Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

27.08.2003 18:19 | Правда | Администратор

Разделяй и властвуй!

Каждый раз в год выборов в Государственную думу на политической сцене России происходят бурные процессы строительства новых партий и блоков. Собираются и разваливаются союзы и коалиции, их лидеры ведут бесконечные переговоры, а потом обвиняют друг друга в несговорчивости и личных амбициях, которые вредят общему делу.

Такая картина характерна для всех частей политического спектра: и для либералов, которые узурпировали в России наименование «правые» по причине отсутствия традиционной консервативной партии, и для так называемого центра, то есть прокремлевских партий, и для левой патриотической оппозиции.

Так, отношения между идеолгически вполне близкими Союзом правых сил и «Яблоком» все больше и больше портятся, переходя в откровенную вражду. От перспективы объединения или хотя бы координации усилий в ходе избирательной борьбы, которая вполне реально обсуждалась руководителями двух партий еще пару месяцев назад, не осталось и следа. Более того, закон бить изо всех именно ближайшего соседа по электоральному полю (поскольку именно он опасен в качестве конкурента более всех) заработал в полную силу.

«Яблочники» не без оснований заподозрили СПС в организации пиар-кампании проив них. Эта история началась еще в мае, в период подготовки голосования по вотуму недоверия правительству в Думе. Инициаторами этого акта тогда были КПРФ и «Яблоко», что дало повод их недоброжелателям говорить и неком союзе двух партий. Тогда и появились рекламные щиты, изображающие Зюганова и Явлинского в обнимку. Поскольку производство и установка подобной рекламы – дело недешевое, то «яблочники» рассудили, что оплатить всю эту наглядную агитацию против них могли только весьма денежные ребята. А поскольку именно СПС вместе с «Единой Россией» выступал против вотума недоверия, и нужды в деньгах он не знает, то логично было предположить за всей этой историей след Чубайса.

И вот на днях последовало продолжение интриги. На своей пресс-конференции заместитель Явлинского Сергей Митрохин заявил, что отдельные представители руководства СПС проводят кампанию «черного пиара» против партии «Яблоко». Новый ее этап связан с появлением «движения никому не известных молодых людей» под названием «Яблоко без Явлинского». По словам Митрохина, генеральным заказчиком кампании является Анатолий Чубайс, а финансирование «идет из источников, связанных с РАО ЕЭС», а координацией занимается глава избирательного штаба СПС Альфред Кох. Как утверждает зампред «Яблока», в распоряжении его партии имеются документы, доказывающие участие в кампании вышеперечисленных лиц. Со стороны СПС, естественно, последовало опровержение: кто же признается в подобных делах?

В политическом центре три основные прокремлевские партии: «Единая Россия», Народная и Партия жизни изо всех сил пытаются дистанцироваться друг от друга. Лидер Народный партии Геннадий Райков отверг возможность блокирования с единороссами весьма пафосно: мы – партия народа, а они – партия власти. Хотя все три партии соревнуются в том, чтобы быть поближе к президенту. Какая же тогда между ними разница и в чем несогласие с официально проводимым курсом?

На оппозиционном левом и патриотическом фланге, по всей видимости, близится к своей развязке основная интрига последних месяцев: с кем идет Сергей Глазьев на выборы – в рамках списка КПРФ или собственным блоком, опирающемся на Конгресс русских общин (КРО). В эту субботу в подмосковном Подольске прошел съезд КРО, который принял решение участвовать в выборах в составе коалиции народно-патриотических сил России. Выступая на съезде, Глазьев заявил, что решение идти на выборы отдельными партиями является политической ошибкой, поскольку партия представляет интересы лишь определенной части общества. При этом своим основным союзником в коалиции он видит КПРФ, лидерам которой дан срок до 20 августа ответить на предложение войти в состав нового блока.

Ответ известен заранее, и он отрицательный. Геннадий Зюганов еще за неделю до съезда КРО заявил, что считает затею с формированием блока на базе Конгресса кремлевским проектом с целью ослабить КПРФ. Среди прочего он при этом сослался на то, что к участию в проекте привлечен Марат Гельман – известный устроитель скандальных салонов, ставший помощником Глеба Павловского, а затем назначенный заместителем директора ОРТ Константина Эрнста. Кстати, Глазьев не опроверг это утверждение.

Не в меньшей степени, чем присутствие Гельмана, «кремлевские ушки» в глазьевской коалиции выдает и то, что второй официально объявленной фигурой в ней является Дмитрий Рогозин. Собственно говоря, он и передал Глазьеву свою организацию – Конгресс русских общин. А с Рогозиным КПРФ просто нечего делать. Начать с того, что после выборов 1999 года он получил кресло председателя думского Комитета по международным делам и первое, что сделал на этом посту, – всячески содействовал ратификации в нижней палате Договора по СНВ-2. И далее строго выполнял все указания из Кремля, вплоть до того, что с радостью согласился стать спецпредставителем президента по решению проблемы транзита в Калиниградскую область. Ситуация абсурдная для любой страны, где соблюдаются элементарные принципы разделения властей: деятель парламента не может быть представителем исполнительной власти. Но наши парламентарии ощущают себя не представителями своих избирателей, а просто чиновниками, делающими карьеру и поэтому стремящимися получать любые должности.

В качестве спецпредствителя Рогозин просто выполнял кремлевские указания, то есть шел на уступки литовской стороне, о чем не раз говорил его коллега по палате Виктор Алкснис. Таким образом, Сергей Глазьев предложил коммунистам войти в коалицию с человеком, с которым у них систематические и принципиальные столкновения в Думе. Условие, заведомо неприемлемое.

К тому же, по большому счету, для КПРФ нет никакого смысла в этой коалиции по той причине, что реальной силы ни за кем из предполагаемых участников коалиции просто нет. Все организации, которые заявлены в качестве возможных партнеров, по данным даже официальных социологических центров, не дотягивают и до одного процента. Таким образом, говорить о блоке политических сил нет оснований, а речь идет о союзе отдельных личностей. Но такой вариант уже был, именно по такому принципу КПРФ составила свой список на прошлых выборах, когда в ее фракции было немало некоммунистов. И в этот раз были предложены места в федеральном списке ряду патриотических и оппозиционных деятелей, часть из которых с радостью приняли это предложение. В чем же разница? В том, что будучи включенной в глазьевскую коалицию пусть даже первой, но среди равных, КПРФ рискует оказаться в ситуации, когда голосованием большинства членов блока будут приниматься решения, идущие против ее позиции. Таким образом, она может стать заложником карликов-партнеров, реально не дающих голосов, но строго требующих своей равной доли. Кому же захочется добровольно надевать такой хомут на свою шею?

В итоге глазьевской инициативы левый патриотический фланг оказывается расколотым точно так же, как и все остальные части политического спектра. Это очень выгодно власти, поскольку тем самым наносится удар ее основному оппоненту – КПРФ. Да и вообще чем больше будет предложено избирателям всяческих списков, тем сильнее будут раздроблены голоса, а управлять отдельными небольшими группами парламентариев гораздо проще, чем крупными монолитными партийными фракциями. Ведь еще древние говорили: «Разделяй и властвуй!»


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList