно дать ясный ответ» ( «Русские Курилы...». Москва. «Алгоритм». 2002. Стр. 163 ). Кремлю следует прислу-шаться к этому весьма своевременному предостережению составителей сборника. Ведь в их числе авторитетные ученые-японисты, имеющие солидный опыт практической работы в области российско-японских отношений.
Возвратимся, однако, к пребыванию японского министра иностранных дел в Москве, отметим, что его основной смысл сводился к подготовке визита премьер министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми. Подготовлен и завизирован министрами иностранных дел двух стран т. н. «план действий». Он предусматривает укрепление политического диалога, работу по заключению мирного договора, сотрудничество в области международных отношений, эконо-мическое сотрудничество, сотрудничество в области обороны и безопасности, расширение культурных обменов и т. п. Западные журналисты, отмечая расплывчатый характер этого документа, назвали его «декларацией о добрых намерениях». Визит японского премьера должен состояться 9—11 января.
Василий САФРОНЧУК.
blog comments powered by Disqus